Зарыть кабель

Зарыть кабель Проводные интернет-провайдеры и мобильные операторы без особых потерь пережили кризис. Но теперь над ними нависла новая угроза - сеть WiMax, которая может оказаться быстрее и дешевле конкурентов.

B начале декабря стало известно: телекоммуникационная компания «Форатек Коммуникейшн» (Екатеринбург, ТМ Foratec) может стать первым региональным виртуальным сотовым оператором на Урале. Компания уже получила соответствующую лицензию, согласно которой она обязана начать предоставлять данные услуги до 26 октября 2011 года.

Суть «виртуальной» бизнес-модели проста: Foratec будет оказывать услуги мобильной связи под своим брендом, но с использованием инфраструктуры действующего сотового оператора (пока информации о достижении каких-либо договоренностей об аренде сетей нет). Подобный продукт в мае на уральский рынок уже вывела сеть «Ашан» на базе МТС. По той же схеме в Москве и Сибири работает дискаунтер «Просто», арендуя инфраструктуру Мегафона. «Получение лицензии открывает широкие возможности оказания полного комплекса услуг связи на ключевом для нас корпоративном рынке, - уверен директор по продажам "Форатек Коммуникейшн" Константин Сергеев. - Мы расширим линейку предоставляемых услуг без миллионных инвестиций, необходимых для построения собственной сотовой сети».

Очевидно, что в условиях сжатия спроса и конкуренции технологий телекоммуникационные компании стремятся к оказанию услуг максимально широкого спектра. Благо, как признались представители операторов, собравшиеся на круглом столе, организованном журналом «Эксперт-Урал», кризис не поставил отрасль в ситуацию выживания, деньги на реализацию подобных проектов есть.

Утих поток

Лучше прочих в отрасли чувствуют себя мобильные операторы. В масштабе России по сравнению с первым кварталом выручка Билайна выросла на 12,7%, Мегафона - на 12,4%, МТС - на 20,1%. По заверениям региональных руководств, динамику можно экстраполировать и на Урал.

Дмитрий Антипов и Вадим Макаров 
Дмитрий Антипов и Вадим Макаров 

Старший менеджер по маркетингу массового рынка продуктов интернет-доступа и услуг фиксированной связи уральского регионального управления ОАО «Вым­пелком» (ТМ «Билайн») Дмитрий Чебыкин признает: «Мы не можем судить о влиянии кризиса на отрасль, потому что не знаем, какова была бы динамика, не будь экономического спада. Возможно, более позитивна, а возможно, и нет. Наша выручка по голосовым услугам растет. База активных пользователей мобильного интернета за три квартала этого года удвоилась, объем 3G-трафика вырос в десятки раз».

Оптимистична ситуация и у МТС. Но, по словам начальника отдела маркетинга МТС-Урал Натальи Абрамовой, компания почувствовала влияние кризиса в конце прошлого - начале этого года (люди стали переходить на более экономичные тарифные планы, сокращать время общения). Однако путем введения новых антикризисных продуктов оператору удалось выровнять ситуацию: «Снижение потребления услуг понятно, Урал - регион промышленный. Однако нам удалось подтянуть свои доходы летом за счет введения новых предложений по роумингу».

Начальник отдела маркетинга компании «Мегафон-Урал» Юрий Смирных уточняет: «Первый квартал характеризовался снижением голосового трафика, однако к третьему он снова начал расти. Драйвером роста для нас был и остается мобильный интернет. 3G-трафик прирастал в десятки раз быстрее, чем голосовой. Если говорить о роуминге, то потребление этих услуг все-таки снизилось, но путем введения новых продуктов нам удалось минимизировать потери».

Наталья АбрамоваОднако сотовики замечают: оптимистичные результаты связаны с тем, что мобильные операторы преимущественно получают выручку с массового рынка, на который кризис повлиял слабо. В корпоративном сегменте ситуация несколько хуже. Наталья Абрамова:
«Безусловно, в корпоративном сегменте мы четко почувствовали влияние кризиса, особенно в Свердловской и Челябинской областях. В начале года мы наблюдали снижение трафика и отток абонентов». Конкретное снижение в этом секторе сотовики не комментируют, но в личных беседах говорят о падении выручки с корпоратов по сравнению с докризисными месяцами на 5 - 15%.

В таких условиях в наиболее выигрышном положении оказались те, кто смог предложить юрлицам наиболее низкую цену за услуги. Например, по словам коммерческого директора ООО «Челябинская сотовая связь» (ТМ TELE2) Вадима Макарова, компания всю первую половину года фиксировала прирост корпоративной абонентской базы. Связано это прежде всего с политикой шведских акционеров - предлагать услуги на уровне себестоимости: «Да, по EBITDA мы проигрываем всем операторам, зато в отличие от них в кризис мы получили увеличение активности в корпоративном сегменте».

