Извлечение золота из дерева

Золотодобыча на Урале

Золотодобыча на Урале

Девальвация рубля оказалась на руку уральским золотодобытчикам. Компенсировав падение мировых цен на драгметаллы, они вновь занялись развитием бизнеса

10 марта на нью-йоркской бирже Comex цены на золото достигли минимума последних трех месяцев — 1160,8 доллара за тройскую унцию, повергнув в очередной шок его производителей по всему миру. В первую очередь — добывающие компании: общемировой уровень себестоимости у многих из них колеблется в районе 1,2 тыс. долларов. Котировки драгметалла держат в напряжении золотодобытчиков третий год подряд: по итогам 2013 года его средняя цена по данным Лондонской ассоциации участников рынка драгметаллов (LBMA) обвалилась на 28% (относительно предыдущего года), в 2014 году — еще на 10%.

Российские золотодобытчики в сравнении с иностранными коллегами сегодня чувствуют себя комфортно: по итогам прошлого года они вышли на положительные финансовые результаты за счет обвала национальной валюты и теперь строят планы на перспективу.

Пока рубль позволяет

— Звучит неприлично, но нас спас обвал рубля, — заявил на годовом собрании председатель Союза золотопромышленников Урала (СЗУ) Александр Ястребков. — При максимальном повышении курса доллара в 2014 году цена на золото в рублевом выражении поднималась до 2,8 тыс. рублей за грамм, при том что средняя себестоимость добычи — 1,5 тыс. рублей. За счет этого мы сегодня можем говорить о положительных результатах финансово-экономической деятельности. Объем производства товарной продукции в кризисный для экономики страны 2014 год у членов нашего союза вырос до 14 млрд рублей — на 3,2% к 2013 году.

Параллельно упали затраты добытчиков. Конечно, они и сами прикладывали усилия для снижения себестоимости: сокращали все — от административных и капитальных затрат до инвестиций в геологоразведку, понимая, что при текущих ценовых уровнях это единственный способ удержаться на плаву (см. «Шторм в золотой гавани"). Но стремительно растущий разрыв между рублевыми издержками и псевдовалютной выручкой стал настоящим подарком отрасли. Так, по оценкам аналитика «ВТБ капитала» Вадима Астаповича, затраты таких крупнейших российских золотодобытчиков, как «Полюс Золото» и «Полиметалл», на добычу одной унции в 2014 году снизились на 10% и 16% соответственно. «Текущая экономическая конъюнктура в целом благоприятна. Несмотря на низкие цены на золото и серебро, падение курса рубля сократило себестоимость в долларовом исчислении. Поэтому экономически чувствуем себя устойчиво», — заметил генеральный директор «Полиметалла» Виталий Несис.

Чтобы сохранить необходимый уровень денежного потока, компании отрасли увеличивают объемы добываемого золота. Союз золотопромышленников России обещает раскрыть итоги прошлого года по регионам к концу марта. Но положительная динамика видна и по данным за десять месяцев 2014 года (в сравнении с тем же периодом 2013-го): промышленники Свердловской и Челябинской областей, лидеры на территории Большого Урала, увеличили добычу на 23% (рост до 6,92 тонны) и 3,7% (до 4,52 тонны) соответственно.

Страны-лидеры по уровню добычи золота
Место Страна тонны Изменение, %
2013 год 2014 год*
   1 Китай 438,2 465,7 6
   2 Россия 248,8 272 9
   3 Австралия 268,1 269,7 1
   4 США 228,2 200,4 -12
   5 Перу 187,7 169,3 -10
   6 ЮАР 177 164,5 -7
   7 Канада 133,3 153,1 15
   8 Мексика 119,8 115,7 -3
   9 Индонезия 109,2 109,9 1
  10 Гана 107,4 106,1 -1
  11 Бразилия 80,1 80,5 1
  12 Узбекистан 77,4 80,4 4
  13 Папуа-Новая Гвинея 60,5 59,2 -2
  14 Аргентина 50,1 57,6 15
  15 Мали 48,2 48,3 0
  16 Казахстан 42,4 47,8 13
  17 Танзания 46,6 44,3 -5
  18 Чили 48,6 43,9 -10
  19 Колумбия 41,2 43,1 5
  20 Филиппины 38,7 39,4 2
Остальной мир 498 538 8
Всего в мире 3049,5 3 109 2
* - предварительная оценка
Источник: GFMS

Локомотивами роста в Свердловской области стали компания «Золото Северного Урала» (входит в группу «Полиметалл», обеспечивает свыше 70% объема производства золота в области), а также предприятие «Березовский рудник» и артель «Невьянский прииск». В Челябинской области основной прирост дало ОАО «Южуралзолото группа компаний» (вместе с аффилированными предприятиями контролирует около 95% золотодобычи на Южном Урале).

