Не надейтесь на рубильник
Среди части регионального бизнеса бытует мнение, что восстановить кредитный рынок можно одним нажатием на административный «рычаг». Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин убежден: не выйдет, предприятиям придется заняться тщательным анализом собственных подходов к ведению бизнеса.
- Евгений Геннадьевич, мы часто слышим от представителей бизнеса, что банки, приостановив кредитование, поставили его на грань выживания.
- Это следствие отсутствия информации, непонимания ситуации на рынке и глубинных причин возникновения негативных тенденций. В результате в отношении региональных банков рождаются мифы.
Миф первый - банкам дали деньги, а они, негодяи, не пустили их в промышленность. Давайте разбираться. В конце прошлого года в банковском секторе произошел резкий отток вкладов населения. Чтобы заместить их и не допустить паралича системы расчетов, государство приняло решение выделить ресурсы трем системообразующим банкам - Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, а затем уже крупным частным банкам. Поэтому вопрос, почему деньги не дошли до экономики, нужно адресовать не всей банковской системе, а конкретным банкам. В целом по России ситуация неравномерна. К примеру, в Свердловской области филиалы госбанков выполнили свои обязательства, их кредитные портфели за последние месяцы выросли прилично, особенно у Газпромбанка.
Миф второй - банкам дали деньги, а они все вложили в валюту. Опять же надо посмотреть, кто инвестировал в долларовые активы. Я проанализировал статистику соотношения объемов валютных пассивов и активов. По московскому региону валютные пассивы - 7,3 трлн рублей, активы - 8,3 трлн рублей. То есть 1 трлн рублей вложен в доллары и евро. А в Свердловской, Челябинской, Курганской областях валютные активы меньше, чем пассивы. Это означает, что региональные банки привлекают деньги населения в долларах, переводят их в рубли и направляют в экономику.
Небольшие региональные банки в принципе не могут быть спекулянтами, потому что у них просто нет условий для эффективного проведения этих операций. А в Москве функционирует более четырех сотен банков. Что делают первые 30 - понятно, а вот чем занимаются остальные 360, у которых активы меньше, чем у большинства регионалов, большой вопрос. К сожалению, это не всегда понимают даже надзорные органы.
Миф третий - банки-злодеи отключили рубильник для кредитования экономики. Значит, надо просто найти человека, например, президента страны, чтобы тот рубильник включил. Так рассуждают сейчас многие руководители предприятий. Они не понимают, что дело в отсутствии не желания, а возможностей. У некоторых банков есть деньги, но они не хотят рисковать ими и выдавать кредиты предприятиям, которые завтра могут разориться. Что они скажут вкладчикам, которые придут за своими деньгами: извините, просчитались?
- Как в этих условиях выживать бизнесу?
- Прежде всего не нужно питать иллюзий на скорое восстановление кредитного рынка. Надо учиться жить по-другому. К примеру, предприятия совсем перестали работать с дебиторами, а если и работают, то весьма своеобразно. Они говорят своим поставщикам: ребята, мы вам ничего платить не будем, мы в плохом положении, поэтому давайте нам рассрочку платежа на 60 дней. В то же время покупателю ставится другое условие: мы ничего отпускать не будем, давайте 100-процентную предоплату, а еще лучше аванс месяца за три до того, как вы соберетесь покупать. Предприятиям следует начинать работать с дебиторами, тщательнее планировать бизнес, вспомнить, наконец, что такое амортизационная политика.
Надо направлять усилия не на шантаж власти угрозами социального взрыва, что мы сейчас нередко наблюдаем, а предлагать конкретные решения. Вот одна из проблем. Мы уже несколько лет платим налоги по методу начисления: договор у тебя может быть на 100 млн рублей, реально оплачена только половина, но будь добр отдать государству налоги со всех 100. В результате кризиса в строительной отрасли проектные организации оказались в патовой ситуации: заказчики подписали акты приема-сдачи, а денег никто не заплатил, ссылаясь на трудности. Налоговая требует уплаты, предприятия в панике бегут в банк за кредитами, естественно, получают отказ. Виноватыми оказываются банки. Так давайте не будем тратить силы на упреки, а совместными усилиями убеждать власть ввести мораторий на использование метода начисления на определенный период.