Лох мобильный

Лох мобильный Доход мобильных мошенников вырос за год в пять раз. Помогли им в этом равнодушие операторов и силовиков. Чтобы победить преступников, сотовым компаниям и правоохранительным органам пора перестать сваливать всю ответственность на абонентов.

B конце февраля мой знакомый получил SMS от абонента Beeline с текстом «Андрей Владимирович, вы участник акции Билайн. Подробности по телефону 8-ххх-ххх-ххх-хх (бесплатно)». Он позвонил по указанному номеру, но ему никто не ответил, в трубке раздавались какие-то щелчки, а потом связь прервалась. Через пару минут, чуя неладное, товарищ решил проверить баланс. Итог - минус 300 рублей. Разводка простейшая, однако, «покупают­ся» на нее многие: выглядит очень прав­до­подобно.

По оценке директора по развитию продуктов и услуг МТС Павла Ройтберга, в минувшем году 2 - 3 млн российских пользователей сотовой связи стали жертвами мошенников. Верится с трудом: по подсчетам специалистов Вымпелкома, уже в 2008 году от действий преступников пострадало порядка 10 млн человек. Управляющий партнер ACM-Consulting Оксана Панкратова полагает, что объем рынка мобильного мошенничества в 2009-м составил порядка 50 млн долларов. В 2008 году цифры были куда скромнее - 10 млн долларов.

Берем за входящие

Мобильное мошенничество можно условно поделить на три типа. Первый - клонирование сим-карты. Буквально две недели назад в Челябинске разбиралось подобное дело: Уралсвязьинформ (УСИ) подал в суд на абонента (небольшая фирма из двух человек), у которого образовалась задолженность в размере около 1 млн рублей. По данным УСИ, клиент разговаривал по телефону, находясь одновременно на территории Свердловской области, Украины, Грузии и Казахстана. По словам юристов Incor Alliance Law Office, участвующих в процессе на стороне клиента, в ходе суда выяснилось, что сим-карта абонента была клонирована и размножена, чем и воспользовались преступники.

Второй способ мошенничества осуществляется при помощи звонков с неизвестных номеров. Схема проста: идет входящий вызов, человек поднимает трубку, связь обрывается. Абонент перезванивает на определившийся номер, но на том конце либо никто не отвечает, либо начинают разговаривать на иностранном языке. Стоимость одного подобного звонка может доходить до тысячи рублей.

При третьем и самом популярном виде мошенничества используются SMS. Здесь фантазия преступников безгранична. Только на сайте Utel приведено девять вариантов текстов. Например, «Ваш номер блокируется. Подробности по телефону 8-ххх-ххх-ххх-хх (звонок бесплатный). Utel.» или «Уважаемый абонент! В связи с перезагрузкой контроллера просим Вас ввести код *100*41*12345# и вызов. Ваш Utel.». Еще один распространенный тип сообщений - застрявшие на трассе или попавшие в другую беду родственники, которые просят перечислить деньги на определенный номер, мотивируя это тем, что их телефон не ловит.

Однако подобная банальщина уходит в прошлое. Последний писк моды - платные входящие SMS (или МТ-тарификация). Схема организации мошенничества следующая. Абонент получает SMS или MMS-сообщение с содержанием типа «Вам пришла открытка», «Поздравляем с днем рождения» или «Вам подарок от МТС, Билайна, Мотива и т.д.» и далее - ссылка, при открытии которой обычно ничего не открывается.

Через некоторое время абоненту начинают приходить сообщения с новостями различных сайтов (зачастую порно), игры и т.п. Также это могут быть сообщения вида: «ваша подписка продлена» или «необходимо продлить подписку». За каждое такое входящее сообщение списывается, как правило, от 90 до 120 рублей.

Ветряные мельницы

Заработать мошенникам помогает очевидное попустительство сотовых операторов. Во-первых, они на протяжении нескольких лет не работали с контент-провайдерами. Специалист по связям с общественностью МТС-Урал Дарья Вольхина:

- Сейчас сотовые компании напрямую работают лишь с несколькими крупными агрегаторами и контент-провайдерами, предоставляя им в пользование короткие номера и площадки для продажи контента. Те в свою очередь взаимодействуют с более мелкими субагрегаторами, выдавая им те или иные из арендованных номеров. Наконец, последние сотрудничают уже с тысячами различных мелких поставщиков контента и веб-мастеров. Возникает непрозрачная пирамида, у подножия которой кормятся сетевые мошенники.

Подчеркнем: мошенничество - чисто российская проблема. В США и Европе операторы уже давно контролируют контент-провайдеров, обладая всей информацией об их партнерах. Арендовать SMS-пул на Западе можно только при заключении договора, в который вводятся все персональные данные субагрегатора. У нас этого никто не делает. Именно поэтому в последнее время напастью стали «винлокеры» (при запуске Windows появляется окно, в котором указано, на какой номер нужно отправить SMS, чтобы операционная система запустилась) и информеры (на экране появляется окно, которое исчезает только после отправки SMS). Вычислить создателей данных программ практически невозможно.

