Этот медленный поворот на Восток
Китай — Урал
Китай демонстрирует стремление ускорить экономическую интеграцию с Россией, в том числе на региональном уровне. Готовы ли к этому на Урале?
Китай в лице Генерального консульства КНР в Екатеринбурге (в консульский округ входят Свердловская, Тюменская, Челябинская, Новосибирская, Омская области и Красноярский край) опробовал в Уральском регионе новый формат обсуждения вопросов двухсторонних отношений. 30 марта в Екатеринбурге прошел масштабный международный форум «Содействие торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и Россией на Урале», оператором которого стал журнал «Эксперт-Урал». Уникальность мероприятия в том, что китайское Генконсульство выступило не в роли приглашенной стороны и почетного гостя, а как инициатор и организатор. Соответственно, круг тем и список участников определены самими китайцами, и этот взгляд «с той стороны» нам представляется весьма интересным.
К обсуждению были предложены темы китайско-российского межрегионального сотрудничества в рамках реализации стратегии КНР «Один пояс и один путь», участия китайских предприятий в развитии Уральского региона, потенциала малого и среднего бизнеса Урала в межрегиональных связях двух стран. Форум собрал около 150 заинтересованных участников: представителей посольства КНР в РФ; руководителей органов исполнительной власти Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов; китайских инвесторов, работающих либо имеющих планы работы в Уральском регионе; директоров уральских компаний, экспортирующих продукцию в КНР.
«Евразийский мост»
Главный месседж китайской стороны россиянам, в том числе уральцам, — надо «поспешать».
— Необходимо ускорить реализацию стратегических проектов Китая и России, — призвал полномочный министр посольства КНР в РФ Су Фанцю. — Также следует содействовать сотрудничеству между малыми и средними предприятиями, совершенствовать соответствующие механизмы, создавать платформы, предлагать финансовые и информационные ресурсы. Нужно стремиться создавать благоприятные условия для торгово-промышленного сотрудничества двух стран. Сопряжение стратегии «Экономический пояс Шелкового пути» и Евразийского экономического союза позволит добиться еще больших успехов во взаимодействии китайских провинций с российскими регионами, включая Уральский федеральный округ, на благо народов наших стран.
Су Фанцю также выразил надежду, что российско-китайский экономический форум будет проводиться в Екатеринбурге на регулярной основе, а посольство Китая готово оказать этому мероприятию всяческое содействие.
— Укрепление межрегиональных связей является одной из важнейших задач в деле развития межгосударственных отношений. Цель проведения нашего форума — содействие реальному сотрудничеству, обмен информацией, установление контактов и развитие регионального взаимодействия, — подчеркнула генеральный консул КНР в Екатеринбурге Гэн Липин.
Ускорение экономической интеграции двух стран стало призывом и российской стороны.
— Несмотря на то, что мы уже на протяжении многих лет говорим, что КНР для нас главная страна-партнер, сама процедура поиска бизнес-партнеров и проведения переговоров проходит, на наш взгляд, чрезвычайно медленно и неэффективно, — признал представитель МИД России в Екатеринбурге Александр Харлов. — Необходим переход от просто товарных операций между представителями российского и китайского бизнеса, которые сейчас преобладают, к реализации совместных проектов. Важно создавать механизмы, которые позволят более активно привлекать на территорию Урала инвесторов из Китая. И это задача субъектов федерации.
Действительно, если суммировать статистические данные Федеральной таможенной службы, то объем торговли субъектов Урало-Западносибирского региона с Китаем весьма значителен и продолжает расти: за 2016 год этот показатель составил 7,8 млрд долларов, увеличившись в сравнении с предыдущим годом на 70%, правда, исключительно за счет импорта из КНР. С реализацией инвестиционных проектов ситуация значительно хуже. По информации начальника департамента по вопросам экономической и социальной политики аппарата полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе Анны Ленской, на территории УрФО работают всего 26 предприятий с участием китайского капитала. Сферы — торговля транспортными средствами и оборудованием, приборостроение, производство деревянных и пластмассовых изделий, разработка программного обеспечения, управление недвижимостью и других.
