Долго ли коротко

Российские трубники наконец договорились с Газпромом о заключении долгосрочных контрактов и создании единой формулы цены на ТБД. Это поможет равномерно загружать мощности и эффективно работать поставщиками сырья.
По итогам переговоров, длившихся почти полтора года, крупнейший в России покупатель труб большого диаметра (ТБД) Газпром и российские производители этих труб (ТМК, ЧТПЗ, ОМК и Ижорский трубный завод) договорились, что с 1 января 2012 года начинают заключать среднесрочные (на год-два) и долгосрочные (от трех лет) контракты. Кроме того, контракты будут заключаться по единой формуле цены, согласованной сторонами.
Базовая стоимость труб определяется следующими параметрами: изменением котировок цен на металлургическое сырье (железорудный концентрат, коксующийся уголь, стальной лом), динамикой международных цен на стальной лист и трубы большого диаметра, а также инфляцией в России (индексом изменения цен производителей промышленных товаров). Изменение показателей будет отслеживаться на основании данных Минэкономики РФ и ведущих отраслевых агентств: Metal Bulletin Research и Steel Business Briefing.
Новые правила игры сделают ценообразование более прозрачным и позволят планировать производство. Но вряд ли избавят стороны от ценовых споров.
Дело в сырье
До сих пор стороны договаривались только об объемах поставок ТБД, и, как правило, не больше чем на год. Цены согласовывали каждый квартал. Проблема здесь в сырьевой зависимости от металлургов: доля металла в себестоимости производства труб достигает 80%. Цена первичного сырья (кокса, руды и лома) и листа для изготовления ТБД привязана к рыночным котировкам и пересматривается металлургами каждый месяц. А Газпром закупает трубы исходя из годового бюджета компании.
Компенсировать возросшие затраты российские трубники надеялись за счет основных потребителей ТБД (Транснефти, Роснефти, Газпрома). Но когда они пытались поднять цены, покупатели тут же обращались с жалобами в ФАС и правительство - и обычно выигрывали спор. Так, в середине марта 2011 года Газпром обратился к вице-премьеру Игорю Сечину и в ФАС. Претензия заключалась в том, что монополист по требованию чиновников увеличил потребление отечественных труб на 30%, но в ответ столкнулся с намерением поставщиков увеличить цены на 12%. Тогда как норматив, утвержденный Минэкономразвития РФ, позволяет ему только 5-процентное увеличение цен.
В апреле 2011 года Газпром «услышал» металлургов и предложил производителям труб перейти на заключение долгосрочных контрактов с формулой цены, в которой детально прописывались бы затраты по всей цепочке производства. «Продолжать работать вкороткую становится невыгодно всем», - заявил на одном из совещаний глава концерна Алексей Миллер.
Поиск стабильности
Общие правила формирования цены более адекватно отражают интересы и покупателя, и производителя. Кроме того, они должны сделать ценообразование труб прозрачнее и понятнее для покупателей. И не более того. ФАС одобряет новые договоренности. Но, как отмечает начальник профильного управления Максим Овчинников, это не страхует риски трубников на 100%. По его мнению, избежать конфликтов можно, только если удастся разработать аналогичные формулы с учетом тех же индексов по всей цепочке. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что согласованная формула цены - это скорее инструмент контроля, о котором знают и производители, и потребитель. В указанный перечень не вошли параметры, от которых конечная цена на трубы зависит не меньше, чем от металлургического сырья: стоимость топливно-энергетических ресурсов, транспортные расходы. «Это все же не соглашение о сотрудничестве, а лишь определение порядка формирования цены на ТБД, и в данном случае речь идет не о выгоде, а о том, что стороны достигли взаимопонимания в том, как формировать цену, - напоминает он. - Непосредственное соглашение о поставках труб будет приниматься с учетом данного документа, но в его основе будут лежать другие факторы: качество труб, условия поставки и конечная цена».

Куда важнее, что Газпром согласился с возможностью заключения контрактов сроком более года. Это крайне полезно для трубников, так как их производственная цепочка от разливки металла до выпуска конечной продукции тянется около шести месяцев. Неравномерность заказов привела к тому, что в четвертом квартале 2010 года мощности российских производителей ТБД были загружены до предела: за три месяца они отгрузили почти 900 млн тонн труб, что стало абсолютным рекордом за все время существования российской трубной промышленности. А в 2011 году, который в целом предполагал более сдержанный рост спроса на ТБД, возник перекос: в первом квартале произведено более 800 тыс. тонн, а в четвертом, по предварительной информации Фонда развития трубной промышленности, - лишь 144 тыс. тонн.
Предполагается, что максимальный спрос на ТБД в России придется на 2013 год. Директор НКО «Фонд развиттия трубной промышленности» Александр Дейнеко уверен, что нужно переходить как минимум на двух-трехлетние контракты. Как только выстроится трехлетнее планирование с потребителями, наладятся и отношения с металлургами: трубники смогут каждый месяц заказывать примерно одинаковое количество металла с каждого стана-5000.