Стимулировать нельзя ограничивать
Качество жизни
При грамотной государственной политике бизнес может стать новым источником повышения качества жизни
Стремление человека к расширению ассортимента разнообразных благ ограничивается только возможностями технологического развития. Достижения научно-технического прогресса каждый год эти границы раздвигают. То, что несколько лет казалось немыслимым, становится «в порядке вещей». И удивительное дело: в полном соответствии с пирамидой Маслоу все больше потребителей включают в число важных для себя что-то из разряда высоких материй. Например, такой критерий, как «этичность» продукта. Разве не этот запрос в основе роста популярности растительных заменителей мяса и рыбы?
Производители ищут новые решения для упаковки товаров; входит в употребление маркировка, с тем чтобы для населения был более очевиден состав того или иного продукта. Поэтапно ужесточается регулирование продажи и потребления табачной продукции, алкоголя, энергетиков и т.п. Ответственные производители стремятся снизить воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Как результат, сфера производства продуктов массового потребления становится все более инновационной.
Чтобы разобраться в этих тенденциях, «Э-У» пригласил на круглый стол «Как повысить качество жизни с помощью инноваций: риск-ориентированный подход к законодательному регулированию потребительского рынка» представителей законодательной власти, институтов поддержки бизнеса, общественных организаций, руководителей предприятий из разных отраслей перерабатывающей и пищевой промышленности.
Запрос на здоровое потребление…
Специально для этого мероприятия «Э-У» вместе с Южно-Уральским госуниверситетом (Челябинск) провели опрос населения, чтобы понять, как меняется мнение потребителей о тех или иных продуктах. Так, более 84% респондентов считают некоторые продукты опасными для здоровья. По их мнению, риски создают продукты, содержащие трансжиры и тропические масла (65%), гормоны и антибиотики (59%), ГМО (37,5%), усилители вкуса (35,5%) и т.д.
— Есть тренд, свидетельствующий о стремлении потребителей, особенно молодого поколения, к постоянному улучшению качества жизни, снижению вреда здоровью, — говорит профессор РАО, заведующая кафедрой общей и прикладной психологии факультета социальной психологии Гуманитарного университета Ольга Зотова. — И этот тренд развивается. О здоровье начинают думать и те, кому за 40. В большей степени это касается жителей мегаполисов, лучше информированных о правильном питании, продуктах, которые позитивно влияют на их организм.
Управляющий по корпоративным вопросам региона компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России Анна Бушлякова: «Донесение результатов серьезных научных исследований до широких слоев общества — это и есть одна из форм реализации права потребителя на достоверную информацию»
Специалисты Роскачества также констатируют рост популярности так называемой здоровой продукции — органических и «зеленых» продуктов. Их потребление стало частью здорового образа жизни. Государственные структуры активно с этим работают. Так, 1 января в России вступил в силу закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который устанавливает требования к производству органической продукции, в том числе запреты на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, генно-, инженерномодифицированных и трансгенных организмов, гидропонного метода выращивания растений. Утверждены шесть первых национальных стандартов на «зеленую» продукцию. Разработаны три стандарта в отношении альтернативной курению никотинсодержащей продукции, на которую активно переходят курильщики. Главный стимул такого переключения — снижение вреда здоровью. В сжатые сроки принят запрет на оборот в стране сухого алкоголя, что доказывает: действия законодателей могут быть оперативными.
На базе Роскачества созданы Центр компетенций в области органической продукции и проектный технический комитет (ПТК 708) по стандартизации «Экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие». Заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева, курирующая эти направления, считает, что утвержденные стандарты — большой шаг в направлении сокращения негативного влияния производства и потребления на окружающую среду, климат, природные ресурсы и здоровье человека.
Депутат Госдумы Андрей Ветлужских (в центре): «Регулятор должен поддерживать доступные технологии, которые способствуют росту качества жизни»
При этом несложно увидеть, что запрос на здоровое потребление не реализовал и половины потенциала. Декабрьский опрос Росстата показал, что более 50% россиян предрасположены к лишнему весу. Характеристикам нормы соответствуют лишь 34% мужчин и 38,1% женщин. Число тех, кто имеет одно или несколько заболеваний, связанных с питанием, составило 42,3%. Кстати, впервые исследование такого рода проводилось в строгом соответствии с международной методологией, а также с руководством общеевропейского диетологического исследования «EU Menu». Так что и российские социологи осознали новые подходы в этой сфере и необходимость в качественно новом инструментарии.
