Сергей Носов: «Мы предлагаем новые подходы к взаимодействию власти и бизнеса»
Осознание наступившего предела централизации средств и необходимости расширять полномочия муниципалитетов произошло наконец-то на уровне федерального правительства. В системе же взаимоотношений региональных и муниципальных властей назрели серьезные изменения. Коснуться они должны прежде всего существующей практики формирования местных бюджетов, считает мэр Нижнего Тагила Сергей Носов.После избрания бывшего гендиректора НТМК Сергея Носова мэром Нижнего Тагила в октябре 2012 года, когда он получил рекордные 92% голосов избирателей, один мой знакомый политолог сделал довольно скептический прогноз по поводу перспектив популярности Носова среди тагильчан. «У высокого рейтинга есть один недостаток, расти ему уже некуда, зато есть куда падать. Через год его рейтинг будет не выше 60%». Действительно, рейтинг доверия в 60% для иного мэра можно считать триумфом. Для Носова же это было бы провалом. Однако прогноз не оправдался. Сегодня, согласно опросам, за Носова проголосовали бы около 91% жителей города. Расхождение с прошлогодним показателем в рамках статистической погрешности. На фоне успехов нового мэра поползли слухи о его губернаторских амбициях, журналисты стали задавать вопросы «в лоб», на которые он отвечает дипломатично, в рамках политкорректной формулы «если будет поручение президента и народ поддержит». Поэтому в нашем разговоре мы этой темы не касались. Речь шла о Нижнем Тагиле, перспективах его развития и общих итогах первого года работы.
На инвестиции не может быть плана
— Сергей Константинович, немногим более года вы руководите городом, в интервью, которое вы давали нашему журналу вскоре после избрания мэром, прозвучали в основном оценки текущей ситуации и планы на будущее. Сейчас уже есть определенные результаты вашей работы, они на виду, сделаны дороги, реализуются проекты в социальной сфере, оживилось строительство. А как на эти в целом позитивные изменения реагирует бизнес, возросла ли инвестиционная привлекательность города и вообще есть ли такая взаимосвязь между ростом заинтересованности инвесторов и улучшением социального климата?— Изменения в городе в положительную сторону сегодня признают все. Что касается инвестиционной привлекательности, то на данный момент есть много контактов и перспективных проектов. Но здесь надо понимать следующее. На инвестиции не может быть плана, могут быть ориентиры, показатели, к которым надо стремиться. Рынок живет по своим законам, есть механизмы формирования спроса, но загнать все эти сложные процессы в рамки строгого плана невозможно. Инвестиции, в том числе и в строительство жилья, появляются тогда, когда есть, во-первых, уверенность инвесторов в стабильности ситуации в городе, во-вторых, знание возможностей рынка.
В этом году нам удалось привлечь инвесторов для реализации проекта комплексной застройки в микрорайоне Александровский в Гальяно-Горбуновском массиве. В право аренды земли с целью застройки уже проинвестировано около 220 млн рублей. Для Нижнего Тагила это рекордный показатель, он сопоставим с объемами Екатеринбурга. Есть также договоренности с потенциальным инвестором о создании системы «Безопасный город».
— Насколько перспективна для частного инвестора сфера ЖКХ, в целом городское хозяйство, есть ли проекты в этом направлении?
— Мы сейчас работаем над несколькими проектами по привлечению частных инвесторов в сферу ЖКХ. Закон о государственно-частном партнерстве предусматривает возможность такого взаимодействия между бизнесом и органами власти. В нашем случае речь идет о проектах модернизации и развития коммунальных сетей, что должно привести в будущем к сокращению издержек и улучшению качества предоставляемых коммунальных услуг.
Сейчас ведем переговоры с Уралсевергазом, НТМК и Роскоммунэнерго. Предлагаем им такую схему партнерства, когда долги муниципалитета перед этими компаниями реинвестируются в создание акционерного общества, которое займется реализацией проекта. Речь идет о сумме порядка 1,5 млрд рублей, что для города очень существенно. Надо сказать, здесь мы идем непроторенной дорогой, формируя новые подходы к взаимодействию муниципалитета и крупного бизнеса.
В целом же для бизнеса в сфере ЖКХ привлекательно создание серьезных активов. И чем они крупнее, тем больше вероятности, что туда придет инвестор. Другое направление, где возможно государственно-частное партнерство, — строительство дорог, транспортная инфраструктура. Но здесь пока все упирается в вопрос полномочий муниципалитета.
Где бизнес, а где — налоги
— У Нижнего Тагила есть уже позитивный опыт в реализации инновационного проекта «Химпарк Тагил», где созданы новые производства, в том числе в формате совместных предприятий, и успешно работают. А как в целом вы оцените перспективы города по дальнейшему развитию на его территории индустриальных парков?— Здесь, наверное, надо говорить не только об индустриальных парках, но и вообще о создании новых промышленных производств в формате малых и средних предприятий. И у города в этом направлении могут быть неплохие перспективы. На территории муниципалитета есть старые индустриальные площадки, в основном это бывшие предприятия, где можно было бы реализовать такие же проекты, как на Уралхимпласте, или, может быть, меньшего масштаба.
Конечно, в том виде, в каком эти площадки находятся сейчас, они ни для индустриальных парков, ни для новых производств не годятся. И здесь опыт Химпарка надо брать за основу: там снесли огромные старые здания, поменяли изношенные сети, поставили компактные корпуса с современным оборудованием. Такие производства в разы эффективнее прежних. На сегодня в администрации города есть несколько заявок на выделение земельных участков для создания производств, начало реализации этих проектов запланировано на 2014 год.
