Обстоятельство места
Период экстенсивного развития сетевой структуры банков завершен. Теперь они тщательно просчитывают доходность каждой точки, вводят новые форматы и увязывают программы развития сетей с общей стратегией бизнеса.До середины 2008 года развитие банковской инфраструктуры было одной из заметных тенденций в секторе. Для крупных московских банков наличие сети являлось способом повышения капитализации: количество флажков на карте страны считалось одной из мер стоимости учреждения. Региональные учреждения наращивали сеть, преследуя цель захвата бурно растущего рынка розничного кредитования. И те, и другие грешили тем, что нередко открывали новые точки стихийно, без предметного анализа доходности, там, где конкуренция и без того была достаточно высока. Пока денег было много, на факторы текущей окупаемости внимания не обращали, считая, что инвестиции в недвижимость - сами по себе удачное вложение.
Резкое падение спроса на банковские услуги в начале прошлого года вынесло на повестку дня актуальный вопрос: что теперь делать с этой инфраструктурой? Приведенная нами таблица изменения количества банковских офисов демонстрирует: мнения разделились почти поровну. Из 82 региональных банков Урала 27 приняли решения сокращать сеть, 29 открыли новые точки и 27 оставили сеть без изменений. Совокупное число точек формально сократилось на 20, но это произошло преимущественно за счет двух банков - «Северной казны» и Челябкомзембанка. Первый находится в стадии санации под эгидой «Альфа-Банка», второй несколько лет назад куплен Россельхозбанком, теперь новые владельцы постепенно переводят банковские помещения на свои балансы. Если эти банки исключить из списка, то получим даже прирост новых банковских подразделений (+20). Таким образом, резкого сокращения инфраструктуры, по крайней мере, среди региональных банков, не произошло. А вот качественные сдвиги в системе ее построения - налицо.
Таблица: Количество банковских офисов банков Уральского региона
От станка
В числе сторонников оптимизации сети - Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР). Вице-президент УБРиР Антон Соловьев объясняет логику принятия решения о закрытии офисов так:
- В прошлом году мы, как и все банки, почувствовали резкое падение спроса на услуги. Важнейшей частью политики банка в 2009 году стал жесткий контроль загрузки офисов. Исходя из этого, выработаны три направления оптимизации. Первое: там, где небольшая загрузка специалистов, - перераспределение персонала, работающего с клиентами, на другие виды деятельности. Второе: изменение графиков работ, например отказ от работы в выходные дни. Третье - временная консервация ряда офисов: такое решение принимается, когда мы не ожидаем увеличения потока клиентов больше чем на 50%. В основном это касается точек, открытых недавно и не успевших привлечь достаточное для окупаемости число посетителей. При этом закрытие не означает, что помещение будет продано. Считайте, что это станок, который на время выключен. И лишь до того момента, пока мы не почувствуем, что спрос начнет восстанавливаться.
Аналогичные мотивы приводит и председатель правления Банка24.ру Сергей Лапшин. В начале года его банк также предполагал закрыть ряд неэффективных с точки зрения окупаемости офисов:
- Мы не сделали этого только потому, что арендодатели по своей инициативе снизили стоимость аренды. В результате рентабельность точек вышла на приемлемый уровень, и решено было их не сокращать. Мы даже открыли несколько новых отделений, но не целенаправленно, а исключительно потому, что были очень привлекательные по цене предложения.
Надо сказать, что неожиданные предложения на падающем рынке недвижимости и аренды довольно часто становились двигателем развития инфраструктуры:
- Появился гораздо более широкий выбор предложений по аренде недвижимости, интересные для нас места зачастую возникают в связи с уходом предприятий с рынка. Нередко появляется возможность взять в аренду помещение, которое раньше занимал офис другого банка. В таком случае ремонт и оснащение этих площадей очень облегчаются, - подтверждает председатель правления СКБ-банка Владимир Пухов.
СКБ-банк относится к группе банков, которые в 2009 году решили не сворачивать программы инвестиций в сеть. В течение года он открывал точки как в городах присутствия, так и в новых регионах: первые офисы появились в Омске и Черкесске. В планах на этот год - открытие 50 новых офисов.
