Потребителя нагрузят
Энергореформа вышла на финишную прямую - к свободному оптовому рынку. Но отсутствие четких механизмов образования цен на электроэнергию и перспективы их роста пугают промышленников.Промышленники энергоемких отраслей ждут роста цен на электроэнергию. Как именно поднимутся цены, не знает никто. Но в том, что в ближайшие год-два они вырастут значительно, уверен весь бизнес и все эксперты.
Рост обусловлен совокупностью факторов. Важнейший связан с тем, что обновление мощностей и сетей в стране не проводилось более 20 лет. Отрасли не избежать строительного бума. Энергетиков просто заставят строить, а потребителей - все это оплачивать: инвесторы должны вернуть вложения. При этом априори понятно, что энергия, производимая новыми электростанциями, будет дороже: затраты на оборудование отвечают мировому уровню, потому что изготавливается оно в основном за рубежом. А установленные внутренние цены на топливо и производимую из него электроэнергию до сих пор меньше внешних.
Другой фактор - либерализация, переход российских предприятий с 1 января 2011 года на покупку 100% необходимого объема электроэнергии на свободном оптовом рынке. За четыре года движения в эту сторону цены на рынке выросли из-за подорожания топлива для электростанций в среднем в 2,5 раза, хотя тарифы увеличились только в полтора.
Плановое подорожание
Почему растет стоимость электроэнергии, поставляемой генераторами на оптовый рынок? Объяснение с точки зрения экономики такое: Минэкономразвития РФ проектирует ценовые показатели (так называемые прогнозные индексы, индексы-дефляторы) на 2011 год по разным статьям затрат, обеспечивающим производство электроэнергии. Предполагается, что газ должен подорожать на 15%, уголь - на 10,2%. В структуре себестоимости электроэнергии, вырабатываемой электростанцией, на топливо в зависимости от его видов приходится 70% затрат. Если его стоимость растет на указанные величины, то среднее изменение роста стоимости производства 1 кВт•ч составит 11 - 12%. Такова пропорция. Прочие затраты - заработная плата, средства на ремонт оборудования и т.д. - вырастут на 7,9%. Далее добавляются факторы, определяемые особенностями функционирования рынка плюс услуги по транспорту и сбыту.
С января масла в огонь подливает то, что Администратор торговой сети, контролирующий работу рынка, до сих пор не предоставил данные о новых ценах на электроэнергию. Поэтому промышленники не могут планировать себестоимость продукции на перспективу. Как говорит советник президента Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Владимир Семёнов, из-за этого заводы не могут назвать заказчику четкую цену на свою продукцию на весь год: «Мы не знаем, на какой уровень поднимутся цены на электроэнергию. Как в такой ситуации заключать контракты? Особенно это актуально на фоне сохранения перекрестного субсидирования населения промышленностью». Рыночные цены сложатся в лучшем случае к апрелю - грядущие перерасчеты за приобретаемую сейчас по условным ценам электроэнергию и пугают компании.
По официальному прогнозу Минэкономразвития на 2011 год, средний рост стоимости электроэнергии для промышленных потребителей по РФ, приобретающих электроэнергию не на оптовом рынке, а у региональных поставщиков, не должен превысить 15%. В структуре тарифа на электроэнергию стоимость покупки в среднем составляет 60 - 75%: на эту часть теперь приходится свободное рыночное ценообразование. Регулируемыми государством (путем установления тарифов) на 2011 год остаются только две составляющие остальных 25%: сбытовая надбавка гарантирующих поставщиков - 5% и стоимость услуг по передаче электроэнергии по региональным сетям - 20%. РЭКи теперь отвечают за рост только этих двух тарифов, рассчитывают их и утверждают. А рыночная часть тарифа должна определяться нормативными документами, утвержденными на уровне Российской Федерации. По непонятным причинам федеральными органами власти до сих пор не выпущен ряд документов, регламентирующих ценообразование на розничном рынке, в том числе отсутствует механизм, определяющий, какой должна быть стоимость для конечного потребителя электроэнергии и мощности и как складывать все ее составляющие.
