В зоне турбулентности

Рейтинг аудиторских компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2016 года

Рейтинг аудиторских компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2016 года

Рынок аудита еще не успел пережить встряску от реформирования СРО, как ему уже готовят новое испытание — смену регулятора

Суммарная выручка участников рейтинга аудиторско-консал­тинговых компаний аналитического центра «Эксперт» сократилась по итогам 2016 года на 5,5% и составила 1,9 млрд рублей. С поправкой на инфляцию доходы участников исследования просели более чем на 10%.

Консалтинг перетягивает

Анкеты по итогам 2016 года прислали 18 компаний. Десять из них участвуют в пяти волнах исследования подряд и имеют долю суммарной выручки от 67 до 77% ежегодно. С отрицательной динамикой выручки год закончили восемь компаний. Лидерство по объемам доходов в рейтинге продолжает удерживать компания «РАСТАМ», на которую приходится половина совокупной выручки, на второй позиции — АО «2К» (13%), замыкает тройку «Авуар» (8%).

Лидером по темпам увеличения выручки за год стал уфимский аудиторско-консульта­тивный центр «Содействие» — 30,4% к уровню 2015 года.

Доля аудиторских услуг в совокупной выручке аудиторско-консалтинговых компаний составила в 2016 году 27% (501 млн рублей), почти три четверти выручки уже на протяжении трех лет делает консалтинг.

— В условиях постоянно снижающейся доходности бизнесов предприятия ищут внутренние резервы, что создает хороший спрос на услуги налогового планирования и консультации в сфере управленческого учета. Бухгалтерский аутсорсинг также приобретает все большую популярность, — формулирует факторы спроса генеральный директор АФ «Аудит-Классик» Татьяна Севастьянова.

Генеральный директор АО «2К» Тамара Касьянова отмечает рост востребованности промышленного консалтинга, оценки для оспаривания кадастровой стоимости, консультирования в сфере сокращения издержек, оценки и финансового анализа при банкротстве.

Почти все виды практик по результатам исследования показали за прошлый год отрицательную динамику. В плюсе только консалтинг в области организации производства товаров и услуг (8,7%), а также общий аудит. Годовой 5-процентный рост общего аудита закрепил его позицию лидера в структуре совокупной выручки: в 2016 году объем практики составил 476,6 млн рублей. На втором месте юридический консалтинг (годовой спад почти на 11% до 373,1 млн рублей), на третьем — финансовый (минус 10,3% до 351,1 млн рублей).

Наибольшее падение выручки зафиксировано по практике «аудит финансовых институтов» — почти 40%.

С прошлого года Минфин начал постепенные шаги по внедрению на российском рынке международных стандартов аудита (МСА). Однако пока доля аудита и сопутствующих услуг по МСА остается ничтожно малой (приблизительно 0,05% совокупной выручки). Наиболее востребованы услуги аудита по МСФО и трансформации отчетности (40,4 и 39,4% соответственно).

Большинство потребителей услуг участников нашего исследования — промышленные предприятия. Доля финансового сектора в структуре клиентской базы стабильно держится в районе 30%.

В режиме постоянной реформы

По данным реестра Минфина, на конец марта в Урало-Западносибирском регионе работает 545 аудиторских компаний (12,3% от общего количества по России). Более четверти из них (144 компании) зарегистрированы в Свердловской области. В Челябинской области в реестре 85 компаний, в Тюменской области (без автономных округов) — 75, в Пермском крае — 70, в Башкортостане — 65. В регионе работают 2425 специалистов-аудиторов (11,7% общероссийского показателя), в том числе 312 — с единым аттестатом (12,9% от общего числа аудиторов по Уралу и Западной Сибири). По числу аудиторов лидирует также Свердловская область — 638 (26,3% от совокупного числа в макрорегионе), из них 112 — с единым аттестатом. Наибольшая доля специалистов с единым аттестатом зафиксирована в Курганской области (каждый пятый), но в общем списке аудиторов региона вклад области незначителен (2,4%).

В целом по России, по данным реестра Минфина, аудиторскую деятельность ведут 4447 аудиторских организаций и 20 790 аудиторов, в том числе 3740 (18%) — имеющих единый квалификационный аттестат.

Аудиторы с единым аттестатом могут проверять общественно значимые хозяйствующие субъекты, а это самая лакомая часть клиентской базы. Такие организации (среди них банки, страховые компании) в силу закона обязаны заверять отчетность.

Введение единого квалификационного аттестата в 2011 году стало первым значимым шагом государства к ужесточению правил допуска к профессии. По логике, это должно было привести к вытеснению с рынка недобросовестных и низкоквалифицированных аудиторов и искоренению конкуренции, основанной на демпинге.

Однако на практике мера дала неоднозначный эффект. Некоторые аудиторы с опытом, не имеющие единого аттестата, оказались лишены возможности заверять, например, банковскую отчетность. На их место пришли сдавшие экзамен, но не имеющие достаточных навыков аудита в финансовой сфере специалисты. Это стало одной из причин снижения качества аудита финорганизаций. Статистика неутешительна: по данным ЦБ РФ, в 2016 году лицензии отозваны у 97 кредитных организаций, 68 из которых признаны банкротами, при этом у 59 из них (86,6%) были положительные заключения по отчетности.

Не добившись желаемого повышения качества услуг, профильное ведомство продолжило наведение порядка в отрасли. Поскольку институт саморегулирования уже много лет не справляется с демпингом, регулятор решил реформировать сам этот институт, решив, что все дело в большом количестве СРО: это позволяет нечестным игрокам менять организации, оставаясь в профессии.