Право знать
Одну из ключевых причин проблем с рационом питания раскрыл генеральный директор Медицинского центра «Шанс» Андрей Ершов:
— Нужно внимательно относиться к составу продуктов. Неправильное питание повышает риски хронических заболеваний. Смертность от сахарного диабета, болезней сердечно-сосудистой системы, онкологических заболеваний имеет высокий уровень. Потребление рафинированных продуктов питания и продуктов питания, подвергаемых интенсивной технологической обработке, обуславливают широкое распространение дефицита витаминов и минеральных веществ. Немалая доля того, что у нас называется молочными продуктами, ими не является. К сожалению, значительная часть производителей изготавливает молочные продукты из нормализованного или восстановленного молока, которое производят из сухого молока и воды, а жиры могут быть как растительного, так и животного происхождения.
Есть тренд, свидетельствующий о стремлении потребителей, особенно молодого поколения, к постоянному улучшению качества жизни, снижению вреда для здоровья
Как же выбрать на полке продукт с действительно полезным содержанием? Насколько мы объективны в критериях своего выбора? Ведь нередки и обратные ситуации, когда вполне вкусный и полезный продукт представляют настоящим пугалом.
— Мы столкнулись с формированием негативного отношения к традиционным продуктам питания, — констатирует управляющий «Свердловским хлебомакаронным комбинатом (СМАК) Владилен Фуфаров. — На потребителей обрушилась волна информационного мусора. Почему вдруг обычное молоко по своим полезным свойствам стало уступать молоку из растительных субстанций? Корпорации выводят на рынок новые продукты, которые под напором рекламной кампании вытесняют с полок традиционные. Производители традиционных молока, хлеба, мяса в одиночку не могут отстаивать свою продукцию. Им надо объединяться, чтобы изменить ситуацию. Так, Союз предприятий молочной промышленности Свердловской области подготовил социальный ролик, а региональное правительство помогло его разместить на телеканалах. Такие шаги необходимы, чтобы потребители получали достоверную информацию.
— Они и сейчас ее получают, когда выбирают товар, — возражает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх. — Производители обязаны указывать, с применением натурального молока или заменителями молочного жира произведены их продукты. Сейчас это жестко контролирует Роспотребнадзор: как должны быть разложены продукты, каким должен быть размер шрифта, чтобы все могли прочитать информацию о содержании ингредиентов. У покупателя есть выбор: он может купить более или менее качественный продукт, выбирая между полезными свойствами и сроком хранения. Все остальное — вопросы маркетинга и ответственности корпораций.
— Мы должны быть уверены, что человек получает объективную информацию. В этом случае его выбор будет осознанным. А когда этот выбор формируется под влиянием рекламы, по сути, ему навязывают мнение, — подчеркивает депутат Государственной думы Андрей Ветлужских. — Есть определенный дефицит качественных исследований, которые помогут понять потребителю, как на его организм влияют те или иные продукты и пищевые добавки.
С Андреем Ветлужских солидарен заместитель директора Свердловского областного фонда поддержки предпринимателей Валерий Пиличев:
— Исследования необходимы, потому что иногда информации о составе продуктов недостаточно. Например, в составе продукта питания мы можем не увидеть консервант нитрит натрия, но не потому, что его там нет. Некоторые производители добавляют в продукцию сок сельдерея, сам по себе сельдерей отлично впитывает нитраты, которые потом остаются в его соке. В составе же указывается только сок сельдерея.
Управляющий по корпоративным вопросам региона компании «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России Анна Бушлякова заявила о том, что компания последовательно трансформирует свой бизнес в сторону бездымных продуктов с пониженным риском, поэтому вкладывает существенные ресурсы на проведение исследований и раскрытие их результатов. Результаты исследований показывают, что уровни вредных веществ в табачном паре, образующемся при использовании электронной системы нагревания табака, снижены в среднем на 90 — 95% по сравнению с дымом сигареты. Ученые ФМИ уже провели 18 доклинических и десять клинических исследований, которые в совокупности подтверждают пониженные риски бездымной продукции для здоровья в сравнении с курением сигарет. В целом в мире проведено более 135 независимых исследований, в большинстве случаев подтверждающих результаты собственных исследований компании.
— Донесение результатов серьезных научных исследований до широких слоев общества — это и есть одна из форм реализации права потребителя на достоверную информацию. Особенно, если задачу проведения таких исследований в интересах потребителя ставит государство, а проводятся они авторитетными научными организациями. Международный обмен научными данными также дает ощутимый эффект, — сказала Анна Бушлякова.
