Где начало цепочки
Генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт» Павел Киселев о проблемах энергосбытовых компаний
Ситуация заставляет интенсивно решать наболевшие вопросы отрасли, считает генеральный директор ОАО «Челябэнергосбыт» Павел Киселев
Челябэнергосбыт — гарантирующий поставщик электроэнергии, делающий акцент на повышении не ценовой, а сервисной конкурентоспособности. В свое время компания реализовала проект по переводу населения на прямые расчеты, что стало безусловным достижением. В итоге в Челябинской области работа с потребителями-гражданами давно стандартизирована и не имеет системных проблем. Тем нее менее в этом году кризисная ситуация бросает отрасли новые вызовы.
— Павел Васильевич, в чем суть инициативы Минэнерго РФ, которое представило проект постановления правительства о механизме лишения энергосбытовых компаний статуса гарантирующего поставщика электроэнергии за долги перед сетями? Может ли предлагаемый механизм повлиять на платежную дисциплину?
— Это одна из инициатив, которая касается только изменения процедуры удовлетворения требований кредиторов при банкротстве гарантирующих поставщиков в интересах сетей. Она никак не скажется на расчетах на розничном рынке и не стабилизирует конкретно ситуацию расчетов с нами потребителей. А в нынешних условиях именно эти расчеты дают старт процессу, который влияет на всю дальнейшую цепочку: нет платежей в рознице — нет расчетов гарантирующих поставщиков с сетями, оптовым рынком. И решать проблему нужно с начала, а не с середины цепочки.
— Какие факторы сейчас действуют на энергосбытовые компании со знаком плюс и со знаком минус?
— Плюс — стратегический, но не очевидный в плане достижимости: текущая ситуация должна подтолкнуть к принятию жизненно необходимых изменений в законодательстве об электроэнергетике, которые в течение ряда лет рассматривались, но решения так и не были приняты.
А минусы — сокращение доступности кредитных ресурсов (для сбыта это особенно актуально исходя из специфики деятельности); инфляция как причина разрыва между реальной жизнью и тем, что утверждено в регулируемых сбытовых надбавках; девальвация рубля — как стоп-фактор для программ развития; отсутствие аналогов в ИT-оборудовании и софте.
Но основной минус — нежелание потребителей платить за электроэнергию, потому что в соответствии с нынешним законодательством по электроэнергетике санкции за неоплату существенно ниже, чем стоимость привлечения кредитных ресурсов со стороны. Наиболее сложной эта ситуация была в четвертом квартале. Соответственно, с принятием Центральным банком решения по ключевой ставке острота проблемы будет уменьшаться.
— Какой уровень ключевой ставки воспримется компаниями оптимистично?
— Даже при том, что принято решение о снижении до 14%, кредитование в идеале будет доступно под 17 — 18% годовых. Это не 22% — наша текущая средняя ставка по кредитному портфелю, тем не менее, это все равно больше, чем нам учтено при регулировании — сбытам заложили на 2015 год ставку чуть выше 12% годовых. И в этом смысле понятны настроения в отрасли в связи с дополнительным пересмотром тарифов в течение 2015 года. Но подход должен быть комплексным. И фокусироваться только на дополнительных тарифных изменениях неправильно, потому что по большому счету это перекладывание головной боли на плечи добросовестных клиентов.
Санкции за неоплату электроэнергии существенно ниже, чем стоимость привлечения кредитных ресурсов
Сейчас основная проблема на розничном рынке электроэнергии связана с невыполнением обязательств по оплате потерь со стороны так называемых неотключаемых потребителей и электросетевых компаний. НП «Совет рынка» выступил с инициативой ввести дополнительные меры обеспечения обязательств таких неотключаемых потребителей. Я думаю, это было бы адресным решением. Особо важно, если получат поддержку законодателей предложения по особому порядку передачи в аренду объектов ЖКХ, находящихся в государственной собственности. Вопрос неоплаты недобросовестными арендаторами типичен для Челябинской области и, к сожалению, его сложно решить в отдельно взятом субъекте.
— Как выглядит ситуация с платежной дисциплиной в зоне действия вашей компании?
— По январю у нас худшие результаты за пять лет: в целом по всем категориям клиентов оплата составляет 72%. Насколько я знаю, некоммерческое партнерство гарантирующих поставщиков дает цифру 77% по стране. Причины уже названы — финансовое положение потребителей ухудшилось, возможности для своевременного и полного исполнения обязательств перед нами сократились. В то же время появился и больший соблазн не рассчитываться с энергетиками.
Дебиторская задолженность потребителей за прошлый год выросла на 23%. Индикатором для нас является то, что тарифы поднялась на 9%. Разрыв с ростом долгов очевиден.
— Как выправить положение?
— Острота момента далее будет спадать. Возможно, как раз наступило время для принятия тех изменений на рынке, о которых мы говорили. Часть их, по моей информации, вынесена на обсуждение на весенней сессии Государственной думы. Но уже есть положительные решения, которые создают хорошую базу для дальнейшей работы гарантирующих поставщиков, они приняты в начале года. В частности не так давно вышло постановление правительства, которое систематизировало процедуру утверждения инвестиционных программ гарантирующих поставщиков и контроля за их исполнением. Сложилась парадоксальная ситуация, когда вроде и можно инвестиции планировать, доказывать и исполнять, но по факту процесс не был регламентирован, и регуляторы этим пользовались.
— Необходимые акты, возможно, будут приняты. Но завтра. А как сегодня складывается операционная деятельность компании?
— Действия вполне стандартные: последовательно занимаемся внутренней оптимизацией с 2012 года, когда было выпущено правительственное постановление № 442, изменившее порядок работы на розничном рынке. Но одних программ оптимизации в нынешних условиях недостаточно. Это абсолютно точно. Приходится ряд перспективных проектов, которые мы планировали, откладывать до лучших времен.
Для стабилизации расчетов с нашими клиентами, а это планомерная, постоянная работа, набор инструментов унифицирован, здесь сложно что-то новое изобрести. Единственное, что я хотел бы отметить: в работе с должниками мы находим поддержку как на уровне руководства области, так и со стороны прокуратуры. Они занимают принципиальную позицию в вопросах неоплаты топливно-энергетических ресурсов. Уверен, в нынешних условиях без этого не обойтись.
Санкции за неоплату электроэнергии существенно ниже, чем стоимость привлечения кредитных ресурсов