Существенное сокращение добычи отмечалось лишь у небольших артелей (менее тонны золота в год), таких как «Фарта», «УралНорд», «Южно-Заозерский прииск» (ЮЗП). Но причина отнюдь не экономическая. Компании столкнулись с ужесточением требований закона. Еще летом 2013 года правительство РФ утвердило распоряжение № 849, дополняющее Лесной кодекс: оно определяет объекты, которые разрешено строить в лесной, в том числе водоохранной зоне. Разночтения в законах привели к тому, что региональные департаменты приостановили выдачу разрешений на освоение лесов золотодобытчиками. «Как результат, сезон работы был сорван и начался не в марте, а в июне, после длительных разбирательств в арбитраже», — говорят в ЮЗП.

Копай глубже…

Девальвация рубля позволила уральским золотопромышленникам вернуться к планам развития бизнеса. «Как только цена на золото закрепилась на рентабельном для них уровне в 2 тыс. рублей за грамм, у руководителей компаний появился интерес к вложениям», — поясняет Александр Ястребков.

Так, ООО «Березовский рудник» готовится к освоению затопленных прежде 612-го и 712-го горизонтов шахты «Северная». Вложив примерно 60 млн рублей в 2015 — 2017 годах, компания планирует восстановить их и запустить в работу. По предварительным оценкам, это может увеличить объемы добычи компании на 20 — 30% за счет более высокого содержания золота в руде нижних горизонтов.

— Падение цен на золото в 2013 году не позволило завершить перевооружение шахты «Северная». Теперь же мы подписали договоры на поставку оборудования. Понятно, что оно подорожало. Но инвестиции должны оправдаться за счет ожидаемого эффекта. Следующий этап — модернизация шахты «Южная», — рассказывает генеральный директор Фарит Набиуллин.

В 2015 году готовится запустить крупный инвестпроект и артель «Нейва». Компания завершает создание на Быньговском золоторудном месторождении нового комплекса обогащения золота путем выщелачивания с применением цианидов. Эту технологию извлечения драгметаллов из растворов успешно применяют в нашем регионе «Березовский рудник» и «Золото Северного Урала». Еще в 2011 году общая стоимость этого проекта оценивалась в 200 млн рублей. Итоговые инвестиции, по словам председателя артели Сергея Карасева, будут зависеть от котировок на драгметаллы.

Золотодобытчики не ожидают восстановления мировых цен на золото ранее 2016 года, так как это требует существенного сокращения мирового выпуска металла. Поэтому в 2015 году динамика цен на золото может быть примерно такой же, как и в прошлом году: возникнет узкий коридор колебаний вокруг текущих значений в долларовом выражении. По мнению Вадима Астаповича, снова привлекателен для инвесторов драгметалл станет в 2017 — 2018 годах.

…Смотри дальше

«Но в перспективе сохранить и увеличить объемы добычи можно будет только за счет развития минерально-сырьевой базы», — напоминает Александр Ястребков. По его словам, запасы золота в Свердловской области составляют 314 тонн, в том числе 252 тонны рудного золота и 61 тонна россыпного. Большинство незанятых месторождений требует доразведки.

— Если не вкладывать в геологоразведку сегодня, уже через 15 — 20 лет добывать на Урале станет нечего, — поясняет директор уральского филиала ОАО «Полиметалл» Андрей Новиков. — Поэтому задача номер один для компаний, занимающихся добычей драгоценных металлов на Урале, — поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых. Только в 2014 году инвестиции нашей компании в геологоразведочные работы на территории Большого Урала составили около 480 млн рублей.

Но вести геологоразведку могут позволить себе лишь компании с внушительными бюджетами. Артели же, специализирующиеся на россыпях, активно проедают то, что было разведано в советское время. Найти средства на восполнение минерально-сырьевой базы им гораздо труднее. В СССР практически каждый прииск имел свою геологоразведку, которая выполняла и капитальные, и эксплуатационные работы. Сегодня россыпники этим не занимаются из-за нехватки финансовых ресурсов. Председатель артели «Южно-Заозерский прииск» Валерий Кольцов убежден, что проблема решаема и целиком зависит от федеральных властей:

— Вспомните существовавший ранее налог на ВМСБ, который позволял оставлять на предприятиях часть средств на проведение собственных геологоразведочных работ. Благодаря этому мы смогли завершить геологоразведку для крупнейшего золоторудного месторождения Воронцовское. Сейчас такой возможности нет. Я убежден: нужно настаивать на том, чтобы вернуть льготную систему, позволяющую изыскивать средства на ВМСБ из налога на добычу полезных ископаемых. Тем более что попытки получить льготы на золотодобычу уже есть. В феврале по инициативе законодателей Магаданской области в Госдуму внесен законопроект о снижении ставки налога с 6 до 3,6% для добычи россыпного золота на удаленных от дорог месторождениях Дальнего Востока.

