Труба second hand
В недрах федерального правительства зреет законопроект, нацеленный на регулирование вторичного рынка металлоконструкций. Но эффект от него может оказаться недолгим, если аналогичные поправки не появятся в законодательстве Таможенного союза.
Вторичное использование металлоконструкций в строительстве и ЖКХ может быть ограничено на законодательном уровне: Минстрой РФ доработал законопроект и в ближайшее время планирует представить его в правительство РФ и на суд общественности. Во втором квартале 2014 года документ может быть внесен в Государственную думу РФ. Поправки предполагают полностью запретить применение бывших в употреблении конструкций из металла при капитальном строительстве. Цель — повысить безопасность сооружений и на уровне законодательства урегулировать вторичный рынок стальных труб, к участникам которого у инициаторов проекта больше всего претензий.
Двойной оборот
Повторное применение и восстановление бывших в употреблении труб и стальных конструкций давно стало в России самостоятельным видом бизнеса. В нем представлено по меньшей мере 150 компаний. По экспертным оценкам Минпромторга РФ, оборот вторичного рынка только стальных труб в России равен мощности небольшого завода: 500 — 700 тыс. тонн в год. Это около 5 — 7% общего объема использования трубной продукции в стране или 15% потребления труб для строительства и ЖКХ. Основной источник пополнения вторичного рынка — требующие регулярной замены участки трубопроводов, транспортирующих нефть, газ и другие зачастую агрессивные субстанции. По сути это выведенные из эксплуатации трубы, и даже после восстановления (нанесения нового антикоррозийного покрытия, например) ни одна из них по техническим характеристикам не соответствует новой.
Спектр вторичного применения конструкций, по оценкам Минстроя РФ, сегодня довольно широк: от рекламных столбов до портовых сооружений и трубопроводов. Но оценить вторичный рынок из-за непрозрачности контрактов в денежном выражении крайне сложно. По оценкам НП «Русская сталь» (объединяет 90% производителей металлопроката и стали в России), восстановленные трубы стоят в 2 — 2,5 раза дешевле новых (12 — 17 тыс. рублей за тонну). Производителей труб оценивают свои потери примерно в 600 млн долларов в год, металлурги — в 200 миллионов.
Единого документа, регламентирующего вторичное применение труб, в России до сих пор не было. Первыми с инициативой урегулировать рынок на законодательном уровне еще пять лет назад выступили трубники в лице Фонда развития трубной промышленности (ФРТП, учрежден крупнейшими производителями, входящими в ОМК, ТМК и ЧТПЗ). Официальная причина — резко возросшее количество фактов неправомерного применения вторички. Неофициально участники рынка отмечают, что точкой кипения стали два фактора: появление на вторичном рынке «восстановленных» труб с поддельными сертификатами качества и маркировками заводов-производителей, в результате чего сильно страдала их репутация на внутреннем и международных рынках, и постепенное снижение внутреннего потребления трубной продукции, заставившее производителей искать новые возможности для сбыта.
Летом 2012 года на конференции в Екатеринбурге трубники уже призывали производителей и металлотрейдеров проявлять бдительность, пресекать попытки подлога и даже создать черный список компаний, в нем замеченных. «Подобные “серые схемы” наносят серьезный ущерб трубной отрасли, здоровью людей и региональным бюджетам», — заявляли в ФРТП. Но особого интереса и поддержки со стороны промышленников и федеральных властей инициативы не получили.
Ситуация изменилась после ряда серьезных коммунальных аварий, произошедших в Санкт-Петербурге в разгар отопительного сезона 2012/13, и связанных с ними коррупционных скандалов (в рамках возбужденного уголовного дела установлено, что для строительства 600 км теплотрасс использованы старые трубы, только по одному из инцидентов ущерб для бюджета составил 3 млрд рублей). Вскоре уже Санкт-Петербургская Торгово-промышленная палата просила местные власти выйти в Госдуму с законодательной инициативой об ограничении вторичного использования металлоконструкций.
К этому времени, по данным ФРТП, участились и случаи неправомерного вторичного использования труб при строительстве и реконструкции таких ответственных объектов, как порты в Сочи, Новороссийске, Туапсе, Тамани, а также на Балтике, Каспии и Дальнем Востоке.
