Фактор шока исчерпан, НЛМК-Сорт готов к восстановительному росту

Черная металлургия

Черная металлургия

Рынок сортового проката продемонстрировал устойчивость к внешним триггерам, один из ключевых игроков этого рынка компания «НЛМК-Сорт» намерена продолжить реализацию стратегии повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и экспортных рынках

Какие изменения внесла пандемия в деятельность одного из крупнейших игроков рынка сортового проката? На эту тему мы разговаривали с генеральным директором компании «НЛМК-Сорт» Дмитрием Стопкевичем.

— Дмитрий Владимирович, с какими результатами компания подходит к завершению этого года?

— Несмотря на сложности экономической и эпидемиологической ситуации в стране, для дивизиона НЛМК-Сорт 2020 год оказался позитивным. Наш ключевой потребитель — строительная отрасль. В апреле-мае этого года мы немного отстали в графике выполнения плановых показателей из-за остановки строительных объектов в Московском регионе. Но после принятия государственной программы поддержки строительного сектора и с помощью льготной ипотеки сектор жилищного строительства начал восстанавливаться, соответственно, вырос и спрос на арматуру. Уже несколько месяцев у нас полная загрузка производственных мощностей всех переделов. Активны почти все сегменты за небольшим исключением. Все остальные наши ключевые рынки — арматура, катанка, метизы, — стабильны, а на некоторых даже ощущается повышенный спрос, например, в этом году мы перегружены заказами на производство гвоздей, вероятно, это связано с тем, что домохозяйства вернулись к строительным работам.

— Многие промышленные предприятия в условиях неопределенности отложили реализацию долгосрочных планов. Повлиял ли кризис на вашу инвестиционную стратегию?

 — Во многих отраслях предприятия пересматривали инвестиционные программы не столько из-за пандемии, сколько в связи с неблагоприятной ценовой конъюнктурой конца 2019 года. Но дивизион «Сортовой прокат Россия» Группы НЛМК строит свои долгосрочные стратегии не в рамках конъюнктуры горизонта полугода, мы уже давно живем в рамках пятилетних стратегий. Более того, мы считаем целесообразным переходить на стратегическое планирование до семи и даже десяти лет. Поэтому колебания одного года на реализации инвестиционных проектов сильно не отразились.

Группа НЛМК выделила более 1 млрд рублей на все социальные программы в регионах присутствия

На заводе НЛМК-Урал мы сейчас реализуем два крупных инвестиционных проекта. Мы взяли курс на модернизацию сталеплавильных и прокатных мощностей, чтобы начать производство и прокат стальной непрерывнолитой заготовки сечением 150x150 мм. Ранее возможности электросталеплавильного цеха ограничивались выпуском заготовки сечением 125х125 мм.

Переход на новый типоразмер и разливку закрытой струей существенно улучшает механические и химические свойства заготовки, в результате мы предложим рынку продукцию с улучшенными качественными характеристиками, а также новый для нашей линейки марочный состав стали.

Второй крупный проект — замена вязальных машин на сортопрокатном производстве в Нижних Сергах. Это очень важный участок производства. Эти машины находятся в конце производственного цикла и позволяют формировать правильно пачки, управлять их весом и количеством арматуры в них.

Объем инвестиций в оба проекта в этом году составил 550 млн рублей. Кроме того, в компании идет постоянное развитие метизного производства. В частности, в конце этого года запускается новая линия оцинкования с объемом инвестиций 150 млн рублей. Мы установили новую колпаковую печь для отжига проволоки также с объемом затрат около 150 млн рублей. Таким образом, общий объем инвестиционных программ наших предприятий в этом году составляет ориентировочно 900 млн рублей. Эти программы позволят нам повысить качество продукции и еще больше укрепить потенциал конкурентоспособности на российских и зарубежных рынках.

— Изменились ли динамика и география экспортных поставок в этом году?

 — Мы рассматриваем экспорт в качестве канала, который позволит сбалансировать наш портфель. Конечно, азиатские рынки восстановились первыми, Китай быстро справился с вирусом и начал создавать спрос по таким низкопередельным продуктам, как заготовка. Сейчас мы продаем заготовку в Юго-Восточную Азию, Африку, Южную Америку, европейские страны. В целом пандемия не сильно сказалась на нашем клиентском поле, в разные периоды времени был разный уровень активности потребителей на внешних рынках.

