Когда все доверяют всем

Блокчейн в электроэнергетике

Блокчейн в электроэнергетике

Внедрение блокчейна — актуальное требование, продиктованное глобальной трансформацией отрасли. Применения этой технологии в электроэнергетике уникально, но есть успешные примеры ее использования в пилотном проекте на территории двух регионов

«Россети Урал» (новый бренд ОАО «МРСК Урала») вместе с коллегами из «Россети Янтарь» (Калининград) представили на международном форуме «Электрические сети» (Москва, 3 — 6 декабря) блокчейн-зону. Пилотный проект, стартовавший с февраля, опробовал применение блокчейн-технологии в Екатеринбурге и в Калининградской области.

 В энергетике технология блокчейн сделает учет информации о потреблении электро­энергии и расчеты для всех участников рынка более прозрачными, утверждает заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг «Россети Урал» Дмитрий Вялков. 

Хотели разрушить монополию

— Дмитрий, откуда пришла идея проекта?

— В группе компаний «Россети» есть комплексная программа цифровой трансформации, в логике реализации которой был задуман и выполнен пилотный проект апробации применения технологии. Проработку этого проекта мы начали с изучения мирового опыта — есть ли подобные платформы в электроэнергетике в странах зарубежья. И были удивлены: промышленно технология блокчейн на розничном рынке электроэнергии в настоящее время нигде не используется.

Блокчейн в данном случае представляет собой базу данных в виде реестра, который распределен между различными участниками розничного рынка элект­рической энергии, подключенными к блокчейн-сети. Записи в распределенной базе данных формируются в виде последовательной цепочки транзакций, при этом каждая последующая транзакция содержит контрольный хэш предыдущей, в которую записана информация. Этот принцип обеспечивает ключевую функцию блокчейна — исключение возможности изменения или удаления информации. Неизменность данных, прозрачность и устойчивость к манипуляциям — это очень актуально сегодня для розничного рынка электрической энергии. У нас, как вы знаете, на розничном рынке электроэнергии есть различные участники — сетевые, сбытовые и управляющие компании, расчетные центры и потребители электроэнергии. Очень часто возникают разногласия между ними, например между сетевыми и сбытовыми компаниями по объему полезного отпуска и величины потерь электроэнергии. Аналогичные разногласия возникают между управляющими компаниями и потребителями по причине достаточно сложного и непрозрачного процесса начисления объемов на общедомовые нужды (освещение подъездов, работа лифтов и прочее). Помимо этого, разногласия могут возникать из-за разных периодов и способов снятия показаний с приборов учета. Все это приводит к возникновению споров, зачастую они длительное время не разрешаются. К тому же, если недобросовестные участники начинают манипулировать локальными данными, занижая или завышая показания с приборов учета, это отрицательно сказывается в целом на энергорынке. 

Итог пилотного проекта таков: мы убедились, что применение блокчейн-технологии в электроэнергетике позволяет исключить указанные риски, обеспечивает единство и неизменность данных у всех участников энергорынка. Также мы увидели ряд связанных с этой технологией перспектив. Во-первых, платформа дает возможность беспрепятственного доступа на энергетический рынок новых потребителей, которые не только берут электро­энергию из сети, но в определенные периоды времени могут выдавать в нее сгенерированную или ранее накопленную электроэнергию (просьюмеры). Во-вторых, в настоящее время активно развивается проект по применению технологии агрегации спроса: в часы пиковой нагрузки, когда электроэнергия становится дорогой, системный оператор может направлять заявки на энергорынок о снижении потребителями своей нагрузки, оплачивая пот­ребителю это снижение (сокращает объем пот­ребления электро­энергии в определенные периоды времени, потребитель получает денежную компенсацию). Еще одна перспектива — работа с зелеными сертификатами, дающими подтверждение пот­ребления электроэнергии, выработанной на возобновляемых источниках, что в настоящее время набирает актуальность в Европе и начинает развиваться в Российской Федерации. 

— В чем выгода применения блокчейна для компании?

— Пилотный проект по применению блокчейна привлек нас возможностью ликвидировать монопольное владение данными на розничном рынке электро­энергии. Вернемся к разногласиям, о которых мы говорили. Допустим, потребитель электро­энергии передает показания с прибора учета 23 числа, сетевая компания проводит контрольное снятие в период с 25 по 27 число, а гарантирующий поставщик — заносит данные на 31 число. В итоге у каждого из трех участников разные данные, полученные в разные периоды времени. А в блокчейне запись информации по показаниям приборов учета осуществляется у каждого участника блокчейн-сети одновременно и без возможности последующего изменения или оспаривания цифр. Технология поможет исправить ситуацию на рынке, но при условии, что она будет применяться массово. Поэтому первый этап проекта по апробации технологии на нескольких пилотных объектах у нас завершился, и впереди второй — разработка и внедрение промышленного решения на всей территории Екатеринбурга и Калининградской области. Третьим будет этап тиражирования в регионах присутствия ГК «Россети». 

