Перемена года. Только раз в году
Рынок выездного туризма
2014 год изменил и представление россиян об отдыхе за границей, и сам туристический рынок. Один из немногих плюсов ситуации — она даст стимул новым направлениям и повышению профессионального уровня игроков
В начале декабря сочинский горнолыжный курорт «Роза Хутор» объявил о введении ряда ограничительных мер на новогодние праздники, связанного с колоссальным спросом на свои услуги: курорт прогнозирует двойное превышение допустимого числа катающихся. Такими мерами стали, к примеру, повышение стоимости ски-пассов и квотирование их дневных продаж. Интерес к Сочи в этом году связан не только с заметно улучшившимся имиджем города после Олимпиады, но и с тем, что все остальные направления на фоне выросшей в цене валюты стали неприлично дороги. Проверено на себе: в каникулы я еду на Красную Поляну исключительно потому, что за деньги, которые готов потратить, просто не смог найти ничего заграничного (за исключением самых скромных вариантов).
Рынок выездного туризма начало лихорадить летом (см. «Путевка на вылет»). Банкротства операторов, к счастью, прекратились. Но расслабляться рано.
Тонем
По данным Росстата, количество россиян, выехавших за рубеж с целью туризма, по итогам трех кварталов 2014 года сократилось на 2%. Пассажиропоток авиакомпаний между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ за десять месяцев вырос на 4,9% (в прошлом году прирост первого показателя при аналогичном сравнении составлял 23%, второго — 18,2%). Цифры реального положения дел на рынке не отражают. По словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, в последние месяцы 2014 года сокращение количества туристов по некоторым направлениям достигло 50% по сравнению с аналогичными месяцами 2013-го. Такой результат можно объяснить четырьмя ключевыми факторами.
Первый — падение рубля на фоне общего снижения покупательной способности.
— Валютный курс скорректировал среднюю стоимость путевки в рублях на 35 — 40% (разговор состоялся в тот момент, когда евро стоил около 70 рублей, сейчас разница, вероятно, еще больше. — Ред.). Я не могу сказать, что в долларах или евро она сильно изменилась — у операторов просто нет такой возможности. Они оптимизируют программы, видно, что спроса нет, ситуация явно не подходит для того, чтобы повышать цены, — комментирует генеральный директор ГК «Виста» Максим Пузанков. — Распространено мнение, что среднестатистическая семья готова потратить на отдых 100 тыс. рублей. Какой эта планка была, такой и осталась. Одни теперь выбирают отдых проще, короче, другие, если на это не согласны, отказываются от поездки.
Второй фактор — более ответственное отношение операторов к своим программам привело к сокращению количества специальных предложений, за счет которых в последние годы существенная часть россиян открыла для себя заграницу.
— Возникшая летом ситуация заставила операторов, некогда непримиримых врагов, садиться за стол переговоров, совмещать программы. Одной из ключевых причин банкротств было отсутствие дисциплины на рынке. Мы видим, что подходы стали более разумны. Это, наверное, единственный плюс уходящего года, — отмечает Михаил Мальцев. — Но нужно понимать: рост рынка в последние годы был связан не только и не столько с улучшением платежеспособности населения, но и с излишней конкуренцией, дававшей нам возможность съездить в ту же Грецию за 6 тыс. рублей. Солидная часть людей летала по турам заведомо ниже себестоимости. Сейчас таких туров существенно меньше, что не может не отразиться на количестве отдыхающих.
Люди не перестанут путешествовать. Это наркотик, на который мы уже подсели
Третий фактор — подрыв доверия к туристическому бизнесу. Максим Пузанков:
— Уже в августе после ряда банкротств мы увидели снижение спроса, глубины продаж. Тогда резкого подорожания валюты еще не произошло. Люди сейчас стараются приобретать тур как можно ближе к дате вылета и чуть ли не накануне оплачивать его. Очень много отказов. Существенно выросла доля тех, кто организует путешествие самостоятельно. Если раньше таких туристов в общей массе было не больше 10%, и на эту цифру операторы не обращали внимания, сейчас, по моим ощущениям, она выросла до 30%. Пока не наступит понятного для потребителя государственного регулирования, понятной ответственности операторов и агентов, прозрачных договорных отношений, доверие не вернется. В этом плане участники рынка возлагают особые надежды на новый отраслевой закон.