За сетями генерация пошла
Перевод отрасли на рыночные механизмы определяет новую тарифную политику. Здесь основной тренд - государство отказывается от прямого ценового регулирования в тех сферах электроэнергетики, где возможна конкуренция. То же в ближайшее время можно будет ожидать применительно к сбытовым услугам. Независимые сбытовые компании уже сейчас могут устанавливать свою надбавку. РЭКи регулируют ее только у сбытовых компаний в статусе гарантирующих поставщиков. В части конечной цены на электроэнергию тоже возможно создать условия, чтобы между независимыми сбытами и ГП была реальная конкуренция. Сейчас РЭКи как регуляторы изучают и анализируют ситуацию.
Наиболее эффективным решением в новой тарифной политике обещает стать переход на метод доходности инвестированного капитала (RAB). Первыми этой возможностью воспользовались электросети: RAB-методика позволяет не на год, а на более длительный период планировать хозяйственную деятельность, включая инвестиционные возможности и ресурсы, экономить на издержках. А потребитель видит, как тарифы той организации, у которой он покупает ресурсы или услуги, должны измениться в течение длительного периода.
Следом за электросетевыми компаниями, чьи инвестиционные программы увеличились в два-три раза благодаря RAB-методике, на нее намерена переходить и генерация. Первым это сделал КЭС-Холдинг. Топ-менеджменту компании представляется, что необходимые быстрые и значительные инвестиции для простого и расширенного воспроизводства генерирующих мощностей можно получить только посредством оперативного и кардинального изменения тарифной системы.
Отход государства от прямого ценового регулирования в рыночном сегменте электроэнергетики, безусловно, воспринимается не всеми одинаково. «Рост цен на энерготарифы должен жестко контролироваться государством, в частности антимонопольной службой. Сейчас этого не происходит. Энергетики произвольно завышают тарифы, не имея на это должного обоснования», - утверждает директор по продажам «Пумори-инжиниринг инвест» Виктор Комм. Ссылаясь на то, что повышение цен на энерготарифы отразится на себестоимости продукции (она вырастет), Виктор Комм полагает, что всякое повышение тарифов к предыдущему году должно сопровождаться какими-либо усовершенствованиями: «Должна работать следующая формула - одномоментно с увеличением стоимости энергоресурсов предприятия должны получать определенные льготы. К сожалению, рост цен не дает промышленным предприятиям никаких бонусов».
Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Алексей Соколов обращает внимание на то, что для ряда российских регионов, в том числе и для Среднего Урала, проблема роста тарифов на электроэнергию стоит особенно остро в связи с отсутствием у них источников дешевой электроэнергии. Таких как Красноярская или Саяно-Шушенская гидроэлектростанции в Сибири, которые поставляют энергоресурсы алюминщикам восточных регионов России. «Возможно, именно на Урале необходимо возвращаться к государственному регулированию тарифов на электроэнергию», - говорит чиновник. Несмотря на то, что энергореформа докатилась до финишной прямой - свободного оптового рынка, желающие покатить ее обратно есть. Рост цен - хороший катализатор для таких настроений.
Резюме не обнадеживает: рост цен на теплоэнергетические ресурсы в России неизбежен. Директор Института энергосбережения Свердловской области Николай Данилов решение проблемы видит в массовом внедрении энергосберегающих технологий: «Именно сейчас государство должно объединиться с промышленным сообществом и принять все возможные меры к повышению энергоэффективности на предприятиях». Но для внедрения технологий энергосбережения в России нужно либерализовать внутренние цены на энергоносители, достичь паритета с мировыми ценами. Нынешнее положение нарушает рыночно-равновесные денежные потоки между поставщиками топлива, генерирующими компаниями, потребителями энергии, федеральным бюджетом. ?
Дополнительные материалы:
Бизнес ожидает роста цен
Правительство подчеркивает необходимость оставаться в установленных параметрах тарифов. Однако заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Александр Соболев уверен: рост цен на электроэнергию сдержать не удастся.
