Плюс на минус

Уменьшение количества региональных игроков ослабит мощную конкуренцию на банковском рынке Урала и Западной Сибири. Моментом могут воспользоваться оставшиеся на территории самостоятельные банки: у них есть шанс перетянуть к себе лояльную клиентуру, тем самым сохранить костяк региональной банковской системы

Банковская система Урало-Западносибирского региона пережила не один финансовый кризис. Мы наблюдали количественные потери и изменение позиций игроков после каждого экономического потрясения. Страдали при этом все без исключения группы банков: и региональные, и частные федеральные, и немногочисленные тогда еще дочки нерезидентов. В меньшей степени доставалось, наверное, только Сбербанку, хотя косвенные потери нес и он. Государственная помощь была точечной и несущественной, поэтому выживали банки в основном в режиме естественной конкуренции. Нынешний кризис - первый в истории, когда государство решило оказать банкам финансовую помощь. При этом оно выработало четкий приоритет - бизнес должен быть крупным. Именно этим объясняются кардинальные изменения, которые будут происходить в архитектуре банковской системы страны в целом и Урала в частности. По большому счету Формально по итогам 2008 года банковская система показала рост. Однако в отличие от предыдущих лет, он стал результатом не столько усилий менеджеров банков, сколько вливаний средств ЦБ и обесценения рубля.

С сентября 2008 года совокупные активы банков выросли на 4,3 трлн рублей - на 18%. При этом львиную долю дала переоценка иностранной валюты: если бы не этот фактор, рост составил бы 2,7 трлн рублей (11%). Кредиты ЦБ в банках увеличились на 3,2 трлн рублей, кроме того, 370 млрд рублей банкам вернули за счет снижения нормативов фонда обязательного резервирования. Если сравнить эти цифры с оттоком ресурсов из системы (вклады физлиц уменьшились на 65 млрд рублей, объемы выпущенных векселей - на 75 млрд рублей, облигаций - на 6,5 млрд рублей, МБК от банков-нерезидентов - на 127 млрд рублей), то видно, что средства ЦБ с лихвой компенсировали банкам падение пассивов. Часть полученных ресурсов банки смогли направить на кредитование: корпоративные портфели за период выросли на 575 млрд рублей, потребительские - на 100 млрд рублей. Значительно увеличились ликвидные активы - касса, корсчета и депозиты в ЦБ, средства у нерезидентов. Это общие показатели по стране.

У региональных банков, в том числе и уральских, картина несколько отличается. Работающие активы (кредиты) сократились, хотя небольшой прирост валютной составляющей все-таки есть. Ликвидные активы увеличились как в рублях, так и валюте. Обязательства уральских банков уменьшились, при этом рост валютной составляющей в пассивах не перекрыл рублевую. Полностью закрыть недостаток рублей в пассивах средствами ЦБ региональным банкам не удалось: отток составил около 80 миллиардов, а деньгами ЦБ, включая возврат средств из фонда обязательного резервирования, замещено около 30 миллиардов.

Результат взятого властью курса на поддержку исключительно крупных игроков: сегодня на первые 20 крупнейших банков страны приходится 80% выданных ЦБ кредитов, при том что доля этих банков в активах системы не превышает 68%. В общей сложности на 1 января 2009 года ЦБ выдал кредитов банкам на сумму свыше 3,3 трлн рублей, из них более половины - беззалоговые, получить которые могут только банки, имеющие рейтинги определенного уровня. В итоге доля средств ЦБ в обязательствах крупнейших банков составляет сейчас около 20%, тогда как у региональных - лишь 6%. На Урале за время кризиса кредитами ЦБ воспользовались только 28 банков, но лишь у шести из них (Ханты-Мансийского банка и пяти банков Свердловской области) средства регулятора превышают 10% обязательств.

Дешево и сердито

Региональные банки, не имея достаточных источников для восполнения истощающейся ресурсной базы из-за оттока клиентских средств, стремительно теряют позиции. Если на момент разворачивания кризиса в целом по стране на долю региональных банков приходилось 8,4% совокупных активов и 7,6% кредитов предприятиям, то на начало этого года - уже 6,9% и 6,5% соответственно. Тенденция набирает обороты за счет как снижения активности региональных банков, так и уменьшения их числа: с начала кризиса на территории Урала лицензии лишилось семь банков, четыре проданы в рамках государственной программы санации проблемных учреждений.
Участие государства в процессе консолидации банковского бизнеса - еще одна характерная особенность нынешнего кризиса. Как известно, банки, решившие приобрести проблемных коллег, могут взять в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) кредит под 6,5% годовых на санацию купленного актива. Эти ресурсы - и есть главная мотивация для крупных частных банков к участию в консолидации. Нынешние сделки слияния и поглощения на банковском рынке ничего общего не имеют с повышением капитализации, усилением позиций в каком-то конкретном регионе и так далее. Смысл у них один - доступ к длинным и дешевым деньгам. Как правило, кредиты на санацию даются в сумме от 5 до 8 млрд рублей на срок пять лет. Эти средства позволяют крупным частным банкам участвовать в борьбе с государственными за долю рынка. Как известно, последние получили от государства деньги напрямую и, имея ресурсы для кредитной поддержки бизнеса, вполне успешно затягивают к себе корпоративный сектор.