Время торговаться

На рынке интернет-провайдинга компании чувствуют себя несколько хуже. Генеральный директор сети Convex Александр Мищихин:
- Пока рынок держится за счет неудовлетворенного спроса частных абонентов. Даже в Екатеринбурге проникновение широкополосного доступа в интернет - на уровне 50%. Ситуация в сегменте корпоративных клиентов оставляет желать лучшего. У нас, например, в феврале - апреле прирост подключений в этом секторе был отрицательный: уходило больше, чем приходило. Позже мы вышли на небольшой плюс. Дебиторку по сравнению с началом года нарастили раза в три за счет того, что услуги связи для юрлиц практически всегда постоплатные (правда, в основном дебиторская задолженность копится в сегменте фиксированной телефонии). Некоторые эксперты заявляют, что кризис в телекоме закончился в третьем квартале. Думаю, эта мысль лет на пять опередила действительность.

По словам Дмитрия Чебыкина, в кризис большинство компаний снизили не столько потребление трафика, сколько расходы на него. 2009 год помог корпоративным абонентам оценить удельную стоимость предоставляемых услуг и дал больше шансов успешно поторговаться с провайдерами. Это подтверждает и советник гендиректора по региональному развитию сетей WiMax компании «Синтерра» Алексей Черменский: «Я недавно лично столкнулся с одним показательным примером. Компания не связана с предоставлением услуг связи, в офисе - 50 человек. Снижение платежей за услуги сотовой связи - в четыре раза (плюс ощутимое падение потребления услуг), за фиксированную связь - вдвое (за счет выбора других операторов, хотя потребление осталось на том же уровне), уменьшение платежей за интернет - также в два раза (за счет договоренности с провайдером, объем трафика сохранился)».

Снижение выручки от существующих абонентов произошло не только из-за того, что они стали тщательнее считать расходы. 2009 год охарактеризовался масштабным падением цен и увеличением пропускной способности каналов. Например, на массовом рынке Билайн вчетверо увеличил скорости, не повышая при этом цену. На корпоративном рынке ценами по конкурентам ударили компании «Телесеть-Сервис» (ТМ «КабiNET») и «Уралсвязьинформ» (ТМ Utel). Магистральные операторы в два раза снизили цены на услуги. В итоге у потребителей всех уровней создалось четкое ощущение - скорости растут, стоимость снижается. И они начали требовать от провайдеров самых выгодных предложений. Коммерческий директор компании «Инсис» Максим Черанев: «На доходную часть операторов повлиял даже не столько кризис, сколько политика некоторых компаний, которая вынудила обрушить цены всех остальных. Это во многом обусловило снижение платежей, например, корпоративных клиентов, но объем потребления не уменьшился. В целом выручка от корпоратов упала по трем причинам: смены тарифа на более низкий, переезда на дешевые площади и ликвидации фирмы».

Эту мысль подтверждает и коммерческий директор компании «Форатек Коммуникейшн» Елена Теплякова: «Кризис мы заметили во втором квартале. Тогда существенно упала динамика подключений, а некоторые операторы ввели очень низкие тарифы. Мы вынуждены были также опустить цены на рынке конечного пользователя. В связи с этим платежи, разумеется, уменьшились. Правда, нам удалось добрать за счет новых подключений и оказания других услуг, в частности спутниковой связи. Запуск этого сервиса позволил нам привлекать юрлиц, которым, например, нужны резервные каналы на труднодоступных территориях».

Снижение цен на корпоративном рынке в принципе было ожидаемым. По большому счету, высокая стоимость трафика для юрлиц - некая традиция (себестоимость по сравнению с частными абонентами выше на 10 - 20%). Но в сегменте физлиц это стало сюрпризом. Руководитель портала для провайдеров Nag.ru Павел Нагибин: «Политика операторов в кризис сводится к двум направлениям: либо фиксировать прибыль, либо захватывать новых абонентов. На Урале компании пошли по второму пути. Подобные действия провайдеров говорят об одном - за прошлые годы они сумели накопить достаточно ресурсов, чтобы без особых инвестиций, на существующей инфраструктуре подключать новых абонентов. Наверняка это происходит с потерей качества. Я сужу по одному параметру: средний чек покупки оборудования снизился в 2,5 раза. Причем объем реализации не сократился, просто провайдеры стали брать очень дешевый товар».