- Мои опасения питает устойчивый тренд роста стоимости электроэнергии в расширявшейся с 2007 по 2010 год нерегулируемой части оптового рынка. Мы отслеживали в регионе тенденции отношения нерегулируемой части к регулируемой: доля покупки в первой постоянно увеличивалась и свободные цены только росли. Кроме того, в этом году на территории Свердловской области стоимость услуг на передачу электроэнергии, составляющая пятую часть от средней стоимости 1 кВт•ч, увеличилась на 25%, и в первую очередь из-за роста инвестиционных затрат, которые мы учли в тарифе электросетевых компаний, перешедших на RAB-методику. Помимо того, на 30% выросла плата за услуги передачи по магистральным сетям ФСК - показатель, определяемый ФСТ России. В конечном итоге стоимость услуг сетей зависит еще от нескольких факторов. Важно, например, на каком уровне напряжения получает потребитель электроэнергию: чем ниже уровень, тем выше стоимость передачи, и наоборот. Доля затрат сетевых компаний в этих двух случаях разная. Соотношение затрат зависит и от режима потребления электроэнергии и мощности (так называемого числа часов использования заявленной мощности), и от того, одно- или двухставочные установлены тарифы.
Помимо инфляционной составляющей в стоимости услуг по передаче электрической энергии выросла доля фонда оплаты труда, а соответственно, и отчисления на социальные нужды - мы вынуждены эти суммы увеличить с 26 до 34%. Таковы изменения в законе.
Почему-то принято считать, что провоцирует повышение тарифов растущее потребление электроэнергии и ликвидация перекрестного субсидирования в услугах. Это не так: рост промышленного потребления к предыдущему периоду, наоборот, снижает тарифы. Их считают по формуле «совокупные затраты, отнесенные к суммарному полезному отпуску электроэнергии и мощности». Естественно, если потребление растет, то тариф снижается. Это положительный фактор.
Перекрестное субсидирование, действительно, осталось в этом году только в поставках электроэнергии, в остальных услугах оно ликвидировано. В связи с тем, что рост тарифов для населения по всей РФ ограничен 10%, снижение перекрестки невозможно. Это приведет к двойному повышению тарифов для населения, которое до сих пор платит 50% от экономически обоснованной стоимости электроэнергии. На мой взгляд, перекрестное субсидирование можно убрать, компенсируя затраты населению из федерального бюджета. Но решение вопроса отложено. Хотя ущерб для экономики от сохранения глобальной схемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике очевиден: предприятия платят за электроэнергию больше ее реальной стоимости. Это снижает их конкурентоспособность, возможность развития и привлечения инвестиций.
Тариф как продукт непротивления сторон
Начальник департамента экономики ОАО «Тюменьэнерго» Наталия Шевелева: электросети получили стимул для развития - новый метод тарифообразования.
- Сдерживание тарифов на электроэнергию для бытовых потребителей выше 10% практикуется в течение ряда лет и не покрывает всех обоснованных затрат энергокомпаний. Компании разных типов имеют разные последствия тарифных ограничений. ОАО «Тюменьэнерго», например, это не позволяет на фоне инфляции выше запланированного увеличивать доходы и направлять их на производственные нужды. Так, рост выручки в 2011 году составит всего 0,5% - такова реальная доля распределительной сетевой компании в повышении тарифа на территории Тюменской области.
В этом году ситуация для нас принципиально поменялась: с 1 января 2011 года компания перешла на новую модель тарифообразования - RAB-регулирование. Она позволяет реализовать программу развития электросетевого комплекса без резкого роста тарифов. В этом году масштабная инвестиционная программа будет выполняться за счет привлечения заемных средств на модернизацию сетевой инфраструктуры, повышение надежности электроснабжения и качества предоставляемых услуг. Будет реализован главный плюс RAB-регулирования - стимулирование снижения издержек.
Специфика тарифной политики в регионе в том, что это продукт взаимоотношений энергетиков, регулирующих органов и органов власти. В Тюменской области взаимопонимание этих структур позволяло в течение ряда лет постепенно в приемлемых размерах повышать тариф, при этом обеспечивать энергетикам возможность строить, реконструировать и модернизировать сетевое хозяйство без нагрузки на потребителя. Хотя есть регионы, где рост тарифов и до нынешней «заморозки» искусственно сдерживался административными методами. Это «благо» для потребителей весьма сомнительное. Ведь рано или поздно уровень износа сетей из-за недостаточного обновления достигнет критической отметки и тогда наиболее вероятны будут два сценария развития событий. Первый - скачкообразный рост тарифа, чтобы обеспечить средствами инвестиционные программы энергетиков. Второй - энергетический кризис, обусловленный состоянием сетей. Не исключена возможность и совместного их развития.