Аналогичной концепции придерживается Челябинвестбанк. «Мы не хотим замораживать вложения. Конечно, в текущей экономической ситуации срок окупаемости новых отделений удлинился, но он находится в разумных временных границах. И мы это связываем даже не столько с условиями кризиса, сколько с постепенным насыщением рынка офисами продаж банковских услуг: все труднее находить удачные и эффективные точки. Известно же, что для быстрой окупаемости отделения необходимы три вещи - место, место и еще раз место», - объясняет заместитель председателя правления Челябинвестбанка Владимир Вацурин. Сторонники такой модели считают, что путь сохранения инвестиционных программ в условиях падения рынка более эффективен, чем заморозка: с готовой инфраструктурой можно в любой момент влиться в новый виток борьбы за клиента.
А такой виток, судя по всему, не за горами. Банки сегодня имеют достаточно ликвидности для возобновления кредитования. Проблема в том, что мало потенциальных клиентов, готовых пользоваться кредитными ресурсами. Крупный бизнес, имеющий стабильную выручку, стремится не только не наращивать, но и, наоборот, снижать долговую нагрузку, а если и рассматривает предложения, то не дороже 12 - 15% годовых. Количество малых предприятий, которые до кризиса считались весьма перспективными, резко убавилось, а те, кто жив, предпочитают жить на свои средства. Остается население. Как показывает практика, даже в ситуации снижения доходов людям всегда нужны деньги, условно говоря, на пополнение кассовых разрывов: покупку вышедшей из строя бытовой техники, ремонт, отпуск и так далее. Так что вероятнее всего восстановление кредитного рынка начнется с потребительского кредитования на небольшие суммы. А этот рынок невозможно захватить без наличия широкой сети офисов. В этом признаются даже банки, сделавшие ставку на развитие удаленных систем доступа и добившиеся лидерства в развитии интернет-технологий.
- В банковском сообществе есть определенная иллюзия на счет того, что можно развить онлайновый бизнес, не опираясь на инфраструктуру. Я убежден, что нельзя. У банка должны быть стационарные опорные точки в любом случае, - считает Сергей Лапшин.
Отформатировали
Кризис между тем заставил банки решать старую задачу завоевания клиента новыми методами. Период экстенсивного роста сетей, похоже, подошел к концу, банки начинают жестко увязывать инвестиционные программы с общими стратегиями.
Например, менеджеры и акционеры Банка24.ру решили, что наращивать сеть на территории Урала больше нецелесообразно. Сергей Лапшин так объясняет смену приоритетов:
- Мы для себя определили, что в длительной перспективе активные операции - не наш бизнес. Прежде всего потому, что нет условий для появления по-настоящему длинных пассивов. Основная проблема - отсутствие законодательной основы для безотзывных вкладов - так и не решена. А раз так, розничный бизнес в ранее существующей модели, когда все вклады, которые мы потом размещаем в кредиты, - по сути, вклады «до востребования», очень опасен. В этой ситуации мы сосредоточимся на технологиях, позволяющих зарабатывать на непроцентных доходах. В рамках группы «Лайф» признана наша компетенция в развитии онлайновых банковских услуг, и мы начнем продвигать их в Москве и Санкт-Петербурге. Естественно, будем там открывать новые точки, но их будет ровно столько, чтобы привлечь клиента качественным сервисом, а потом утянуть его в интернет-сеть.
Второе направление, которое, по всей вероятности, получит широкое распространение - разные форматы офисов для работы с физическими лицами. Оно позволит увеличить объемы продаж банковских продуктов при более низких затратах на создание инфраструктуры. До сих пор этим пользовались единицы, преимущественно дочерние иностранные и московские банки.
Теперь модели перенимают и регионалы.
- Мы однозначно решили, что жить в одном формате - не наш случай, - говорит Антон Соловьев. - Сейчас как раз отрабатываются несколько пилотных проектов установки новых точек продаж, начиная от офиса самообслуживания и заканчивая размещением консультаций в кафе.