— Вы работаете на достаточно конкурентных рынках, как ваша компания борется за потребителя?

 — Во-первых, мы уделяем много внимания себестоимости. Программа операционной эффективности — одна из ключевых, мы все время ищем возможности делать продукт более конкурентоспособным. Второй вектор — выстраивание каналов продаж. В последние несколько лет Группа НЛМК интенсивно развивает сбытовой сектор, причем мы руководствуемся принципом многоканальности. У нас всегда была широкая сеть дистрибьюторов, но мы посчитали это недостаточным и решили параллельно создавать собственную розничную сеть. И наконец, мы постоянно инвестируем в развитие интернет-магазина NLMKshop.

Важный элемент поддержки конкурентоспособности продукции — обратная связь с потребителем

Очень важный элемент поддержки конкурентоспособности — обратная связь с потребителем. Наши менеджеры, отвечающие за производство, регулярно встречаются с продавцами и обсуждают реакцию рынков. Экспортное направление тоже стимулирует нас улучшать качество. Наша продукция обладает огромным количеством сертификатов, и при этом она постоянно проходит экспертизу в международных сертификационных центрах.

— На внутреннем рынке крепежных изделий вам приходится соперничать с импортом. За счет чего вы выигрываете здесь?

 — Наш главный конкурент на внутреннем рынке — китайский производитель, который, как правило, «берет» ценой в ущерб качеству. Мы провели большую работу по брендированию. Кроме того, мы ведем работу по созданию национального стандарта на крепежные изделия. Я надеюсь, что в следующем году этот стандарт выйдет на федеральном уровне и его будут применять для сертификации и классификации крепежных изделий. Российский потребитель имеет право знать, какого качества ему предлагается продукт.

 — Изменился ли вектор социальной политики в последнее время?

— В период пандемии мы взяли на себя повышенные обязательства по выплате заработной платы. С началом второй волны Группа НЛМК пошла на беспрецедентный шаг, дополнительно выплатив сотрудникам по 30 тыс. рублей. В городах присутствия компании, в случае НЛМК-Сорт это — Березовский, Ревда и Нижние Серги — материальные выплаты получили многодетные семьи не только наших работников, но и местных жителей.

С началом режима дистанционного обучения стало понятно, что далеко не все семьи могут позволить купить ребенку компьютер. Мы закупили партию компьютеров для школьников в Нижних Сергах и Березовском.

Конечно, мы очень много помогали нашим больницам: закупали оборудование и средства индивидуальной защиты, помогали врачам горячим питанием. В целом Группа НЛМК выделила более 1 млрд рублей на все социальные программы в регионах присутствия.

— Какие изменения произошли в этом году в модели организации труда на вашем предприятии?

 — Сотрудники, которые задействованы в непрерывном производственном цикле, должны обязательно соблюдать социальную дистанцию и масочный режим. Мы уделяем этому много внимания. Наши сотрудники добираются на работу специальным транспортом, который мы регулярно обрабатываем.

На большинстве наших объектах установлены промышленные тепловизоры, которые фиксируют и температуру подходящего к КПП человека, и наличие на нем маски. Административный персонал был переведен на удаленную работу, большая его часть находится на удаленном режиме до сих пор.

 — Удаленная занятость останется с нами надолго?

 — У удаленной занятости есть свои плюсы и минусы. Я думаю, в будущем мы будем искать баланс между затратами на инфраструктуру и эффективностью труда персонала и, вероятно, найдем совмещенную форму.

 — Каковы ваши ожидания от следующего года?

— В этом году мы сделали главное — сохранили рабочие места, производственный цикл, обеспечили непрерывность производства, загрузку мощностей, реализацию инвестиционных проектов. Мы считаем, что следующий год пройдет под эгидой восстановления и со стороны спроса, и со стороны предложения. Фактор шока уже исчерпал себя, и люди адаптировались. У всех есть запрос на возвращение к нормальной жизни, и, я думаю, что все вместе мы будем стремиться на этот запрос ответить.

 

Материалы по теме

Рынок стали пока не реагирует на геополитику: динамика цен стабильна

НЛМК-Сорт передал МЧС пожарный автоподъемник стоимостью порядка 12 млн рублей

Квалификацию металлургов оценят в НЛМК-Сорт

НЛМК-Сорт развивает программы корпоративного питания