1 января 2017 года вступил в силу федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который увеличивает количественные требования к численности членов аудиторских СРО до 2 тыс. компаний (рост в четыре раза по сравнению с первоначальными требованиями) и до 10 тыс. аудиторов (14-кратный рост). Ни одна из действующих до принятия закона пяти СРО аудиторов не удовлетворяла новым требованиям. В отрасли начались процессы объединения, и сейчас наметилась конфигурация формирования двух СРО: Российского союза аудиторов (по данным сайта, на 23 марта 2017 года в него входили 2130 юридических и 9841 физических лиц) и Аудиторской ассоциации «Содружество» (по данным сайта, на 29 марта 2017 года — 2245 аудиторских организаций и 8965 аудиторов). И если в прошлом году участники нашего исследования представляли пять СРО, то в этом — только три: в Российский союз аудиторов входят десять компаний, в ассоциацию «Содружество» — шесть, в обоих состоит один участник, еще один в СРО «Аудиторская палата России».

Крыло ЦБ

На этом государство останавливаться, похоже, не намерено. Катализатором перемен во многом послужила ситуация в банковской сфере. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина не раз поднимала вопрос об ответственности аудиторов, подтверждающих отчетность нечистых на руку банков. В публичных дискуссиях постоянно говорят о необходимости особых требований к компаниям, проводящим аудит отчетности финансовых организаций.

В итоге ЦБ начал настаивать на передаче ему части функций контроля за рынком аудита. Изначально речь шла о разработке нормативной базы, однако на днях стало известно, что правительство согласилось со следующего года передать ЦБ полный надзор за аудиторами, заверяющими отчетность общественно значимых организаций. Профессиональное сообщество аудиторов в регионах к идее относится отрицательно. В конечном итоге это приведет к еще большему сокращению участников рынка.  

Конец тайне

Аудиторские СРО не справились и с другой своей функцией — лоббированием и защитой профессиональных интересов. В России запущен процесс ликвидации одного из основных принципов профессии — аудиторской тайны.

В конце марта в Госдуму внесен законопроект, в соответствии с которым предлагается обязать аудиторские организации и аудиторов отправлять уведомления о сомнительных сделках или операциях. Аргументы «против» приводит генеральный директор ООО «Инвест-аудит» Егор Чурин:

— В течение последних лет законодатель неизменно пытается навесить на аудиторов дополнительные функции, которые по факту должно исполнять государство. Например, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма. Почему-то, по мнению законодателя, этим вопросом должны заниматься в том числе и аудиторы. Аудит не предполагает информирование государственных органов о преступлениях. Аудит в первую очередь — независимое подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности в инвестиционных целях. Это совершенно разные функции. Тем не менее многие госорганы пытаются использовать институт аудита в своих интересах — обнаружения и разоблачения экономических преступлений. Сложно представить, как на практике будет реализовано данное нововведение. Понятие «подозрительность операций» всегда сугубо индивидуально, как и доказательная база по нему. Законопроект, о котором идет речь, — это дополнительная мера, не имеющая четкого смысла и не сопоставимая с понятием и целями аудиторской деятельности.
 
Пока исполнительные аппараты СРО делят рынок в борьбе за количество членов, в стороне остаются «рабочие» вопросы отрасли, напрямую влияющие на качество и себестоимость услуг. Например, проблема кадров. Как известно, компетенция специалиста — главный актив аудиторской компании. Директор аудиторской группы «Капитал» Ирина Екимовских считает, что реализация реформы оказывает противоречивое влияние на кадры:

— С одной стороны, падение престижа аудиторской профессии и отсутствие продуманной системы мотивации увеличивает кадровый дефицит, с другой — перекраивание жизни аудиторского сообщества привело к закрытию некоторых фирм и высвобождению специалистов. При этом вопрос дефицита кадров с повестки дня не снят. Молодые специалисты, соотнеся необходимый объем знаний и навыков с получаемым вознаграждением, просто теряют интерес к профессии.

Идеи и решения, позволяющие хотя бы частично снять остроту кадрового вопроса, есть.

— Необходимо как можно скорее переходить к модульной системе проведения квалификационного экзамена по тестируемым областям знаний и уровням компетенций, обеспечить возможность зачета на взаимной основе результатов квалификационных экзаменов, сдаваемых для получения международно признанных квалификаций в области аудиторской деятельности, и экзаменов, проводимых единой аттестационной комиссией. Нужно законодательно закрепить практику определения приоритетной тематики обучения аудиторов по программам повышения квалификации на очередной год, а также обеспечить мотивацию аудиторов к прохождению такого обучения, — считает Ирина  Екимовских.

Перспективы этого года для рынка аудита участники нашего исследования оценивают сдержанно. По мнению Егора Чурина, в целом серьезного роста ожидать не стоит: отрасль зависима от роста ВВП и состояния экономики.

— Введение в действие международных стандартов аудита, возможная смена регулятора и постепенный переход к одному СРО в связи с неуклонным сокращением числа аудиторов вряд ли пройдут безболезненно. В результате многие игроки уйдут, что не позволит всему рынку расти, — подводит итог Ирина Екимовских. — Но компании, готовые принимать и качественно обслуживать клиентов, обладающие необходимым кадровым резервом, получат новые возможности. Аудитор-профессионал ценен всегда.                        

 

Дополнительные материалы

Рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний Урала и Западной Сибири по итогам 2016 года

Материалы по теме

Аналитический центр «Эксперт» приглашает принять участие в рейтингах аудиторских и консалтинговых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам 2017 года

Аналитический центр «Эксперт» подготовил рейтинг аудиторско-консалтинговых компаний по итогам 2017 года

Аналитический центр и журнал «Эксперт» приглашают принять участие в рейтингах аудиторских и консалтинговых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам 2019 года

Дан старт подготовке рейтингов аудиторских и консалтинговых компаний

Рынок аудита в ожидании реформы