Антикризисный рецепт Башкирской генерирующей

Башкирская генерирующая компания

Башкирская генерирующая компания

Законы об энергетике и теплоснабжении нужно синхронизировать: они не позволяют ТЭЦ одновременно рентабельно работать на рынках электрической и тепловой энергии

В период глобальных финансовых трудностей одно из крупнейших региональных энергетических предприятий России — Башкирская генерирующая компания — не снижает выработку, наращивает объемы ремонтов и планирует ввод новых мощностей. О том, как энергетикам удается развивать бизнес в непростых условиях, мы беседуем с генеральным директором ООО «БГК» Александром Симановским.

Разморозили ТЭЦ

— Александр Александрович, каковы наиболее важные события в жизни компании в этом году?

— Предстоит завершить строительство Затонской ТЭЦ в Уфе проектной электрической мощностью 440 МВт и тепловой 290 Гкал/час. Стоимость огласить не могу: по понятным причинам она меняется. Это крупнейший инвестиционный проект в истории современной энергосистемы Башкортостана. По решению прежнего собственника ООО «БГК», проект оказался заморожен еще в начальной стадии в 2010 году. Причина — отсутствие на тот момент механизмов возврата инвестиций.

Вопрос сдвинулся с мертвой точки после того, как в 2012 году в результате реорганизации энергосистемы республики объекты башкирской генерации вошли в состав группы «Интер РАО» — профильного холдинга, присутствующего в различных сегментах энергетической отрасли в России и за рубежом. Именно с приходом в регион «Интер РАО» были возобновлены общестроительные работы, а в конце 2014 года мы продолжили возведение ТЭЦ в рамках договора о предоставлении мощности (ДПМ). Напомню, что объекты тепловой генерации, построенные по ДПМ, получают гарантию оплаты их мощности на десять лет, им обеспечивается возврат капитальных затрат и оговоренных эксплуатационных расходов. Это позволит нам частично компенсировать вложения в строительство Затонской ТЭЦ.

— В чем значимость этого проекта?

— Появление новой ТЭЦ позволит снизить дефицит энергетических мощностей в уфимском энергоузле, повысить надежность электроснабжения населения и промышленных объектов. А тепловая энергия, вырабатываемая на новом энергообъекте, будет поставляться потребителям активно строящегося жилого района Забелье. За счет ввода современной станции БГК укрепит позиции на оптовом рынке электро­энергии и мощности и как минимум сохранит объемы выработки тепловой энергии. Для нас это принципиально важно.

Управление проектом строительства осуществляет ООО «Интер РАО — Инжиниринг», которое, как и ООО «БГК», является 100-процентной «дочкой» «Интер РАО». Работы на объекте сегодня ведутся по графику, его выполнение отслеживается в режиме онлайн. Это помогает своевременно фиксировать отставание и оперативно принимать решения.

Основное оборудование ТЭЦ — преимущественно российское. Завозили его постепенно, еще с 2011 года. Главные агрегаты — газовые и паровые турбины, котлы — уже на стадии монтажа. Вспомогательное оборудование закупается.

Модернизация нон-стоп

— Какие еще инвестпроекты реализуются в нынешнем году? Объемы и источники финансирования?

— Инвестпрограмма БГК направлена на повышение энергоэффективности производства и конкурентоспособности компании на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ). В основном реализующиеся в рамках программы проекты — это модернизация уже имеющегося оборудования.

Среди значимых проектов этого года можно выделить разработку технико-экономического обоснования реконструкции устаревшей береговой насосной станции Уфимской ТЭЦ-2 (из-за падения уровня воды в Уфе она перестала удовлетворять необходимым требованиям), а также модернизацию водоподготовительной установки на Приуфимской ТЭЦ с внедрением установки обратного осмоса и схемы подпитки тепловой сети. В целом в этом году только на техническое перевооружение и реконструкцию оборудования станций мы планируем направить 1,4 млрд рублей — на полмиллиарда больше, чем в прошлом.

Хочу особо подчеркнуть, что все работы проводятся за счет собственных средств компании. Сегодня это далеко не частое явление в энергетике. Но мы инвестируем в обновление мощностей, понимая всю экономическую и социальную значимость этого вопроса. Чтобы быть конкурентоспособным, соответствовать современным требованиям рынка, необходимо вкладываться в развитие, внедрять новые технологии, планомерно выводя из эксплуатации устаревшее оборудование и заменяя его на более совершенное и эффективное.

