Сквозь призму бокала

Виноделие

Виноделие

Винный туризм — одна из интересных сторон Германии, пока не вполне открывшаяся российским путешественникам. Хотя это один из лучших способов посмотреть на страну изнутри.

С момента появления в России рынка выездного туризма Германия быстро завоевала на нем лидирующие позиции. На протяжении многих лет она остается самой популярной у российских туристов неморской европейской страной. По данным Ростуризма, за три квартала 2012 года (итоговой статистики пока нет) ее посетило свыше полумиллиона наших соотечественников. Второе место занимает Финляндия (390 тыс. туристов), третье — Франция (228).

Роль российских путешественников для самой Германии пока не велика — на них по итогам 2011 года пришлось менее 3% ночевок, но она довольно быстро растет. Посмотрев статистику немецкой туристической отрасли, мы заметили одну особенность. На пятерку крупнейших городов (Берлин, Мюнхен, Франкфурт, Гамбург, Кельн) приходится треть от общего количества ночевок. Поскольку на них заканчивается программа большинства наших путешественников, можно сделать вывод, что со многими туристическими ресурсами страны они не знакомы. В конце 2012 года Национальный туристический офис Германии в сотрудничестве с национальным немецким перевозчиком Lufthansa пригласил нас в винный тур, который и помог посмотреть на страну с необычного ракурса. Поскольку автор текста не обладал познаниями в области виноделия, он смотрел в первую очередь глазами обычного туриста.  

Букет  

Немецкое вино — напиток для большинства россиян мифический. В наших магазинах продается только Liebfraumilch (в переводе «Молоко любимой женщины»), которое пользуется популярностью то ли из-за дешевизны, то ли из-за того, что продается с незапамятных времен. В алкомаркетах редко можно найти больше десятка наименований. В Германии же Liebfraumilch я не увидел ни разу, а один из виноделов объяснил, почему: «it is not wine, it is water».

Между тем Германия входит в топ-10 крупнейших в мире производителей вина и является основным культиватором рислинга, сорта винограда, использующегося для приготовления белого вина. Долины рек Рейн, Мозель и их притоков на юго-западе страны покрыты виноградниками, а в небольших городках работает множество виноделен, единственный способ попробовать продукцию которых, как выяснилось в итоге, — приехать сюда. Включить винодельческие области в путешествие по Германии стоит по трем причинам. Первая — огромное количество самобытных хозяйств, интересных не только продукцией. 

— Виноградарство — семейный бизнес. В Германии производством вина занимается около четырех тысяч семей. У каждой своя история, свои секреты. Чаще всего наемных работников приглашают лишь на сбор урожая: наделы небольшие (в пределах десяти гектар), но со сбором своими силами семье не справиться — виноградники расположены на склонах, что затрудняет и без того кропотливый процесс уборки, — рассказал сомелье винотеки Oechsle (Трир) Николаус Филиппс.

Типичная немецкая винодельня — это пристроенные к жилому дому или вовсе находящиеся в нем производственные помещения. Хозяйство Philipps-Muhle в Санкт-Гоар — характерный пример. На первый взгляд, это симпатичный жилой дом, ничем не отличающийся от соседних. Но стоит зайти внутрь, как открываются все его секреты: на первом этаже небольшое производство (оборудование для обработки винограда, емкости для ферментации вин, цех розлива и упаковки, склад, гараж) и крошечный магазин, на втором — такой же ресторан, здесь же жилые комнаты. По организации быта видно, насколько тесно виноделие связано с жизнью хозяев. Еще одно доказательство этому мы нашли в винотеке Franzen в Бремме. Она оказалась закрыта, несмотря на договоренность о встрече. После телефонного звонка брат с сестрой приехали с виноградника (в резиновых сапогах, комбинезонах и с прочими атрибутами работы на земле), в таком же виде провели презентацию и уехали обратно на обработку винограда. На них — весь бизнес.

— Основная причина, по которой закрываются винодельни, — нежелание детей продолжать дело родителей. Их можно понять: это тяжелый бизнес, завязанный на физический труд. Если ребенок выбирает другую профессию, то хозяйство продолжает существовать, пока у родителей есть силы им заниматься. Этот бизнес выгоден только тогда, когда ты делаешь его сам, без наемных работников, — отмечает Николаус Филиппс.

Совладелец Philipps-Muhle Томас Филиппс оказался единственным виноделом, открывшим экономику своего бизнеса: «Гектар нестарой земли в нашем районе стоит 50 тыс. евро, все оборудование примерно 200 тысяч. Срок окупаемости при хорошем раскладе около десяти лет. Погодные катаклизмы могут значительно его продлить, так что виноградарство хоть и интересное дело, но непростое».