Например, государственные структуры США в отношении электрической системы нагревания табака IQOS именно так и действовали — проверили исследования, проведенные компанией-производителем. В Соединенных Штатах управление по надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA) тщательно рассмотрело заявку ФМИ и в итоге разрешило продажу системы нагревания IQOS с формулировкой: «Соответствует целям общественного здравоохранения». В России ряд научных учреждений пришел к схожим выводам, но от выражения официального мнения российское правительство пока воздержалось.
В целом участники круглого стола согласились, что действующая в России и странах Евразийского экономического союза система технического регулирования может справляться с возложенными на нее функциями защиты потребителей с точки зрения качества и безопасности продукта. Этой системы, при условии ее регулярного совершенствования, достаточно. Фокус усилий на улучшение должен быть направлен на обеспечение потребителя достоверной информацией.
…и эффективное регулирование
В арсенале государства есть не только ограничительные и запретительные меры — это регулирование обращения продукции, лицензирование, профилактика, дифференцированное налогообложение и т.д. Какую политику избрать регулятору? Как экономически стимулировать бизнес производить продукцию, ориентированную на снижение риска для потребителя, инвестировать в разработки инноваций с более низким риском для здоровья?
По мнению экспертов, замещение «вредных» товаров альтернативными будет происходить за счет естественных налоговых инструментов, повышения рентабельности производства менее канцерогенной продукции, ценовой доступности для потребителя. «Умные» меры уже доказали эффективность во многих странах мира, в самых разных отраслях и товарных группах: от электромобилей до фармакологии и никотинсодержащей продукции.
Елена Артюх предложила поддерживать производителей, ориентированных на качество:
— Сейчас они без всяких компенсаций получают лишь увеличение издержек. Мы наблюдаем очередную волну маркировки и всего, что с ней связано, требования растут, в том числе ограничительного характера. Вероятно, они помогут справиться с фальсификатом, но неизбежно приведут к удорожанию продуктов. Может быть, государство пойдет на снижение налогов, чтобы бизнес не повышал стоимость товаров?
В продолжение темы, начатой Еленой Артюх, председатель свердловского отделения «Опоры России» Илья Тыщенко раскрыл одну из существенных затрат «белого» бизнеса:
— До 2011 года страховые взносы с ФОТ составляли для субъектов малого предпринимательства 14%. Львиная доля заработных плат перестала быть «серой». Когда налоговая нагрузка выросла до 34%, половина зарплат ушла в конверты, потому что ни одна разумная экономика не может мгновенно увеличить издержки в 2,8 раза. Соответственно рухнула собираемость по НДФЛ в муниципальные бюджеты. До сих пор, спустя девять лет, из конвертов зарплату вывести не удается. У предпринимателя должна быть экономическая мотивация. Регуляторика должна быть разумной. Она в том числе должна способствовать тому, чтобы компании повышали качество продукции.
Недооценка последствий является слабой стороной законотворческого процесса. Руководитель комитета СРО «Деловой России» по оценке регулирующего воздействия Алексей Головченко на протяжении последних лет помогает бизнесу участвовать в процедурах оценки регулирующего воздействия (ОРВ):
— Разработчики законов не дают бизнесу достаточно времени, чтобы подготовиться к введению новых правил, — делится он опытом. — В Европе, перед тем как внедрить новый закон, его несколько лет обсуждают, проводят исследования, прогнозируют, как он отразится на деятельности предприятий. В России за пару месяцев и разработают, и запустят в жизнь. На практике количество трудностей, которые возникают у предпринимателей при введении новых ограничений, оказывается значительно больше, чем планировали законодатели. Введение цифровой маркировки для табачной продукции это наглядно показывает.
— В закон о торговле несколько раз вносились изменения. Мы встречались с депутатами Госдумы, чтобы рассказать, что поправки привели к негативным последствиям как для поставщиков продукции, так и для торговых сетей. При каждом серьезном воздействии бизнесу нужен определенный реабилитационный период, — продолжает Алексей Головченко. — Несколько лет назад в Свердловской области хотели внедрить новое регулирование в сфере алкоголя. Тогда нам удалось отстоять легальный бизнес, которому хотели запретить торговать пивом. Цель регулятора понятна — сократить объемы потребления алкоголя. Но прежде чем вводить ограничения, посмотрите на ситуацию внимательнее: серый рынок процветает, новые правила только усугубили бы ситуацию. Люди бы не перестали пить, просто возросла бы доля потребления нелегального алкоголя.