Дураков нет

Пока в поисках месторождений с высоким содержанием золота (1 грамм на тонну и более) свердловские золотопромышленники начали экспансию в соседние регионы. Так, «Уральская горная компания» (аффилирована с ЮЗП) получила лицензию на добычу золота на севере Пермского края, в россыпях реки Саменка (разведанные запасы 1604 кг, содержание золота 200 — 230 мг на кубометр). Для его разработки россыпники собираются протянуть ЛЭП и дорогу с разрабатываемого поблизости (в 40 км) месторождения в Свердловской области.

В СЗУ отмечают: с точки зрения содержания золота в руде наиболее привлекательным выглядят районы Полярного и Приполярного Урала. Так, в районе Саранпаула в ХМАО есть участки недр с содержанием золота в 2 — 3 грамма на кубометр россыпей. Но они граничат с местами нерестилищ ценных пород северных рыб, значит, при разработке возникнет множество экологических проблем. Другие месторождения расположены в районах с неразвитой инфраструктурой.

Поэтому свердловские золотодобытчики активно присматриваются к Челябинской области. Особенно к Чесменскому району, глава которого Александр Серков пообещал им много промышленных перспективных месторождений коренного и рассыпного золота, развитую инфраструктуру, свободные рабочие руки (сегодня местные квалифицированные кадры вынуждены работать вахтовым методом) и помощь в переводе давно простаивающих земель сельхозназначения в категорию промышленных. По неофициальной информации, поддержку новым золотодобытчикам готовы оказать и на уровне областного правительства.

— Надо быть крупным идиотом, чтобы не откликнуться на это приглашение, — убежден Александр Ястребков. — Утвержденных запасов здесь пока немного, но есть перспектива. По нашим оценкам, содержание золота будет 100 — 150 мг на кубометр как минимум, тогда как на Среднем Урале мы работаем уже на 50 мг. Надолго или нет мы выиграли от девальвации рубля, не знаю, но думаю, что в 2015 году цена удержится на уровне 2 тыс. рублей за килограмм плюс-минус несколько процентов. В таких условиях разработка месторождений будет экономически эффективна. Тем более если власти готовы решить все проблемы с землей.     

Дополнительные материалы:

Золотой полюс

Чтобы сохранять и развивать бизнес, золотодобытчикам следует сконцентрироваться на поиске новых качественных месторождений на Урале и оперативно вовлекать их в переработку, даже если они находятся в районе Полярного круга, считает директор уральского филиала ОАО «Полиметалл» Андрей Новиков

— Ваша компания активно выходит в соседние со Свердловской областью территории. Вы считаете Урал перспективным для добычи драгметаллов?

— Регион имеет неплохой потенциал выявления новых золоторудных месторождений, так как прежде на Урале активно вели разработку золотоносных россыпей, добычу медных и железных руд, а добычей рудного золота практически не занимались. При этом здесь хорошо развита инфраструктура, есть специалисты горно-металлургического профиля и базы для их подготовки. Поэтому мы намерены развивать бизнес не только в Свердловской, но и соседних областях. В частности нам интересны Челябинская и Оренбургская. У нас уже есть лицензионные площади для геологоразведки в этих регионах, и мы планируем увеличивать их количество. В 2013 году предприятие «Восточный базис», где «Полиметалл» является одним из акционеров, выиграло лицензию на Тарутинское полиметаллическое месторождение на Южном Урале, мы считаем его достаточно перспективным.

— Есть ли смысл промышленникам при текущих ценах на золото идти на Полярный и Приполярный Урал? Здесь, как утверждают геологи, наиболее лакомые месторождения драгоценных металлов, но инфраструктуры практически нет.

— Действительно, в районе золоторудных месторождений в ХМАО и ЯНАО практически нет дорог и электричества. Мне очень жаль, что проект «Урал промышленный — Урал Полярный» свернули. С точки зрения добычи драгметаллов, это большое упущение. Да, сегодня многим кажется, что цена на золото непозволительно мала для того, чтобы осваивать северные месторождения. Но это неверное представление. Посмотрите, что происходит в мировой золотодобыче. Она в основном сконцентрирована в тропиках и субтропиках, но запасы там иссякают. В дальнейшем отрасль все активнее будет сдвигаться в сторону субарктического и арктического поясов. Это неизбежно. Конечно, на севере работать сложнее. Но это перспектива, огромный потенциал для развития экономики. И мы уже работаем в этом направлении. У «Полиметалла» есть богатый опыт работы в суровых климатических и сложных географических условиях. Яркий пример — предприятие «Майское» на Чукотке и Амурский горно-металлургический комбинат в Хабаровском крае. Поэтому я не вижу препятствий для развития нашего бизнеса в направлении Приполярного и Полярного Урала.

ПАРТНЕР ПРОЕКТА             

 

Материалы по теме

Потенциала роста для рынка драгметаллов практически нет

Золотце рубль

Российский рынок медицинских изделий ждет падение

Последняя капля

Нефтяникам предложили поделиться

Песня двигателя