Такая ситуация устраивает все стороны. Государство снимает с себя проблему возникновения социальных волнений в связи с крахом системообразующих банков в регионах, а крупные частные банки получают дополнительный и дешевый источник финансирования.

На первый-второй

Специфика первого этапа кризиса заключалась в том, что под удар попали крупные рыночные банки, имеющие мобильную и продвинутую клиентуру. Интересно, что небольшие кэптивные банки особо не пострадали: большого объема вкладов от населения у них нет, а корпоративные клиенты близки и лояльны. Поэтому серьезного оттока клиентских средств у них не произошло.

Однако есть все основания полагать, что следующая волна кризиса коснется и этой группы. Резкий рост просроченной задолженности из-за ухудшения финансового положения заемщиков - очередная угроза стабильности банковской системы. В процентном соотношении уровень просрочки пока некритичен: по корпоративному сектору - 1 - 2%, по населению 1,5 - 2,5%. Однако в абсолютных цифрах этот показатель за последние четыре месяца вырос в два раза, и ситуация ухудшается с каждым днем. По мнению многих аналитиков, дна банки достигнут к лету этого года.

Естественно, банки будут вынуждены создавать за счет собственного капитала дополнительные резервы. Результатом станет снижение капитализации отдельных банков и системы в целом. Определенной группе заемщиков, в отношении которой банки видят перспективы, логично было бы представить отсрочки по обслуживанию долга. Но это приведет к росту отчислений резервов на возможные потери по ссудам и сделает процедуру экономически нецелесообразной. Понимая это, ЦБ еще в конце прошлого года пошел на существенное смягчение требований к созданию резервов. Банкам разрешено не снижать качество оценки кредита (а от этого зависит объем резервирования) в случаях, когда ссуда реструктурирована после 1 октября 2008 года, выдана для погашения прежней задолженности, а также при увеличении длительности просрочки на 30 дней против сроков, установленных Банком России.

Помощь существенна, но системную проблему она не решит: регулятор не в силах остановить общее ухудшение ситуации в экономике и его следствие - снижение платежеспособности банковских клиентов.

По этой причине проблемы будут у всех банков, но наибольшие на этот раз - у мелких региональных. Качество кредитных портфелей у них далеко не самое лучшее, а капитал, необходимый для создания дополнительных резервов, невелик. Рассчитывать не на кого. Вряд ли им будет помогать АСВ: крах таких банков социальных последствий не вызовет, а большого интереса для крупных частных игроков они не представляют. Надежда у таких банков одна - собственник найдет возможность или желание резко увеличить капитал. Иначе им придется уйти с рынка.

Для конкурентной среды снижение количества региональных банков - безусловный минус. Для решения задач обеспечения доступности банковских услуг - тоже: вряд ли крупные частные банки будут держать офисы во вторых городах, не говоря уже о депрессивных территориях, как это делали региональные учреждения. Но моментом могут воспользоваться сильные самостоятельные банки, оставшиеся на рынке. Сейчас как никогда они имеют хороший шанс усилить влияние за счет ухода ближайших конкурентов, перетянув к себе клиентуру, которая привыкла обслуживаться исключительно в региональных кредитных учреждениях. 

Дополнительные материалы:

На второй волне
Представители банковского сообщества о том, насколько серьезен будет второй этап нестабильности из-за роста просроченной задолженности и есть ли методы смягчения удара 

Не надейтесь на рубильник
Среди части регионального бизнеса бытует мнение, что восстановить кредитный рынок можно одним нажатием на административный «рычаг». Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин убежден: не выйдет, предприятиям придется заняться тщательным анализом собственных подходов к ведению бизнеса 

Дополнительные материалы

Рейтинг банков Уральского региона, итоги 2008 года

Материалы по теме

По возможности и способности

ЕБРР приобрел 25% плюс 1 акцию СКБбанка

СКБ-банк покинул САИЖК

Минус пятый

Человеческий рост