Остались на полпути
Не удивительно, что уже летом 2013 года на совещании в Челябинске председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поддержал предложение ФРТП и НП «Русская сталь» стимулировать внутренний спрос на металл, в том числе за счет ограничения вторичного использования металлоконструкций в строительстве. «В этом вопросе могут быть как свои плюсы, так и минусы», — заметил премьер, однако дал поручение федеральным министерствам за полгода разработать поправки.
Представить в правительство РФ законопроект предполагалось еще в декабре 2013 года. Но первоначальный вариант, согласованный с Минрегионразвития, ФРТП, НП «Русская сталь», комитетом РСПП по техрегулированию и Минстроем РФ, у профильных министерств вызвал ряд вопросов. В частности, в Минэкономразвития РФ посчитали требования законопроекта избыточными и поставили под сомнение предлагаемые процедуры оценки качества «восстановленных» труб.
Как рассказали в Минстрое РФ, сегодня доработанный с учетом замечаний Минэкономразвития и Минпромторга РФ законопроект готов и в ближайшее время должен быть направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти, а затем представлен на обсуждение общественности (на сайте regulation.gov.ru).
В отличие от первоначального варианта, который предполагал поправки и для Градостроительного кодекса, документ вносит изменения лишь в № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (от 30 декабря 2009 года). Поправки запрещают применять вторичные металлоконструкции (профили, балки, стальные трубы, листы, полосы и прочие) при строительстве зданий и сооружений с нормальным и повышенным уровнем ответственности (производства, инженерные коммуникации). Бывшие в употреблении элементы будет запрещено использовать в несущих конструкциях, фундаментах, системах инженерно-технического обеспечения.
При этом на строительство, реконструкцию и капремонт зданий пониженного уровня ответственности (временных строений) запрет распространяться не будет. Но с оговоркой: только если это технически обосновано. Необходимым условием станет исследование и оценка безопасности остаточных свойств вторично используемых материалов и отражение принятых решений в проектной документации. Таким образом ответственность за реализацию б/у стройматериалов с учетом оценки рисков при их эксплуатации будут нести заказчик и проектировщик.
Как пояснили в Союзе строителей Свердловской области, запрет на вторичное применение металлоконструкций не должен отразиться на экономике гражданского строительства. Он просто раз и навсегда снимет вопрос о том, где можно их использовать, а где нельзя. Подержанные трубы и металлоконструкции и сейчас используются в основном при сооружении временных строений и коммуникаций — на водоводах, не находящихся под давлением, для укрепления грунта в качестве опалубки. «Какую-то часть прибыли потеряет лишь тот, кто их незаконно ставит», — полагают в союзе. С этим мнением согласны и в НП СРО «Гильдия строителей Урала».
Топ-менеджер одной из уральских металлотрейдинговых компаний полагает, что такой законопроект вряд ли решит проблему коррупции и гарантирует, что новое «трубное дело» не появится. Но завод может принести пользу при должном контроле за его реализацией: «В том числе и производителям трубной продукции, для которых он может стать дополнительной возможностью для поддержания сбыта своей продукции. Ждать заметного роста продаж новых труб в строительном секторе и ЖКХ под влиянием поправок, конечно, не стоит. Но предложение вносить информацию об использовании вторичных конструкций в проектную документацию может заставить некоторых заказчиков временных сооружений пересмотреть свои затраты в пользу покупки новых материалов. Если, конечно, проектировщик не заложит такие допустимые параметры, под которые теоретически подойдут и восстановленные трубы».
Между тем сами трубники полагают, что предложение сфокусироваться только на техническом регламенте без внесения поправок в Градостроительный кодекс может вернуть все заинтересованные стороны в начало пути. Дело в том, что ФЗ № 384, изменениями которого предлагают ограничиться, в ближайшее время будет заменен техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», который находится в высокой степени готовности. «Вопрос вторичного использования строительных элементов в действующей редакции регламента ТС прописан не однозначно и не позволит, на наш взгляд, комплексно решить проблем вторичного рынка», — убеждены в ФРТП.