Во-вторых, сотовые операторы буквально сами толкали мошенников на преступные SMS-рассылки. У многих компаний реализован сервис отсылки сообщений на сайте. С его помощью любой человек от имени компании (у абонента при получении SMS высвечивается либо короткий номер, либо название оператора) мог устроить массовую рассылку. Благо, базы можно запросто купить через интернет.

В-третьих, сотовики не прилагали практически никаких усилий к отслеживанию и блокировке очевидно мошеннических номеров.

В-четвертых, всю ответственность операторы долгие годы перекладывали на самого абонента, мол, не надо открывать ссылки или передавать телефон чужим людям, отвечать на неизвестные номера. С этой точки зрения показательно дело Utel. Во-первых, по заключению специалистов Уральского института связи, клонирование сим-карты возможно путем подключения к радиоканалу между мобильной и базовой станцией во время обмена данными в обход шифрования. Во-вторых, очевидно, что один абонент не может звонить одновременно из разных стран, да еще в таком объеме, чтобы наговорить на миллион.

Безразличие к проблеме проявляли и правоохранительные органы. Дошло до того, что мошенники начали телевизионную рекламную кампанию. Определение местоположения собеседника, чтение чужих SMS, мобильный сканер одежды - очевидные примеры мошенничеств, которые остались без какого-либо внимания силовиков.

Сами зарабатываем

Конечно, теперь, когда поднялась шумиха вокруг разрастающегося криминального рынка мобильного мошенничества, сотовые компании обратили внимание на абонентов. МТС, например, потребовала от агрегаторов передать сведения о договорах со всеми контрагентами. Кроме того, компания намерена временно ввести мораторий на подключение новых партнеров, а также отказаться от практики «автоматического» подключения новых сервисов без заключения нормальных договоров с поставщиками контента. Все операторы большой тройки внедрили сервис, который позволяет узнать достоверную цену SMS-услуги. Мотив и МТС начали брать штрафы с контент-провайдеров, с чьих номеров распространяется мошенническая информация. Многие операторы обещают в будущем внедрить технологии, которые позволят им следить за контент-провайдерами и мгновенно блокировать мошеннические номера.

Некоторые сотовые компании борются с мошенничеством достаточно странными методами. Недавно Мегафон запустил услугу, которая позволяет заблокировать возможность отправки SMS и USSD-запросов на номера контент-провайдеров, которые часто используют мошенники. Услуга, безусловно, актуальная. Правда, оценили ее в Москве в 150 рублей в месяц, на Урале - в 35 рублей в месяц. Интернет-сообщество уже ополчилось на центральный Мегафон за то, что отказ от ненужных услуг стоит немалых денег.

- На мой взгляд, оператор демонстрирует лишь имитацию заботы об абонентах: по подобной запретительной цене услугой будут пользоваться немногие, - замечает эксперт компании «Мобильный форум» (Москва) Алексей Бойко. - Цифра 150 рублей в месяц заставляет задуматься вот о чем. Не является ли она объективной оценкой того, какой доход оператор получает от действий «мошенников от контента» ежемесячно? Никто иной как сотовые компании создали технологическую и, что важно, организационную среду, культивирующую мобильное мошенничество. Никто иной как операторы успешно который год получают свою долю дохода от мобильного мошенничества. Теперь они хотят получать деньги с тех, кто не хочет быть жертвой преступников.

Эксперты не раз подозревали в связях с мошенниками и контент-провайдеров. По словам специалистов одного из сотовых операторов, короткие номера абсолютно «мошенническими» не бывают (именно поэтому их не блокируют). Чаще всего на них зарегистрированы полноценные «порядочные» сервисы, а доля преступного трафика - около 20%. Вряд ли поставщики услуг не знают, что их номера используются для афер.

Конечно, обвинения в сторону провайдеров или сотовых операторов отдают «масонским заговором». Однако, очевидно, что пока антимошеннические меры не приносят особых результатов и всевозможные преступные схемы по-прежнему процветают.

Избавиться от мошенников, вероятно, можно только одним способом - организовать крупномасштабную объединенную кампанию операторов и силовиков. Систематические наказания в виде штрафов или лишения свободы поумерят пыл аферистов. Безусловно, к этой кампании необходимо привлекать и абонентов, большая часть которых сегодня ленится или стесняется жаловаться. Если же выявление криминала будет носить точечный характер, а борьба с ними - сводиться лишь к их блокировке или созданию антимошеннических сайтов, мобильная преступность будет процветать.


Материалы по теме

Перспективы для VAS

Учиться не дышать

Второе телерождение

Точка бифуркации

Массовый интерактив

«Мотив» перешел границу