— Мы предложили включить в деловую программу Четвертого российско-китайского Экспо в Харбине (15 — 19 июня 2017 года. — Ред.) мероприятия в формате презентационной площадки, которую мы назвали «Евразийский мост». Она позволит представить китайским инвесторам проекты регионов Уральского федерального округа для совместной их реализации и развития партнерства, — рассказала Анна Ленская. — Площадка призвана содействовать формированию экономической и инфраструктурной связи европейской и азиатской частей мирового пространства, где Уральский федеральный округ позиционируется как соединяющее их звено. В рамках презентации будут подробно представлены инвестпроекты по таким направлениям, как транспортная инфраструктура (строительство и ремонт автодорог, создание транспортного коридора), АПК (строительство агроферм и агропромышленных парков, терминалов для хранения зерна, производство паштетов), медицина и другие. Важная деталь: полномочный представитель президента РФ в УрФО гарантирует отсутствие административных барьеров при реализации этих проектов.
А олени — лучше
Стремясь привлечь китайских инвесторов, уральские субъекты РФ в последние годы разрабатывают для них эксклюзивные предложения и интенсифицируют международные контакты.
— В 2016 году мы приняли более 20 официальных делегаций из КНР, — отметил министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Андрей Соболев. — Специально для китайских компаний в нашем регионе разработаны и адаптированы предложения инвестиционно-делового сопровождения. Инвестпроекты охватывают такие сферы, как машиностроение, лесная промышленность, фармацевтика, энергетика и электронная коммерция. В рамках сопряжения проектов Евразийского экономического союза и «Экономического пояса Шелкового пути» мы совместно с Народным правительством Харбина и Народным правительством провинции Хэйлунцзян ведем работу по созданию в Свердловской области центра трансграничной электронной коммерции.
Еще один эксклюзив для китайской стороны в части особого благоприятствования работе на Урале — создание в Екатеринбурге Межрегионального комитета содействия торговли и инвестициям, который, вероятнее всего, будет сформирован в этом году на базе Уральской торгово-промышленной палаты и одного из китайских бизнес-объединений (партнер от Китая еще определяется). Цель его создания — упорядочить торгово-экономические связи (сегодня со стороны малого и среднего бизнеса они развиваются во многом хаотично и при недостатке необходимой информации, а потому малоэффективны) и предложить их участникам и потенциальным инвесторам полный набор возможных инструментов господдержки.
Упорядочить работу малого и среднего бизнеса с Китаем пытается также Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, в который по вопросам такого сотрудничества за прошлый год обратилось почти 200 уральских компаний. Они предлагают поставки в Поднебесную кондитерских изделий, пиломатериалов, программного обеспечения, технологий и материалов для очистки в химической промышленности и нефтепереработке, ювелирных украшений, электрооборудования, медицинской техники. Китайцы также делают запросы в фонд: просят помочь подыскать на Среднем Урале партнеров в сферах туризма, ИТ, производства экологически чистых продуктов питания и др.
Другие субъекты РФ Урало-Западносибирского региона также рассматривают Китай как важнейшего партнера и готовят китайским инвесторам особый пакет предложений.
— Отношения между Ямало-Ненецким автономным округом и Китаем носят стратегический характер, ведь наши совместные проекты серьезно меняют всю конфигурацию глобального энергетического рынка, — считает первый замдиректора департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО Сергей Урамаев. — Доля китайских инвесторов в проекте «Ямал СПГ» сегодня составляет 29,9%. Предприятия КНР активно используют Северный морской путь для доставки своих грузов через порт Сабетта не только в Россию, но и в страны Европы. Но ЯНАО — это не только газ и нефть, это крупнейший мировой оленеводческий центр с численностью поголовья более 700 тыс. оленей. Мы — единственный российский регион, прошедший процедуру сертификации мяса северного оленя по стандартам ЕС. Сегодня созданы все политические и экономические предпосылки для надежного, быстро окупаемого инвестирования в этот стремительно растущий сектор экономики. Для правительства ЯНАО особый интерес представляет создание совместных предприятий по производству продуктов питания, изделий из оленьей кожи, по переработке субпродуктов (биопрепараты на основе рогов и пантов) с целью организации экспорта в Китай.
Челябинская область в развитии связей с Китаем делает ставку на совместные проекты в АПК и транспортной логистике, а также на модернизацию металлургических предприятий региона. Об одном из этих направлений рассказала начальник управления ВЭД министерства экономического развития Челябинской области Татьяна Мошарова:
— Мы участвуем во многих выставках в Китае, чтобы продвинуть на рынок КНР продукцию наших продовольственных предприятий. Что приятно, китайский рынок очень цивилизованный. Например, одно из челябинских предприятий использует для внутреннего рынка более простую упаковку, нежели ту, в которой оно направляет продукцию в Китай. То есть там стандарты очень высокие, и мы к ним стремимся. Многие наши продовольственные предприятия модернизируются именно с целью соответствия этим требованиям, чтобы можно было поставлять продукцию в КНР. Не так давно состоялся визит китайской корпорации «Желтая земля» в Челябинскую область, был подписан меморандум о сотрудничестве с Продовольственной корпорацией Челябинской области о создании на Южном Урале зоны высоких аграрных технологий. С привлечением китайских инвестиций мы намерены создавать предприятия по выращиванию и переработке сельхозпродукции, которая впоследствии могла бы быть экспортирована в КНР.