Но здесь необходимо сказать о сложностях системного характера, которые не способствуют тому, чтобы такие проекты и такие подходы к бизнесу, когда создаются новые эффективные производства, новые рабочие места, активно развивались. Сейчас, скорее, подобные инициативы возникают не благодаря, а вопреки.
В первую очередь надо пересматривать систему налоговых отчислений, не учитывающую интересы муниципальных образований. Особенно эта проблема актуальна для городов, где расположены крупные предприятия. Нижний Тагил — характерный в данном случае пример. На территории города находятся УВЗ и НТМК, которые являются крупнейшими налогоплательщиками РФ. Городу остается только НДФЛ. Налоги на землю минимизированы, они не являются серьезной статьей пополнения местного бюджета. Нужна такая схема, при которой часть налоговых отчислений предприятий должна возвращаться в город в виде инвестиций в его инфраструктуру. Тогда, я абсолютно в этом уверен, пойдет бурное развитие проектов индустрии в формате малых и средних предприятий. Это очевидные, простые вещи, которые сегодня, к сожалению, воспринимаются далеко не всеми.
Дисциплинированный не значит лучший
— В 2013 году была принята среднесрочная региональная программа «Комплексное развитие города Нижний Тагил на 2013 — 2016 годы». Как вы оцените ход ее реализации, насколько точно в ней расставлены приоритеты и есть ли возможность для расширения программы в плане финансирования и содержания?— О необходимости реализации среднесрочных программ развития в муниципалитетах Свердловской области Президент России говорил в начале 2013 года на встрече с губернатором. В результате из резервного фонда губернатора Нижнему Тагилу было выделено 1 млрд 300 млн рублей. Кроме того, после встречи В.В. Путина с тагильчанами город был профинансирован еще на 2 млрд рублей за счет кредита из федерального бюджета. Основная часть выделенных средств пошла на ремонты и реконструкцию дорожной сети, благоустройство, освещение, замену тепловых сетей, ремонт трамвайных путей. Было подтверждено также финансирование реализации двух проектов — строительства физкультурно-оздоровительного комплекса на Гальяно-Горбуновском массиве (740 млн рублей) и реконструкции драмтеатра (около 420 млн рублей).
Вместе с тем в вопросе реализации программы есть ряд проблем. Речь идет прежде всего об организации бюджетного процесса. Возможностей для маневра, для более эффективного использования средств очень мало. Например, в данный момент есть понимание необходимости изменения программы строительства в городе, но при этом внесение корректировок в соглашение с региональным правительством является довольно длительным и сложным процессом. Сейчас уже понятно, что часть планов 2013 года, предусмотренных программой, не будут реализованы по объективным причинам, часть целевых средств останется. Однако в оперативном порядке перенаправить эти средства, чтобы эффективно решить другие актуальные задачи, возможности нет. Не существует и таких инструментов, которые бы позволяли эффективно использовать сэкономленные бюджетные средства, не дожидаясь закрытия контрактов.
Я принципиально против того, чтобы создавать программы развития лишь для отчетности. Если программа есть, ее надо наполнять и реализовывать.
Наверное, назрели серьезные изменения в системе формирования местных бюджетов и в структуре взаимоотношений властей муниципального и регионального уровней. Эффективность работы муниципалитета надо оценивать не по тому, насколько дисциплинированно он ждет бюджетных субвенций, а по тому, каковы показатели развития города. И на основании их уже определять уровень финансирования. Знаю, что на уровне федерации сегодня уже наступило понимание предела централизации средств и необходимости расширять полномочия муниципалитетов.
— Принимают ли участие градообразующие предприятия УВЗ и НТМК в реализации мероприятий программы?
— Со стороны руководства этих компаний понимание есть, НТМК уже выделил 12 млн рублей на создание проекта ФОКа, а УВЗ — 5 млн на проект реконструкции драмтеатра. Но я бы здесь коснулся другой темы, не связанной собственно с программой, но имеющей отношение к вкладу этих предприятий в развитие города, несмотря на системные условия, о которых сказано выше. Эти предприятия провели серьезную работу по переформатированию бизнеса, оптимизировали производственные и управленческие процессы. Многие функции, которые раньше были в их компетенции, выведены на аутсорсинг, что дает серьезный стимул развитию малых и средних предприятий на территории города, создает эффект кооперации. В этом отношении УВЗ и НТМК являются локомотивами городской экономики.
— Повлияла ли смена собственников на Высокогорском ГОКе на социальную ситуацию в городе?
— Новый собственник ВГОКа — челябинское производственное объединение «Урал» — увеличил объем инвестиций в технологии и оборудование, проводит модернизацию производства, сохранив все социальные программы. Я могу только подтвердить его социальную ответственность и выразить уверенность в том, что не будет никаких негативных последствий для социальной ситуации в городе от смены хозяев на одном из градообразующих предприятий.
— Что бы вы назвали главным итогом своей работы за год?
— Возросла гражданская активность населения, людям стало небезразлично, что делается в городе, какие решения принимаются. Диалог между муниципальной властью и городским сообществом выстраивается конструктивно. Многие инициативы по различным направлениям жизни Нижнего Тагила исходят от самих граждан, и часть из них получает свое развитие в соответствующих городских программах. Люди поверили, что власти есть до них дело.
Дополнительная информация.
На реализацию региональной программы «Комплексное развитие города Нижний Тагил на 2013 — 2016 годы» выделено 5,8 млрд рублей, в том числе в 2013 году в рамках приоритетных социальных проектов:
- «Чистый город» — 372,5 млн рублей;
- «Светлый город» — 200,8 млн рублей;
- «Теплый город» — 211,5 млн рублей;
- «Дорожно-строительная техника и ремонт дорог» — 291,9 млн рублей. Отремонтирован 41 км дорог;
- «Тагильский трамвай» — 459,2 млн рублей;
- «Безопасный город» — 195 млн рублей.