Третий путь - повышение производительности. «В 2009 году Челябинвестбанк сделал акцент на качественном развитии офисов и повышении уровня обслуживания каждого клиента. Мы начали системно и регулярно проводить исследования, позволяющие выявлять предпочтения клиентов, выявлять недочеты в работе офисов и устранять их», - подтверждает Владимир Вацурин. УБРиР намерен решать эту задачу за счет внедрения новых программных комплексов, позволяющих увеличить уровень нагрузки офисов и одновременно повысить объем продаж банковских услуг. Как считает Антон Соловьев, без такого комплексного подхода, жесткого расчета, в нынешних условиях невозможно поддерживать рентабельность сети.
Это, наконец, развитие сетей банкоматов, в том числе с функцией принятия наличных: такие аппараты все больше будут вытеснять физический труд кассиров. Причем если раньше развитие этого направления было прерогативой в основном частных банков, то сейчас в конкуренцию за технологичность вступил Сбербанк.
Все это позволяет говорить о том, что период бурного и стихийного роста банковской инфраструктуры завершен. Инвестиции в это направление будут теперь стратегическими, рассчитанными на быструю окупаемость и наименее конкурентные сегменты.
В подготовке материала принимал участие Сергей Селянин
Дополнительные материалы:
Современнее и технологичнее
Несмотря на конкуренцию со стороны частных банков, сеть Сбербанка России по-прежнему остается самой широкой (на начало года общее число подразделений Уральского Банка Сбербанка России на территории четырех субъектов федерации - 1600). И, как утверждает председатель Уральского банка Сбербанка России Владимир Черкашин, она будет наращиваться
- Владимир Алексеевич, падение спроса на банковские услуги отразилось на планах формирования сети?
- Безусловно, кризисные явления в экономике оказывают негативное влияние на темпы роста развития операций во вновь вводимых подразделениях. Тем не менее мы не пересматриваем прогнозные сроки окупаемости новых точек обслуживания. В прошлом году мы открыли 15 новых офисов, в этом году откроем еще девять. Это современные банковские учреждения, расположенные в помещениях площадью 300 - 400 кв. метров, оснащенные новейшим банковским оборудованием, совершающие любые операции с физическими и юридическими лицами. Сбербанк России в 2008 году принял стратегию развития до 2014 года. Одним из ключевых проектов, реализуемых в рамках стратегии, является внедрение новых типовых форматов точек обслуживания клиентов и переформатирования сети подразделений банка. В результате реализации этого проекта будет сформирована современная высокоэффективная сеть банковских офисов, способных удовлетворить широкий спектр потребностей различных сегментов клиентов на высоком качественном уровне. В 2010 году будет осуществляться интенсивное развитие всех каналов продаж и обслуживания, формирование полнофункциональной многоканальной системы обслуживания клиентов и изменение структуры транзакций за счет перевода большей части операций на автоматизированные каналы продаж и обслуживания.
- Какая роль в развитии этой системы отводится инфраструктуре обслуживания банковских карт?
- За 2009 год на территории функционирования Уральского банка (Свердловская область, Челябинская область, Курганская область и Республика Башкортостан) установлены 682 банкомата и 367 терминалов самообслуживания. Сеть устройств самообслуживания Уральского банка включает в себя 2544 банкомата и 978 терминалов самообслуживания.
Большинство устройств работает в круглосуточном режиме.
Столь активное развитие терминальной сети связано в первую очередь с ростом эмиссии банковских карт - банк выпустил более 3,8 млн карт, к концу февраля их число превзойдет четырехмиллионный рубеж. Мы стремимся повышать качество обслуживания наших клиентов, не только увеличивая сеть устройств самообслуживания, но и расширяя их функционал. Сегодня с помощью банковской карты на устройстве самообслуживания можно получить наличные, пополнить счет банковской карты, провести платежи в пользу различных организаций (коммунальные услуги, услуги связи, штрафы ГИБДД, гашение кредитов и пр.), перевод с карты на карту.
Важно, что более 40% наших устройств оборудовано модулями приема наличных cash-in. Это позволяет производить платежи наличными в пользу юридических лиц, гашение кредитов, обмен валюты не только держателям банковских карт Сбербанка России, но и клиентам, не имеющим банковской карты.
Подготовила Ирина Перечнева