Не будем загадывать

Итоги 2020 года

Итоги 2020 года

Каким был бы 2020-й без пандемии COVID-19, можно только гадать. Вероятно, нас ждал небольшой экономический рост. Скажем, в 1%. А может, даже и 1,5%. Казалось бы, такая тоска. Но теперь — на фоне падения в 4 — 5% — прогнозы на 2020-й, сделанные год назад, выглядят очень оптимистично. Коронавирус и рухнувшие цены на нефть вогнали мировую экономику в кризис. Общемировой спад неизбежно отразился на России. Во втором квартале 2020 года экономика страны сократилась на 8%, а бюджет только из-за дешевой нефти недосчитался более триллиона рублей. В третьем квартале ВВП снизился на 3,8%. Ожидания по четвертому — около 4%. Будем гадать про 2021-й?..

Да, есть прогнозы МВФ по росту российской экономики до 2,6%, есть и условия — эффективность вакцин от COVID-19 и повышение потребительской активности. Но что будет при менее благоприятном сценарии? Лучше надеяться на 2,6%.

Правда, придется принять во внимание специальный выпуск доклада о глобальной конкурентоспособности, подготовленный экспертами Всемирного экономического форума. Главный вывод — российская экономика не подготовлена к посткризисному развитию.

В условном рейтинге готовности к восстановлению и преобразованию после пандемии Россия оказалась на 28 — 29-м местах из 37 стран, в которых анализируется ситуация. Из 11 приоритетных направлений экономической трансформации, рассматриваемых в докладе, Россия получила положительную оценку только по трем. Во-первых, рынок труда у нас гибкий и вместе с тем предоставляет работникам определенную соцзащиту (12 место из 37). Во-вторых, у нас неплохие позиции в подходах к налогообложению (20-е место), а также в сегменте «внедрения в бизнесе принципов многообразия, справедливости и инклюзивности в целях повышения творческого потенциала сотрудников» (20 — 21-е место). Что нам удается хуже всего? На последних местах мы в таких направлениях, как «повышение эффективности управления государственными учреждениями, применение долгосрочного видения и укрепление общественного доверия за счет добросовестного предоставления услуг для граждан»; «модернизация инфраструктуры в целях ускоренной трансформации в энергетике, расширения доступа к электроэнергии и цифровым технологиям», а также «актуализация принципов защиты конкуренции и антимонопольное регулирование с учетом требований Четвертой промышленной революции».

То есть стране предстоит не просто пережить пандемию и снижение экономической активности, но и адаптироваться к новым вызовам, включая ускорение цифровой трансформации и конкуренцию за рынки будущего. Как это сделать, мы и рассуждаем в последнем номере этого года, во многом опираясь на опыт бизнеса. И не только потому, что мы деловое издание или у нас много друзей в предпринимательской среде, а потому что именно бизнес показал, как надо не только выживать, но и развиваться в сложнейших условиях 2020 года — конкурировать за место на рынках, генерировать идеи, проекты, технологии. Бизнесу просто не остается иного. Ему, бизнесу, и посвящен этот номер. В 2021-м мы рассчитываем на его инициативы и решения. А еще рассчитываем на наших врачей. Без их работы нам вообще не придется ни о чем думать. Именно медик, тот самый в защитном комбинезоне, признан редакционным советом «Эксперт-Урала» человеком года.

С наступающим. И лучше не будем ничего загадывать.                     

 

Материалы по теме

Начата подготовка рейтинга лизинговых компаний Урало-Западносибирского региона

Приглашаем принять участие в рейтинге юридических компаний