Интереса к работе немцам, действительно, не занимать. В хозяйстве Schatzel (Нирштайн) дубовые бочки для ферментации вина установлены в подвале хозяйского дома, стены которого давно почернели от старости, а из-за влажности покрылись плесенью. Для первого посещения картина впечатляющая — своды усиливают звук булькающего вина, теснота делает особенным его запах, полумрак придает таинственности. Хозяева рассказывают обо всем, начиная с истории первой купленной бочки, заканчивая предназначением невзрачного мерного стакана. Впечатление такое, будто они сильно соскучились по своему делу, хотя проводят в этом подвале почти каждый день.

В хозяйстве Georg Muller Stiftung (Рейнгау) все еще необычнее — помимо бочек в подземелье обустроено хранилище марочного вина и выставка современного искусства. Вещи на первый взгляд несочетаемые, но, по словам хозяев, это привлекает посетителей. Что важно, когда в твоем городе работает десяток виноделен. А, например, хозяйство Schloss Johannisberg (Гейзенгейм) расположено в замке с многовековой историей. Заработанные на вине деньги его владельцы вкладывают в развитие культуры, музыкальные коллективы — частые гости этого замка.

В ассортименте хозяйств обычно десять-пятнадцать вин, стоимость бутылки редко превышает 15 евро, встречаются вина за 5 — 7 евро, так что любители этого напитка вряд ли потратят на него в Германии больше денег, чем дома. Почти всегда хозяева предлагают гостям дегустацию по специальной цене.

Вторая причина, по которой винный туризм в Германии заслуживает внимания, заключается в том, что подавляющую часть этих вин можно попробовать только здесь. Дело в объемах производства, которых мало для отправки вина на экспорт. «20% вина мы продаем в своем ресторане и магазине, 80% — в розничных сетях, — подтверждает Томас Филиппс. — Средняя площадь виноградников у одного хозяйства в Санкт-Гоар составляет семь гектар. При таких наделах клиентов достаточно внутри Германии, экспортом заниматься нет смысла».
Из десятка посещенных нами за время тура хозяйств, за рубежом свое вино продают только два — самые большие. Это хозяйство Schloss Johannisberg (Гейзенгейм, 35 га) и Weingut Raddeck (Нирштейн, 25 га). Доля экспорта — 3% и 15% соответственно. Причем в Россию отсюда не отправляется ни бутылки. Интересно, что даже в duty free аэропорта Франкфурта-на-Майне немецкое вино представлено всего одной витриной.

Третья причина — близость виноделен к крупным городам и компактность маршрутов. Ближайшие, например, к Франкфурту домашние винодельни расположены всего в нескольких десятках километров. А на полноценный маршрут (Трир — Бремм — Бахарах — Эстрих — Хаттенхайм — Франкфурт) у нас ушло три дня. Более того, к поездке можно добавить и другие сюжеты. Например, Трир — старейший город Германии, в нем родился Карл Маркс. Бахарах — средневековый городок с двумя улочками и уникальными фахверковыми домиками, будто вырванный из какой-нибудь сказки. Иными словами, вино — только повод для поездки.

Послевкусие     

Пока же винный туризм не пользуется у россиян популярностью. Чаще всего, по словам руководителя хозяйства Raddeck Стефана Раддека, к нему заезжают те, кто покупает в Германии автомобили. Надолго не задерживаются — берут несколько бутылок подороже и уходят.

Отсутствие интереса к этому направлению у массового туриста объяснимо. Во-первых, для поездки по винодельческим хозяйствам необходимо знание иностранного языка. Виноделы все покажут и расскажут, но только на английском или, естественно, немецком. Даже печатных материалов на русском языке у них нет. Во-вторых, необходимо заранее продумывать маршрут. Туристические власти Германии запустили несколько тематических сайтов, например, «Дорога мозельских вин» (mosellandtouristik.de ), «Саксонский винный путь» (saechsische-weinstrasse.de ) или сайт туристического офиса с обзором по всем направлениям (germany.travel ), на которых есть информация о винотеках. Но выбор самых интересных точек для остановки, составление плана поездки, контакт с хозяевами все же
займут время. В-третьих, путешествовать по винодельческим районам удобнее на автомобиле. Хотя это, с учетом качества немецких дорог, препятствие небольшое.     

Тем, кого не смутили перечисленные пункты, обратить внимание на винный туризм однозначно стоит. Впечатлений от общения с преданными своему делу педантичными немцами у меня осталось не меньше, чем от увиденных до этого крупных городов. Ценители же вина, присутствовавшие в составе нашей группы, остались в восторге не только от обстановки, но и от самого немецкого рислинга.

Материалы по теме

Релакс-бизнес

Туристов — вагон

Екатеринбург конгрессный

Плачет девочка в автомате

Туризм с финансовой гарантией

Одна заветная