Дымовая завеса

Новое законодательство, регулирующее табачный рынок, приведет к перераспределению денежных потоков, но вряд ли отразится на количестве курильщиков. Эксперты видят в документе лобби крупных сетей, а не заботу о населении.

Проект закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», опубликованный Минздравсоцразвития РФ в середине августа, до сих пор находится в стадии обсуждения: ведомство получило больше 1,7 тыс. комментариев. Судя по всему, у общественности закон вызывает массу сомнений. Организованный нами опрос на екатеринбургском интернет-портале е1.ru (крупнейший ресурс среди городов Урала, месячная аудитория 3,2 млн человек) показал: лишь 13% респондентов уверены, что инициативы властей приведут к значительному сокращению числа курильщиков, а 62% считают, что закон вряд ли будет соблюдаться. Чтобы обсудить нововведения, журнал «Эксперт-Урал» провел в конференц-зале постоянного партнера отеля NOVOTEL в Екатеринбурге круглый стол для предпринимателей и представителей органов власти «Антитабачный закон: готово ли бизнес-сообщество выполнять жесткие требования законодателей».

Со всех фронтов

Розничная продажа табачных изделий в РоссииОсновные предложения по борьбе с курением, прописанные в законопроекте, можно разделить на три блока. Первый касается правил реализации и продвижения табачных изделий. В частности предполагается, что в городах продавать их можно только в стационарных помещениях площадью минимум 50 кв. метров (в сельских поселениях ограничение установит муниципалитет), запретят открытую выкладку товара, разносную и дистанционную торговлю, а прейскуранты будут предоставляться только по просьбе покупателей. Зонами, свободными от продажи табака, станут не только медицинские и образовательные учреждения как сейчас, но и объекты транспортной инфраструктуры и заведения общественного питания. Еще власти планируют запретить табачным компаниям спонсировать любые мероприятия, проводить акции, условием участия в которых является покупка табачных изделий, а также распространять курево бесплатно.

Второй блок нововведений касается потребления табака. Если закон примут, курение будет запрещено в том числе в поездах дальнего следования, пригородном транспорте, на открытых территориях на расстоянии десяти метров от входов ж/д и автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, станции метрополитена. Запрет на курение будет распространяться даже на рабочие зоны в закрытых помещениях и подъезды жилых многоэтажек (исключение, если собственники всех квартир документально оформят свое согласие).

Третий блок посвящен ценовым и налоговым мерам. Повлиять на курильщиков законодатели хотят, во-первых, за счет установки минимальных розничных цен, причем их ежегодное увеличение будет превышать индекс цен на продовольственные товары. Во-вторых, рост ставок акцизов на табак будет опережать прогнозируемую инфляцию. По неофициальным подсчетам, пачка самых дешевых сигарет с фильтром уже в первый год реализации закона будет стоить примерно 60 рублей. Сегодня их можно купить в три раза дешевле.

По мнению заместителя директора Свердловского областного центра медицинской профилактики Ольги Андрияновой, в законе нет ничего нового, что бы придумали российские власти:

- В 2008 году наша страна присоединилась к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), взяв тем самым на себя обязательства внести изменения в законодательство. Так что все положения нового законопроекта давно применяются в цивилизованных странах, иногда запреты там даже жестче. Конечно, всегда будут люди, считающие, что курящим нужна свобода. Но, во-первых, среди врачей нет ни одного, кто бы сомневался во вреде табакокурения. Во-вторых, жесткие ограничения, как показывает практика, быстро приживаются. Например, в Ирландии запретили курение в пабах. Сначала ждали чуть ли не революции. В итоге все успокоилось, а 82% бросивших сказали, что отказались от табака, поскольку курить стало неудобно.  

Несмотря на то, что закон предусматривает длительный переходный период (большинство положений вступит в силу в 2014 - 2015 годах), предприниматели, так или иначе зависящие от табачной продукции, уже бьют тревогу. Они считают, что инициатива властей может убить их бизнес, не дав положительного эффекта, достигнутого в Европе.

Никотин помогает киоскам

Больше всего недовольства у игроков вызывает ограничение по площади торговых помещений в 50 кв. метров. Это означает, что владельцам киосков, остановочных комплексов и некоторых магазинов формата «у дома» придется отказаться от табачных изделий. Предприниматель, председатель Артемовского местного отделения объединения «Опора России» Тимофей Шелякин:

- Предложенные меры не соответствуют заявленной цели законопроекта - снижению потребления табачных изделий. Под благой вывеской предлагается убрать из конкурентного поля уличную розницу: сначала запретили пиво, приравняв его к алкоголю, сейчас хотят забрать табачный оборот. Прослеживаются интересы крупных игроков. По новым требованиям, касса должна быть не ближе десяти метров от витрины - это формат дискаунтера. У нас есть статистика по совместным рейдам с ОВД Артемовского: только в 7% случаев продажи несовершеннолетним произведены в нестационарных торговых точках, в 93% - в стационарных. Это доказывает в частности, что формат торговли не может служить основанием для каких-либо ограничений вследствие якобы наибольшего числа нарушений.