— Какие внешние факторы оказывают влияние на бизнес вашей компании, на ее позиции на рынке ОРЭМ? Сказались ли на ее деятельности экономический кризис и санкции?

— Мы, как и все, ощущаем общие неблагоприятные последствия, связанные с нестабильной ситуацией в экономике в целом. Но я бы не сказал, что эти факторы имеют для нашей компании определяющее значение. Тем не менее мы должны быть готовы к любым неожиданностям, и при необходимости уметь перестроиться, скорректировать работу. В нынешних условиях нам приходится оптимизировать деятельность в части еще большего сокращения издержек, повышения энергоэффективности производства.

Например, это касается технического обслуживания и обеспечения запчастями ранее установленного оборудования. Здесь могут возникнуть вопросы, связанные с импортозамещением. Простой пример — газовая и паровая турбины на Уфимской ТЭЦ-2 производства Siemens. Сегодня проб­лем нет, а если возникнут, будем их решать. Выигрывает тот, кто умеет лучше приспосабливаться к изменениям.

Основные сложности для нас сопряжены со следующими вопросами. С каждым годом в России вводятся новые генерирующие источники, постоянно усиливается конкуренция на оптовом рынке. При этом большинство наших станций имеет солидный возраст: они построены в 50 — 70-х годах XX века. Кроме того, в республике наблюдается рост потребления электроэнергии, но ее производство по объективным причинам падает. В основном это происходит из-за низких цен на ОРЭМ за электро­энергию старых станций и уменьшения выработки по теплофикационному циклу, что вызвано снижением объемов потребления тепловой энергии крупными промышленными предприятиями. В таких крайне неблагоприятных условиях мы должны оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Для достижения прибыли наше генерирующее оборудование должно быть современным, конкурентоспособным. И мы усиленно работаем в этом направлении.

— У вас есть антикризисный план?

— Безусловно есть, и суть этого плана в экономии по всем направлениям. Так вот, эффективности мы добиваемся во всем — от бытовых, казалось бы, мелочей до стратегических вопросов. Принята в прошлом году среднесрочная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на пять лет в целом по компании. Что касается «мелочей»: два года назад мы по собственной инициативе запустили пилотный проект на Приуфимской ТЭЦ. Назвали его «система технологий эффективного производства», коротко — СТЭП. Суть программы — в сборе рационализаторских предложений от работников электростанции и пошаговом их внедрении. Это проект для неравнодушных сотрудников. За время реализации проекта мы убедились в его необходимости, он получил большой отклик. Так, с середины 2014 года станционники подали около 200 предложений, из которых были приняты более сотни, а около 40 на сегодня внедрены. Экономический эффект от внедренных в производство рационализаторских идей уже превысил 2 млн рублей. В перспективе планируем распространить этот опыт и на другие наши электростанции.

Свою антикризисную программу мы реализовали и на Салаватской ТЭЦ, которая долгое время работала в минус на устаревшем оборудовании. Поднимался даже вопрос о ее закрытии. Чтобы этого не допустить, перед руководством и персоналом станции была поставлена задача выйти из убытка с минимальными вложениями. Удивительно, но всего за три года благодаря, казалось бы, простым решениям это удалось. Станция снизила потребление ресурсов на собственные нужды, объединила цеха, оптимизировала использование производственных и земельных площадей, провела реконструкцию оборудования. За счет использования современных материалов в теплоизоляции оборудования здесь значительно сократили потери тепла. Применили комплекс энергосберегающих мероприятий и автоматизировали многие процессы на станции, благодаря чему существенно снизился расход топлива на выработку электроэнергии и тепла. На сегодня усовершенствована система водопотребления, а все лампочки заменены на светодиодные.

Результаты не заставили себя долго ждать. Судите сами: за прошлый год прибыль станции составила 168 млн рублей. Для нас это существенный рывок вперед, учитывая отрицательные финансовые показатели филиала в прошлые годы. Опыт Салаватской ТЭЦ показывает, что в самой сложной ситуации можно найти оптимальное решение. Главное — желание.

«Подружить» законы

— Сегодня многим энергетическим предприятиям, работающим на устаревшем оборудовании, действительно трудно конкурировать на рынке электро­энергии и мощности. Снижается ли производство энергоресурсов на ваших предприятиях, и если да, то насколько?