Мы уже четко понимаем, чего хотим от промышленной блокчейн-платформы. Непосредственно в текущий момент мы формализуем технические требования: к информационной безопасности, к защите данных, к скорости записи информации. Помимо этого — формируются требования к проведению и расщеплению платежей за электроэнергию между участниками, требования к математической модели и работе со смарт-контрактами — цифровым аналогом договора энергоснабжения, который потребители электроэнергии сейчас заключают в бумажном виде со сбытовой компанией. Блокчейн позволит заключать и исполнять этот договор, проводить расчеты в цифровом виде и режиме онлайн. 

Предстоит решить в ближайшее время и ключевой вопрос с администрированием системы, поскольку потребуется поддерживать в актуальном виде в цифровом формате как тарифные решения, так и условия типовых форматов договоров (смарт-контрактов), которые сейчас выпускаются в виде нормативных правовых актов. 

— И кто может быть оператором?

— Здесь два варианта. Такую роль может взять на себя либо группа компаний Россети в зоне присутствия или предстоит создать нового игрока на рынке — оператора по поддержанию библиотек тарифных решений, используя, допустим, европейский опыт. Но совершенно точно оператором не должна быть какая-то частная компания. 

Многовариантная платформа

— Что принципиально изменится с внед­рением инновации?

— Блокчейн как технология может создать фундамент для развития совершенно новых отношений на рынке. Простой пример: так как зафиксированы все операции на рынке, частный домовладелец может, поставив солнечную батарею или ветряной генератор, постоянно отдавать излишки в сеть, получая за это вознаграждение. Даже электромобиль, имея излишек, может подключиться к сети. В итоге может быть сформирована умная сеть, которая сама будет сглаживать график нагрузки в моменты пикового потребления, обеспечивая при этом более стабильную работу энергосистемы. Плюс — экономия средств всех потребителей, именно они в первую очередь должны выиграть от внедрения новых технологий.

— Экономический эффект просчитан?

— Об этом еще рано говорить, на первом этапе перед нами стояла задача провести апробацию возможностей применения технологии блокчейн в электроэнергетике. Мы поняли: да, применение технологии возможно, и оно оказалось очень широким. Сейчас, в рамках следующего этапа, идет построение бизнес-модели использования технологии без нагрузки на тариф, в идеале — со снижением тарифа. Финансовое стимулирование для вовлечения потребителей — одна из главных задач в проекте. Чем больше участников будет подключено к блокчейн-сети, тем устойчивее будет система и больший эффект она принесет. Полагаю, эта технология может изменить роль отдельных игроков на энергорынке, исключая отдельных посредников и максимально приближая потребителя электроэнергии к ее поставщику.

— В какие проекты глобальной трансформации сети может быть включена технология? 

— Вариаций применения рождается множество. Помимо управления спросом, когда по команде системного оператора потребители на рынке могут снижать потребление электроэнергии в часы пик и затем получать за это вознаграждение, к платформе можно подключать и систему накопления электроэнергии — с аналогичной целью. Упрощенно говоря, система накопления — это большая батарейка (емкостью от 8 киловатт до нескольких мегаватт), которая накапливает энергию в определенные часы, когда она стоит дешевле, например, по ночному тарифу, а расходуется в часы пик. Помимо учета данных в блокчейне по электрической энергии есть проработки по аналогичному учету тепла, воды, газа и прочих ресурсов, вплоть до твердых коммунальных отходов. То есть блокчейн — это универсальный инструмент с обширным применением.

— Могут ли мешать применению блокчейна существующие проблемы технической оснастки и подготовки участников сети? 

— Мы готовы на добровольной основе знакомить пользователей с преимуществами технологии. Риски связаны со сроками изменения нормативно-правовых актов, это может определить долгий путь развития и масштабирования этой технологии. В российских условиях этот цикл может растянуться на три-четыре года. К тому же, парк приборов учета у нас очень разнообразен и далеко не весь оснащен возможностью дистанционной передачи показаний. Поэтому в рамках блокчейна участники могут договариваться о доверии к ручному вводу показаний потребителем через соответствующий интерфейс. Также предстоит провести развитие и парка приборов учета в соответствии с программой, которая предполагает к 2030 году стопроцентную постановку интеллектуального учета. 

— Как решен вопрос инвестиций? 

— На первом этапе мы пригласили для участия в проекте разработчиков блокчейн-приложений на некоммерческой основе. Итоговые решения были подготовлены пятью компаниями. Из международных представителей — САП СНГ, из национальных — Лаборатория цифровой энергетики, Waves (в консорциуме с Альфа-банком), b41 Blockchain Development (со Сбербанком), Digital Horizon (с Газпромбанком). На втором этапе будет осуществляться коммерческая разработка промышленной платформы, в настоящий момент прорабатываются варианты привлечения и последующего возврата инвестиций на создание и внедрение по территории Екатеринбурга и Калининградской области. Третий этап — тиражирование в рамках группы компаний Россети. 

Материалы по теме

Падать или подниматься

Да будут деньги

IV Югорский промышленный форум пройдет 15 и 16 апреля в Ханты-Мансийске

Замещай, подорожало

Ребрендинг КЭС-Холдинга

Себя показать