Инструкция для градоначальника
Умный город
Для умного города требуется умный мэр, способный наладить диалог с общественностью для определения наиболее востребованных smart-решений и воспользоваться предлагаемыми ресурсами
Минкомсвязи России объявило в апреле о том, что все субъекты федерации утвердили региональные программы цифровизации экономики. Важной составной частью этих документов является «умный город» — концепция, предполагающая использование информационных технологий. Внедрение ИТ позволяет улучшить качество жизни горожан, получать реальную экономию средств муниципального бюджета, улучшать коммуникацию между гражданами и местной властью, решать многие вопросы дистанционно, например, с помощью городских мобильных приложений проводить платежи или получать какую-либо информацию.
Оно мэру надо?
Львиная доля внедряемых сегодня smart-решений затрагивают прежде всего муниципальный уровень. Это интеграция информационных и коммуникационных технологий и интернета вещей для управления городским имуществом. Активы города включают местные отделы информационных систем, школы, библиотеки, транспорт, больницы, электростанции, системы водоснабжения и управления отходами, правоохранительные органы, другие общественные службы, и всем этим не ограничиваются.
Понятно, что реализация концепции умного города накладывает на городскую команду управленцев во главе с мэром немалую нагрузку. Помимо поиска источников финансирования это кадровая проблема — зачастую на муниципальном уровне не хватает людей, способных предметно заниматься внедрением smart-решений. Кроме того, это дополнительная организационная и бюрократическая нагрузка, связанная с необходимостью проведения целого ряда мероприятий и оформления отчетностей. Плюс ко всему градоначальник сильно рискует: если те или иные реализованные smart-решения окажутся невостребованными, можно попасть под подозрение в неэффективном расходовании бюджетных и частных средств.
Между тем жители все активнее предъявляют запросы на внедрение на муниципальном уровне тех или иных цифровых сервисов, и эту инициативу низов уже нельзя игнорировать.
Важнейшее стартовое условие умного города — умный мэр, способный подняться над рутиной и увидеть перспективу развития территории на ближайшие пять-семь лет. Разработка на муниципальном уровне дорожной карты проекта «умный город» обязательно должна вестись в условиях консенсуса с местным сообществом. Дело в том, что отдельные подсистемы умного города имеют разную степень актуальности для тех или иных территорий. Например, умное решение парковочного пространства, находящееся в числе первоочередных для Москвы или Екатеринбурга, вряд ли является таковым в малых населенных пунктах. Здесь важно выбрать несколько задач, приоритетных для конкретного города.
Определившись с приоритетами, следует синхронизировать работы по дорожной карте муниципалитета с соответствующими региональной и федеральной программами. Это поможет определить источники финансирования, решить кадровые, организационные и многие другие вопросы. Эксперты отрасли убеждены, ряд элементов умного города должен внедряться на бюджетные средства. Например, видеонаблюдение, распознавание лиц. Это инвестиции затратные и невозвращаемые, но касаются вопроса безопасности проживания в городе. А есть вещи, более интересные бизнесу, здесь можно обойтись без бюджетных ресурсов, в том числе с используя современные формы частно-государственного партнерства, концессий. Это сферы ЖКХ и энергосбережения, такие как «умный свет».
Умный мэр не будет изобретать велосипед, а воспользуется успешным опытом внедрения smart-решений, в том числе в уральских городах — Сатке Челябинской области, Березниках Пермского края, Качканаре Свердловской области.
— Сатка — маленький город, население 40 тысяч человек, бюджет по доходам 160 млн рублей. В 2014 году мы стали думать об энергосбережении города и создали единый муниципальный ситуационный диспетчерский центр. Весь поток информации поступал туда, и уже потом в УК или другим ресурсникам. Мы начали заниматься энергосервисом и заменили оборудование, сейчас у нас идеальное освещение, — делится первый заместитель главы города Сатка Павел Баранов. — В 2017 году мы подписали соглашение с Ростелекомом и уже через год реализовали три проекта: «Умный дом», «Умный сквер» и «Умная школа».
Эффективный учет энергоресурсов — одно из наиболее рентабельных направлений развития «ума» городов
— В проект «Умный город» мы попали, пытаясь понять, почему у нас такие затраты на ЖКХ. Второе, что нас волновало, — это безопасность детей, у нас было много ДТП с их участием. Тогда мы полностью обеспечили детские учреждения освещением и камерами слежения, осветили все улицы. Получили 46% экономии, а сроки службы светильников увеличили до 25 лет, — рассказал глава города Березники Сергей Дьяков.
В рамках энергосервисного контракта в Качканаре было модернизировано уличное освещение, заменены почти 1,3 тыс. светильников на энергоэффективные светодиодные. Благодаря этому город получил диджитал-инфраструктуру «под ключ» и экономию энергии в 80%.