В сторону

Очевидно, с влиянием кризиса и необходимостью потуже затянуть пояс связано и решение провайдеров отказаться от диверсификации бизнеса. Не так давно в телеком-сообществе были популярны рассуждения, надо ли провайдерам заниматься, например, разработкой контента. Сегодня ответ очевиден - нет. По словам Дмитрия Чебыкина, хоть у Билайна и есть структурное подразделение «Голден Медиа», делающее сайты, но развивать его, вкладывать деньги компания не намерена. Максим Черанев также убежден, что затея обречена: «Развивать подобное направление должны профессионалы в области разработки сайтов. Для локального оператора сумма вложений в подобный проект будет катастрофичной, а прибыли - никакой».

Отказ от разработки контента связан еще и с тем, что у провайдеров нет соглашений по пирингу (обмену трафиком между друг другом). Поэтому быть генератором контента провайдеру не выгодно.

Юрий Смирных, Алексей Черменский, Максим Черанев 
Юрий Смирных, Алексей Черменский, Максим Черанев 

Другое дело - мобильные операторы. Они, наоборот, активно вышли на рынок разработки контента. Правда, не самостоятельно, а через покупку команд профессионалов. Так, Мегафон купил контент-оператора Infon. МТС владеет сайтом Омлет.ру, на котором продает лицензионные видео и аудио. По словам начальника отдела развития продуктов и услуг МТС-Урал Павла Фадеева, сейчас на портале зарегистрировано порядка 3 млн активных покупателей. Кроме того, мобильные операторы охотно развивают сотовый ритейл. По словам Юрия Смирных, это позволяет привлечь качественного абонента. Если ты заходишь в салон МТС или Мегафон, то готов подключиться именно к этим операторам. Подобный канал продаж намного эффективнее мультибрендов.

Хотя Алексей Черменский высказывает предположение, что через два-три года, когда скорости и цены стабилизируются, а проникновение будет близко к 100%, на контент обратят внимание и интернет-провайдеры: конкурировать другими способами они не смогут.

Интернет повсюду

Следующие два года должны ознаменоваться борьбой еще одного вида - проводных и беспроводных технологий широкополосного доступа. Компания Yota уже построила сеть WiMax в Екатеринбурге и собирается с конца декабря оказывать услуги беспроводного доступа для частных лиц.

Участники круглого стола в этом вопросе поделились на два лагеря. Александр Мищихин уверен, что WiMax и следующие за ней технологии останутся нишевым продуктом (для коттеджных поселков, территорий со сложным рельефом и т.д.). Они отберут у проводных провайдеров не больше 10% рынка. В ближайшие 5 - 10 лет центром связи останется домашняя станция, включенная в провод, а беспроводные технологии будут обслуживать периферию этой станции.

Однако многое говорит об обратном. Во-первых, Yota, запустившись, например, в Краснодаре, в первый день получила 6,5 тыс. подключений. Сеть не выдержала и рухнула, но поток желающих не уменьшился. Это, конечно, можно связать с тем, что на юге преимущественно малоэтажная застройка. Однако такой объем подключений вряд ли можно списать только на этот фактор.
Во-вторых, стоит обратить внимание на опыт беспроводного оператора «Энфорта» (99% бизнеса приходится на корпоративный сектор). По словам директора уральского представительства компании Дмитрия Антипова, сейчас юрлица активно
начали модернизировать сети. Пошли заказы на проекты по 280 - 420 точек Wi-Fi в месяц, а до сих пор подобных не было.

В-третьих, по словам представителей сотовых операторов, объемы 3G-трафика постоянно растут. При этом, как заметил Павел Фадеев, 74% пользователей удовлетворены предоставленной скоростью (3,5 Мбит в секунду). Если это действительно так, то скорость WiMax (10 - 20 Мбит в секунду) будет достаточна 100% потребителей (правда, с оговоркой «на данный момент»).

Как раз вокруг этой оговорки и разгорелся основной спор на круглом столе в «Эксперт-Урале». По словам Павла Нагибина, сегодня трудно предположить, какова будет точка стабилизации скорости. Если 10 - 20 Мбит, то WiMax, безусловно, составит серьезную конкуренцию проводному доступу. Если 100 Мбит и выше - беспроводные сети проиграют.

Большинство участников считают, что более вероятен первый вариант. Максим Черанев: «Мы недавно провели анкетирование наших абонентов, исследовали сферу их интересов в интернете. Выяснилось, что на первом месте по популярности находятся социальные сети (их выбирают около 60% респондентов), на втором - поисковые системы, на третьем - почта, и только 10 - 15% заходят в интернет за чем-то другим. Зачем для первых трех категорий 100 Мбит? Получается, подавляющее большинство аудитории ориентировано на скудное потребление трафика».