Заместитель гендиректора Инвестиционного агентства Тюменской области Алексей Бобов обозначил четыре главных направления, по которым тюменцы готовы сотрудничать с китайскими компаниями, в том числе создавать совместные предприятия — это деревопереработка, АПК и пищевая промышленность, нефтехимия, ИТ. По его словам, в Тюменской области организованы три индустриальных парка, которые предоставляют инвесторам полный пакет услуг по цене чашечки кофе — сто
рублей в месяц за гектар с подведенной инфраструктурой.
Чего хотят китайцы
— Мы услышали много слов от представителей региональной власти об улучшении инвестиционного климата на Урале и очень это приветствуем, — отметил генеральный директор Платформы интеграции международных экономических и торговых ресурсов «Хопинг Чайна» Ван Сюй. — Но для китайского инвестора эти условия — не самое важное при принятии решения о реализации проекта за тысячи километров от своей страны. Главный толчок для этого — спрос, а самый большой барьер, мешающий нормальному сотрудничеству между китайскими и российскими компаниями, — нехватка взаимного доверия и коммуникаций. Поэтому мы предлагаем коммуникационную платформу, на которой бизнесмены двух стран будут непосредственно контактировать друг с другом.
Более тысячи сотрудников Китайской национальной химико-инженерной строительной компании № 7 участвуют в строительстве интегрированного комплекса «ЗапСибНефтехим» в Тобольске
К слову, «Хопинг Чайна» сегодня рассматривает возможность организации в Тюменской области производства горнодобывающего оборудования. А Китайская национальная химико-инженерная строительная компания № 7, представляющая собой крупный государственный холдинг, уже вовсю работает в Тюменской области, участвуя по заказу Сибура в масштабном строительстве нефтехимического комплекса в Тобольске. Проект планируется завершить к августу 2019 года. Генеральный директор этой компании Шу Цзэ рассказал о трудностях, которые приходится преодолевать:
— У нас в этом проекте задействованы свыше тысячи китайских рабочих и специалистов. Нагрузка на них большая, потому что климат непривычно холодный. Чтобы они максимально адаптировались, мы надеемся на помощь местного правительства, в том числе по миграционному законодательству. Мы имеем уже восьмилетний опыт работы в России. Для больших проектов требуется много сотрудников. Местные трудовые ресурсы не могут полностью удовлетворить нашим требованиям. Все-таки на месте мы не можем найти необходимое количество рабочих рук. Нужна помощь и по транспортной логистике, чтобы вовремя поставлялись ресурсы для строительства.
Китайская группа компаний «Хайлонг», напротив, при реализации проекта в Свердловской области (завод «Техномаш» в Невьянске) сделала ставку на использование местных кадров.
— В 2012 году группа компаний «Хайлонг» в Невьянске запустила линию по нанесению внутреннего покрытия на трубы нефтяного сортамента производственной мощностью 200 млн погонных метров в год. В 2016 году введена в эксплуатацию линия по выпуску бурильных труб ежегодной производительностью 15 тыс. тонн. В текущем году мы введем в эксплуатацию линию по выпуску замков для бурильных труб мощностью 80 тыс. комплектов в год, чтобы еще больше локализовать производство на Урале, — сообщил генеральный директор «Техномаша» Лян Кэвэй. — Сегодня штатная численность нашей компании в Невьянске — 289 человек, в том числе 25 сотрудников из Китая. Российские специалисты уже полностью управляют и организуют производство, демонстрируя высокий профессионализм и глубокие знания технологии.
Вместе с тем Лян Кэвэй также отмечает важность развития на Урале транспортной инфраструктуры, а одной из главных проблем называет недостаточное доверие российских потребителей к качеству китайской продукции, «хотя на самом деле оно уже повысилось». Но это уже внутренний вопрос бизнеса КНР.
Интерес к развитию экономических связей России и Китая проявляется с обеих сторон и он огромен. Для устранения барьеров важно координировать процесс на региональном уровне.