Схожего мнения придерживается заместитель директора по коммерческим вопросам оператора Evroport Антон Потапов:
— Часть людей ушла в самостоятельный туризм, особенно это было видно в сентябре-октябре, в традиционно высокий сезон для Европы. Банкротства операторов, широко освещаемые СМИ, привели к недоверию туристов. Хороший пример — Польша. Там нечто подобное произошло в 2009 — 2010 годах, когда обанкротились два крупнейших оператора, работавших на отправку. Их объемы в процентном соотношении к количеству путешествующего населения были гораздо больше, чем в случае с нашими закрывшимися операторами. Поляки перестали путешествовать организованно ровно на год. Потом начался новый виток развития рынка, сейчас в Польше один из самых дисциплинированных туристических рынков после, пожалуй, Германии.
Четвертый фактор — ухудшившееся отношение к россиянам. «Русский турист далеко не везде сейчас желанный гость. К сожалению, Крым, обострение внешней политики повлияли на отношение обычных людей в Европе. Нашего туриста мало что может остановить, но если вы едете отдыхать, то хотите быть желанным гостем.
В совокупности с другими факторами это тоже осложнило ситуацию на рынке», — говорит Антон Потапов.
Последствия и для туристов, и для туристического бизнеса серьезны. Большинству из нас в 2015 году, вероятно, придется пересмотреть свое отношение к отдыху, а операторы и агентства начали сокращать персонал. По словам Михаила Мальцева, к следующему лету, если ситуация не улучшится, в туризме может быть сокращено до 60% сотрудников.
Спасаемся
Попробуем найти в текущем положении какие-то плюсы. Они, как ни странно, есть. Во-первых, подорожание зарубежных туров заставило россиян обратить внимание на внутренние ресурсы. Красная Поляна — один из примеров. Как отмечают эксперты, в этом году был достаточно рано продан Великий Устюг, мест на этом направлении нет, чего раньше не наблюдалось.
— Лето 2015 года станет хорошим шансом для Крыма и Краснодарского края, главное — им воспользоваться, — комментирует Максим Пузанков. — Очень многое будет зависеть от объемов перевозки и стоимости путевок, от того, появятся ли пакетные туры. Я подозреваю, что такой продукт выведут три-четыре крупных оператора, занимающихся зарубежным туризмом. Они сейчас готовят технологическую базу для его создания. Но важно, чтобы перевозчики и отели не подняли цены, почувствовав спрос. Нужно сначала показать людям, что в России можно нормально отдыхать, переориентировать поток, а потом на нем зарабатывать. Мы же много лет не хотели ездить в Сочи. Считалось, что там дорого, сервиса нет. На самом деле, в Сочи сейчас нормально. Главное, чтобы банальная жадность не зарубила на корню то, что дано моментом.
Существенно выросла доля тех, кто организует путешествие самостоятельно
Во-вторых, на замену загранице временно могут прийти также забытые нами страны СНГ.
— Проект СНГ родился у нас в голове в 2013 году под давлением корпоративных клиентов, интерес которых массово сместился, к примеру, от Чехии, Германии в сторону Армении и Узбекистана. Работа с этими направлениями компенсировала нам в этом году туристов, потерянных в Европе. В будущем их роль будет возрастать, поскольку, с одной стороны, туры в страны СНГ менее подвержены валютным колебаниям. С другой, там действительно есть что посмотреть, интерес к ним возвращается. Ереван — это маленький Париж, Тбилиси — просто фантастический город, Батуми сравнивают с Сингапуром. Лечение нефтью возможно всего в двух странах мира — в Хорватии и в Азербайджане, — приводит пример Антон Потапов.
В-третьих, сложная ситуация привела к улучшению взаимоотношений между участниками туристического рынка, хоть и временному.
— Несколько упростились отношения между операторами и авиакомпаниями. Даже наш национальный перевозчик пошел в люди, общается с нишевыми операторами, предлагает довольно интересные условия сотрудничества. Похожая ситуация во взаимодействии с отелями и принимающими компаниями. Некоторые из них сейчас тоже идут навстречу, к примеру, замораживая цены. Но я думаю, как только ситуация начнет налаживаться, все снова оскалят зубы, начнут гонку за объемами и мы вернемся к тому, с чего начинали, — отмечает Антон Потапов.
В-четвертых, резкое снижение спроса приведет к очищению агентского рынка, о необходимости которого уже несколько лет говорят представители отрасли.
— Рынок меняется. Этот процесс был неизбежным и, более того, нужным. Нельзя расценивать кризис исключительно как тяжелый период, нужно смотреть на него и с позиции новых возможностей, поиска ответов на давно назревшие вопросы, — итожит Антон Потапов. — Люди не перестанут путешествовать. Это наркотик, на который мы уже подсели, мы хотим открывать новые города и страны. Да, путешествовать будем меньше и скромнее. Вместо Парижа кто-то поедет в Санкт-Петербург, вместо двух заграничных поездок в год, к которым многие привыкли, будет одна. Но будет обязательно.