Включи лампочку
Среди проектов умного города в бюджетной сфере тема уличного освещения преобладает. Основная цель — социальная: экономично создать комфортную среду. Так, в Магнитогорске, Троицке, Сатке, Пласте и Миньяре инновационными технологиями оснащены системы освещения на дорогах и пешеходных переходах. В нескольких школах Челябинска и Сатки современные лампы обеспечивают равномерную освещенность для учеников за каждой партой, что положительно влияет на их зрение и здоровье. Интеллектуальная система освещения и монтаж более 400 современных источников света выполнены в челябинском Дворце спорта «Юность». Более 50 тысяч фонарей на улицах Челябинска планируется заменить к саммиту ШОС и БРИКС в рамках проекта «Умный город Челябинск».
— Доля проектов уличного освящения у нас доминирует, — подтверждает генеральный директор ассоциации энергосервисных компаний РАЭСКо Алексей Туликов. — Тему внутреннего освещения получилось всколыхнуть за счет принятия
Минэнерго России приказа № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Внедрением smart-решения «безопасный город» должно заниматься не отдельное муниципальное образование, а субъект федерации, разрабатывающий единый стандарт, обязательный к исполнению во всех городах региона
Но есть подсистемы умного города, которые не внедрить с помощью энергосервисных контрактов. Это, как отмечено, в первую очередь безопасность. Здесь есть интересный зарубежный пример. В 25-миллионном Шанхае, крупнейшем китайском городе, поставили по видеокамере на каждый перекресток — для этого потребовалось свыше 600 тысяч таких устройств. Это были значимые бюджетные расходы, но с другой стороны, за последние три года в мегаполисе практически исчезли желающие угонять машины и совершать правонарушения на улицах. Для внедрения этого smart-решения потребовалось в том числе и принятие на уровне региона специальных государственных стандартов, предусматривающих при сдаче нового дома оснащение каждого подъезда, детской площадки, парковки видеокамерами и подключение их к единой системе передачи данных.
Внедрением smart-решения «безопасный город» должно заниматься не отдельное муниципальное образование, а субъект федерации, разрабатывающий единый стандарт, обязательный к исполнению во всех городах региона. Это позволит собирать данные, анализировать криминогенную обстановку и выявлять наиболее проблемные территории с выработкой соответствующих решений. Кроме того, это избавит муниципалитеты от выбора наиболее приемлемых компаний-разработчиков и поиска источников финансирования.
Директор Института энергосбережения им. Данилова (Екатеринбург) Сергей Банных приводит еще один пример необходимости подключения субъекта федерации:
— В нашем представлении умный город — это город, который эффективно распоряжается ресурсами. С чего у нас в Свердловской области началась цифровизация? Наш институт является региональным оператором энергоданных бюджетного сектора, через него проходит отчетность между муниципалитетами и федерацией. Однажды произошла ситуация, когда один из муниципалитетов отчитался о потреблении электроэнергии в объеме большем, чем вся Свердловская область. После этого пришло понимание, что нужно цифровизировать наши отчетности и использовать smart-системы, которые позволяют привести баланс между муниципалитетами и федерацией.
Сегодня Институт энергосбережения им. Данилова поднимает вопрос о создании на региональном уровне единой цифровой платформы (банка готовых решений), где муниципалитеты Свердловской области могли бы пользоваться различными сервисами, разработанными телекоммуникационными компаниями и рекомендуемыми к внедрению в качестве регионального стандарта. Экономия для отдельных муниципалитетов будет не только в отсутствии необходимости тратить дополнительные ресурсы на разработку smart-решений, но и в использовании единого центра обработки данных (ЦОД), который Ростелеком планирует открыть в Свердловской области в августе этого года. С этой позиции можно говорить уже не об умном городе, а об умном регионе.
На федеральном уровне на внедрение различных smart-решений, требующих бюджетного участия, предусмотрены средства в рамках проекта «Умный город» и национальной программы «Цифровая экономика». В настоящее время субъекты федерации подают заявки в Минстрой России на участие в программе «Умный город» в качестве пилотов от ряда своих территорий. Так, в заявке от Свердловской области присутствуют четыре города — Екатеринбург, Новоуральск, Каменск-Уральский и Полевской. В ближайшее время будет подана вторая заявка, в которой планируют принять участие Нижний Тагил, Заречный и Лесной.
Первый опыт внедрения smart-решений в отдельных территориях Уральского региона показывает, что процесс цифровизации не зависит от уровня бюджетной обеспеченности того или иного населенного пункта, поскольку сегодня предусмотрено немало сторонних источников финансирования. Важна активность команды, управляющей городом.