Дополнительные материалы:
Справедливый обмен Уральский федеральный университет стал региональным центром в сотрудничестве с КНР по научным и образовательным программам, рассказал ректор УрФУ, председатель Совета ректоров вузов Свердловской области Виктор Кокшаров: — Ни один крупный инвестиционный проект не может обойтись без научно-образовательной составляющей. Сотрудничество между российскими и китайскими вузами уже имеет солидную базу. Это проявляется в том числе в обмене студентами и преподавателями — в отличие от сотрудничества с западными университетами, куда в основном наши граждане едут на работу и обучение. Это и увеличивающееся количество совместных исследовательских проектов России и Китая. Для Уральского федерального университета за последние два года китайские университеты превратились в основных партнеров с точки зрения совместных публикаций. Совместно с учеными КНР мы в 2015 — 2016 годах сделали 67 публикаций, которые индексируются по базе данных Web of Science, и 63 публикации по базе данных SCOPUS. Сотрудничаем с такими китайскими вузами, как университет Синьхуа, Пекинский авиакосмический университет, Харбинский политехнический университет. В составе УрФУ работает институт Конфуция — один из 17 в России. Сегодня в нем обучается китайскому языку, культуре и искусству около 900 студентов и слушателей. Также УрФУ создал институт совместно с Северокитайским университетом водных ресурсов и энергетики. Китай — одна из основных стран-партнеров, которые посылают своих студентов для учебы в УрФУ. Из 2200 иностранных студентов сегодня 323 — граждане КНР. Тут есть и экономическая подоплека: получать образование в западных странах — в десятки раз дороже, чем в России. А наши университеты в последние годы активно развиваются, стараются быть заметными в международных рейтингах. И для китайских студентов это становится серьезным стимулом, чтобы приехать к нам и обучаться, в том числе за деньги, а не только по квоте Россотрудничества. |
Повысить доверие В вопросах таможенного оформления грузов из Китая не хватает прозрачности, считает и.о. начальника Уральского таможенного управления Максим Чмора — Товары из Китая на Урал отгружаются преимущественно из двух портов — Шанхая и Шенчженя, а также из Пекина. Те объемы, которые мы регистрируем, преимущественно транспортируются по маршруту номер 2 (см. схему): это отгрузка из морских портов Китая, транспортировка морским путем в порт Санкт-Петербурга. В этом году в Сабетту, единственный международный морской порт в УрФО, из Китая вышли суда с грузами (габаритными промышленными установками, доставлять которые данным способом быстрее и дешевле) по маршруту Северного морского пути. Через Сабетту грузы транспортировались вниз до Тобольска и даже до Павлодара в Казахстане. Перемещение грузов морским путем до Санкт-Петербурга — это достаточно долго. Железнодорожным транспортом — быстрее, но дороже. Чтобы повысить рентабельность железнодорожных перевозок важно обеспечить обратную загрузку, поскольку сегодня по количеству контейнеров и по весу перевозимых товаров из Китая на Урал прибывает в 12 раз больше грузов, чем в противоположном направлении. В настоящее время реализована схема таможенного контроля, которая позволяет нам очень быстро реагировать на изменения основных логистических потоков таможенных грузов. То есть мы создали в Екатеринбурге и Челябинске центры электронного складирования, которые в принципе при незначительном увеличении штатной численности способны взять на себя все объемы декларирования таможенных грузов на территории Уральского региона. Таможенный досмотр (самая тяжелая и затратная форма контроля) проходят сегодня только 4,8% всех импортируемых товаров — такое количество таможенных партий мы подвергаем досмотру. Степень доверия к бизнесу очень высока. Мы очень заинтересованы в стабильном предоставлении информации между госструктурами КНР и РФ. Зеркальная статистика ввозимых товаров, имеющаяся в Китае, сильно отличается от той, которая есть у нас. Ни для кого не секрет, что товар отправляется из Китая одного вида, а в Россию по статистике прибывает товар другого вида. Мы доверяем коллегам из Китая, поскольку им нет смысла занижать таможенную стоимость либо менять вид товара при экспорте. Но, к сожалению, всей прозрачности в этом вопросе нет. Поэтому если мы видим признаки занижения таможенной стоимости, то требуем от декларантов определенный пакет документов, что, естественно, приводит к значительному недовольству участников рынка. Этот вопрос должен стать предметом межправительственных обсуждений. Транспортные маршруты доставки груза из Китая в Уральский регион |