Аналогичный пример из сферы регулирования табачной продукции привел директор аналитический группы «Интро-Н» Дмитрий Чудиновских:
— Как только ставка акцизов на сигареты в России стала опережать ставки в соседних странах, прежде всего участниках ЕАЭС, в 1,5 и более раз, в регионах России резко возрос оборот дешевого контрафакта и контрабанды табачных изделий. Особенно это заметно там, где уровень доходов невысок. Как следствие, поставленные цели в сфере здравоохранения не реализуются, происходит недобор поступлений в бюджет, население раздражено ростом цен.
И российский опыт, и опыт других стран показывает, что ошибки с размером налогообложения приводят к результатам, противоположным задуманным.
— Хорошо, что данная проблема осознана на межгосударственном уровне. Советом Евразийской экономической комиссии ведется последовательная работа по гармонизации акцизной политики государств-участников. Аналогичным образом, кстати, совет ЕЭК решил поступить в отношении электронных сигарет и другой никотинсодержащей продукции. В Единый перечень продукции будут внесены обязательные требования к этому виду товара, что позволит устранить с рынка продукцию, содержащую опасные для здоровья ингредиенты, — заключил Дмитрий Чудиновских.
Тренды, выявленные участниками круглого стола в отношении продуктовых рынков, ярко проявились на табачном рынке и тесно связанном с ним рынке никотинсодержащей продукции. Ранее консервативная отрасль превратилась в объект приложения сил для передовых научных изысканий и технологических трансформаций. Так, по словам Анны Бушляковой, «Филип Моррис Интернэшнл» вошла в топ-45 держателей патентов в Европе. В компании функционируют крупные научные центры.
— Благодаря научным разработкам и новым технологиям не только появился бездымный продукт, кардинально снижающий вредное воздействие на организм человека на пути к полному отказу курения, — комментирует Анна Бушлякова. — По сути, мы превратились в совершенно другой бизнес — наукоемкую высокотехнологическую компанию, которая вывела на рынок 52 стран менее вредную альтернативную продукцию.
Тем не менее взгляды на переход потребителей с сигарет на альтернативные курению продукты в Государственной думе существенно разнятся. В декабре прошлого года был принят в первом чтении законопроект, приравнивавший электронные сигареты и другие никотинсодержащие продукты к сигаретам с точки зрения ограничений на потребление, продажу и рекламу. Свои замечания к проекту были предложены Комитетом ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству: это возможность разделения специально выделенных мест для курения и потребления никотинсодержащей продукции, обеспечение права потребителей на получение достоверной информации о потребительских свойствах никотинсодержащих продуктов, правилах их эксплуатации и влиянии на здоровье по сравнению с табачными изделиями.
— Дискуссия идет постоянно, — подтверждает член комитета Госдумы по экономической политике Андрей Ветлужских. — Приходится балансировать между интересами разных групп людей, ведь у каждой из них есть свои представления о качестве жизни, свои права, которые должны быть удовлетворены. Безусловно, это вопрос грамотного регулирования.
Елена Артюх настроена сместить водораздел еще дальше, аккумулируя в своих тезисах доводы других участников:
— Любые запретительные решения в сфере предпринимательства должны быть гораздо более взвешенными, чем запретительные решения в отношении других сфер, потому что это всегда инвестиции, рабочие места, налоги. А табачная и алкогольная отрасли, например, отчисляют серьезные суммы в бюджет. Регулирование должно быть последовательным, логичным с серьезными переходными и тестовыми периодами, чтобы понять, работают новые предложения или нет.
— Регулятор также должен поддерживать новые доступные технологии, которые способствуют росту качества жизни, — соглашается с участниками круглого стола Андрей Ветлужских. — Есть отличные примеры, когда развитые страны делятся своими технологиями с менее развитыми государствами, чтобы способствовать решению глобальных задач, — борьбе с голодом, болезнями и т.п. Есть не такие масштабные примеры, но по значимости им не уступающие: инновации помогают сохранить жизни и здоровье работникам разных производств. Появились датчики на спецодежде, которые позволяют определять загазованность атмосферы, обогреваемая обувь, каски с прозрачным козырьком, не закрывающим обзор и т.д. Государство должно такие технологии поддерживать, чтобы они были доступнее и дешевле.
На смену ограничительно-запретительному подходу должен прийти подход риск-ориентированный, который уже применяется в контрольно-надзорной деятельности, но пока не распространяется на рынок потребительских товаров и услуг, резюмировали участники стола.