Президент Всероссийской лиги защитников потребителей, директор МБУ «Центр правозащиты» Андрей Артемьев соглашается:

- Экономический удар будет, безусловно, очень сильным, а даст ли это результат, не знаю. Простой пример. Раньше я курил. Чтобы бросить, решил попробовать курить дорогие сигареты, которые даже в обычных магазинах не продают. Сначала стал меньше курить, потом вместо нескольких пачек начал покупать несколько блоков. Вот именно к этому закон, наиболее вероятно, и приведет. А малые и средние предприниматели, торгующие сегодня табачными изделиями, скорее всего разорятся. Окупится ли это возможным сохранением здоровья тех, кто не сможет купить табачные изделия? В законе отсутствуют четкие санкции за его нарушение и исполнительные механизмы по их применению.

Как отметила заместитель начальника отдела правового обеспечения и лицензирования министерства торговли, питания и услуг Свердловской области Мария Дульнева, не стоит смотреть на нововведение однобоко:

- Вне зависимости от установления ограничения продажи табачных изделий и принятия законопроекта государственная политика в соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года направлена на обеспечение населения торговыми площадями современных форматов. Размещение нестационарных торговых объектов будет восполнять недостаток объектов стационарной торговой сети и (или) тех или иных групп товаров.

В аналогичном киоскам положении окажутся и табачные бутики в торговых центрах. Управляющая торговой сети «Шерлок шоп» (площадь бутиков - 20 кв. метров) Елена Баранова считает, что на 50 метрах этим бизнесом заниматься бессмысленно. Выход - продавать наряду с табачными изделиями что-то еще (в Европе сопутствующим товаром часто является пресса), но позволит ли это сохранить показатели бизнеса на прежнем уровне - большой вопрос.

Операционный менеджер сети кофеен «Кафешоп» Тамара Кожевникова отметила, что сейчас в товарообороте компании на табачную продукцию приходится всего 0,2%, но порядка 15 - 17% выручки формируют те, кто курит. В случае тотального запрета их доля скорее всего снизится, поскольку находиться в заведении будет не так комфортно.

Вторая проблема - размытые механизмы реализации закона. «Нормы, которые прописаны, благие. Но как будет осуществляться надзор? В настоящее время законодательство не предусматривает административную ответственность за многие правонарушения, в том числе курение на рабочих местах, в транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, культуры, образования. Требуется разработка мер административного воздействия для обеспечения контроля за исполнением запретов», - подчеркивает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Свердловской области Елена Овсянникова.

Третий недостаток проекта - большое количество сомнительных ограничений. Главный специалист комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Светлана Холоднюк: «Какой толк от того, что в пределах 100 метров от учебных заведений сегодня нельзя продавать сигареты, а через 101 метр уже можно?». Или: почему курить нельзя только в десяти метрах от входа в аэропорт, а не в тридцати? Список вопросов можно расширить.

Все равно тебя не брошу

Как подытожил Андрей Артемьев, закон нельзя принимать до тех пор, пока в нем не будут прописаны исполнительные механизмы. Действительно, сейчас документ представляет собой сборник полумер, часть которых невозможно реализовать, а другие создают для предпринимателей неравные условия. Хотя способы радикально бороться с проблемой есть - к примеру, в ряде европейских стран табачная продукция реализуется только через специализированные магазины, работающие, во-первых, по укороченному графику, во-вторых, их количество регламентируется. Очевидно, что если российские власти действительно поставят задачу бороться с табакокурением, они будут вынуждены пойти подобным путем. Ловить нарушителей на ступенях вокзалов или отсчитывать, 100 или 101 метр между магазином и школой, - утопия.    

Важно понимать, что негативно влиять на малый бизнес будет практически любая антитабачная мера. Президент НП «Общество товароведов-менеджеров Екатеринбурга» Ольга Васькова предлагает выход из ситуации:

- Большинство предпринимателей, и я в том числе, понимают, что с курением нужно бороться. Но государство, запрещая продажу табачных изделий и ставя тем самым под угрозу малый бизнес, забывает, что этот бизнес платит налоги, выполняет социальные функции, поддерживает продовольственную безопасность. Лишая его возможности торговать сигаретами, нужно оставить на плаву. Предложив, например, налоговые преференции или снизив коммунальные тарифы. Предприниматели сами найдут пути компенсации упущенной выгоды.

Материалы по теме

Глухая защита

Следы конкуренции

Мозги будут затекать

Торговый класс

Недолеченный больной

Ростелекома станет больше