— Башкирской генерирующей компании из года в год удается сохранять объемы выработки. Снижение есть, но незначительное. Так, в 2014 году станции БГК выработали 19,57 млрд кВт•ч электро­­энергии и отпустили 16,89 млн Гкал тепла. По итогам прошлого года  — 19,47 млрд кВт•ч и 16,43 млн Гкал соответственно. Хочу сказать, что стабильные результаты в работе — большая заслуга менеджмента и персонала компании. Это еще одно подтверждение тому, что мы движемся в правильном направлении.

— Как результаты производственной деятельности соотносятся с финансовыми показателями? Какова рентабельность бизнеса БГК?

— Выручка нашей компании за прошлый год составила 41,8 млрд рублей, что лишь на 0,2 млрд рублей меньше соответствующего показателя за 2014 год. Основная доля выручки — 24 млрд рублей — от реализации электроэнергии. Сбыт тепловой энергии принес нам 11,4 млрд рублей. В итоге чистая прибыль БГК за минувший год составила 1 млрд рублей. Конечно, это более чем в два раза меньше аналогичного показателя 2014 года. Но снижение прибыли обусловлено объективными причинами: возросшими операционными расходами, которые в свою очередь связаны с ростом ремонтного фонда и увеличением стоимости топлива — природного газа. Как видите, несмотря на имеющиеся трудности, компания остается рентабельной. И мы рассчитываем на безубыточную работу и в будущем.

— Какие законодательные новации необходимы для успешного развития рынка? Отвечает ли требованиям времени существующее законодательство, которое регулирует электрогенерацию и тепловой бизнес?

— Вопрос весьма актуален для нас и, думаю, для большинства энергетических компаний страны. Главная проблема сегодня заключается в несовершенстве федеральных законов «Об электроэнергетики» и «О теплоснабжении». Ряд их положений не коррелируют друг с другом. Как следствие, теплоэлектроцентрали, расположенные в крупных городах, не проходят конкурентный отбор мощности. В результате их деятельность становится убыточной, а это создает серьезные риски в теплоснабжении регионов. Мы уже испытали последствия такой рассинхронизации в городах Салават и Кумертау. Для сохранения в эксплуатации и создания условий эффективной работы теплоэлектроцентралей необходимо синхронизировать положения упомянутых федеральных законов. И это задача всего профессионального сообщества и профильных органов власти. Мы очень надеемся на то, что в ближайшее время необходимые поправки будут внесены и приняты на законодательном уровне.

Башкирская генерирующая компания не раз акцентировала внимание энергетического сообщества и властей на этой проблеме. Например, в октябре прошлого года мы поднимали данный вопрос на тематическом круглом столе, который состоялся в Уфе в рамках Российского энергетического форума.

В связи со сложившейся ситуацией, когда существующие законы не позволяют ТЭЦ одновременно рентабельно работать на рынках электрической и тепловой энергии, мы поддерживаем предложение об утверждении тарифов по принципу «альтернативной котельной». Это решило бы ряд проблем, позволило рассматривать вопросы замещения тепловых источников. От этого выиграли бы все: и энергетики, и потребители.

— Какие риски для развития компании вы видите в обозримом будущем и как планируете с ними бороться?

— Конкуренция на ОРЭМ будет только усиливаться. К сожалению, все это может привести к сокращению объемов востребованной генерации, а также к снижению рентабельности реализации электроэнергии на оптовом рынке.

Другой острый вопрос — рост задолженности контрагентов-потребителей электрической и тепловой энергии. Несмотря на то, что в последнее время нам удалось снизить темпы роста неплатежей, проблема остается, особенно в тепловом сегменте. На 1 марта задолженность потребителей БГК за тепло составляет 245 млн рублей, у дочернего общества компании, основного оператора тепловых сетей в республике — ООО «БашРТС» — 6,4 млрд рублей. Как вы понимаете, крупные долги ставят под угрозу срыва выполнение инвестиционных и ремонтных программ, что в конечном итоге может привести к снижению надежности всей тепло­сетевой инфраструктуры.

Но риски и проблемы мы рассматриваем исключительно как точки роста. Это те направления, в которых нужно совершенствоваться, искать выход и развиваться. Главный стимул для нас — понимание того, что от стабильной работы Башкирской генерирующей компании зависят комфорт и уют в домах полутора миллионов жителей региона. Так что вперед мы смотрим только с оптимизмом.        

Автор: Николай Байрамов

 

Материалы по теме

9,1 млрд рублей БГК направит на инвестпрограмму

Теплая стратегия

Тепло не бизнес

Сдавайся, мистер Хаос

Отопительный сезон прошли ровно. Приступаем к ремонтной кампании

«Эпос» и драма