Коммерческий директор уральского филиала Ростелекома Сергей Голод придерживается еще более радикальной точки зрения:
- Во-первых, какое количество абонентов относятся к активным «качальщикам»? Не больше 5 - 10%. Основной доход дают провайдеру остальные 90%. А им 100 Мбит не нужны. Во-вторых, в этой борьбе победит тот, у кого будут минимальные издержки.

А они у операторов WiMax. Им по сути надо обслуживать только базовую станцию, которая покрывает 500 абонентов. Проводным провайдерам всегда надо будет договариваться с ТСЖ, тянуть кабель, платить за согласования. Пройдет несколько лет, проникновение беспроводных технологий достигнет условно 50 - 80%, начнется ценовая гонка (уже сейчас перед Yota стоит задача предоставить 3 Мбит в секунду за 500 - 900 рублей. - Ред.). В конце концов стоимость WiMAx или подобных технологий сравняется с проводом, а может, будет ниже вследствие минимальных эксплуатационных издержек.

Четвертый аргумент - появление устройств, поддерживающих WiMax (раньше их отсутствие было одним из главных препятствий развития беспроводной сети).

С каждым месяцем их становится все больше, и они очень просты в пользовании.

Наконец, пятый аргумент - поддержка власти. По словам начальник отдела связи, коммуникаций и защиты информации комитета связи и ИТ администрации Екатеринбурга Владимира Булатова, уже сегодня власти работают над убиранием проводов в центре города со столбов под землю (канализация принадлежит Уралсвязьинформу, а платить ему никто не хочет). Поэтому для операторов варианта два: либо участвовать в долевом строительстве каналов для проводов, либо использовать радиодоступ. Кроме того, мэрия Екатеринбурга запускает сразу несколько проектов с участием беспроводных операторов. Например, система видеофиксации для ГИБДД.

Таким образом, очевидно: радиодоступ имеет все шансы стать серьезным конкурентом проводному. Скорее всего, будущее обеих технологий будет зависеть от грамотного маркетинга. Сергей Голод и Наталья Абрамова в один голос замечают: надо объяснить потребителю, нужна ли ему та или иная технология. По сути, абоненту (даже юрлицу) все равно. Сейчас главное - переманить его на свою сторону.

Дополнительные материалы: 

Не мешать физиков с юриками

Сергей ГолодВ следующем году Ростелеком намерен усилить позиции на корпоративном рынке розничного ШПД. По словам коммерческого директора Уральского филиала компании Сергея Голода, оператор играет по правилам рынка, находя решения в соответствии с его ужесточающимися условиями

- Сергей Иванович, вы намерены выйти на рынок ШПД для физлиц?

- В свете будущего объединения активов Связьинвеста (холдингу принадлежит Ростелеком и межрегиональные компании - Уралсвязьинформ, «Волга-Телеком» и т.д. - Ред.) это было бы нелогично. У Связьинвеста есть четкое понимание того, что массовым сегментом должны заниматься межрегиональные компании. Например, у Уралсвязьинформа позиции в этой области очень сильны в силу широкого покрытия.

Наша задача - укрепить позиции на рынке юрлиц. Этот рынок сам по себе также неоднороден, и позиции межрегиональных компаний на нем не так сильны. Но отбирать у них клиентов никто не собирается. Например, в УрФО мы будем привлекать потребителей, не охваченных Уралсвязьинформом.

- 2009 год стал временем тотального снижения тарифов. Когда принималось решение о выходе на розничный рынок, цены были явно выше. Готовы ли вы работать на таких условиях?

- Мы понимаем, что работаем на высококонкурентном рынке. И поэтому стремимся к тому, чтобы наши предложения были более гибкими. Кроме того, наверняка на рынок будут выводиться какие-либо совместные предложения межрегиональных компаний и Ростелекома, пакеты услуг, в получении которых заинтересованы клиенты.

- У вас есть хороший ресурс, чтобы «задавить» конкурентов - собственная магистральная сеть связи, за использование которой многие операторы вам платят. Цены на трафик повышать не намерены?

- Нет. Кроме того, магистральные сети есть и у других операторов. Цена магистрального трафика в 2008 году упала больше чем в пять раз, в 2009-м падение продолжилось, но уже не такое резкое. Думаю, что эта тенденция продолжится и в следующем году.

Подготовил Сергей Ермак

Материалы по теме

Три буквы обошлись «Евросети» в миллион рублей

Умножение столбиком

Скучные люди

Мне еще и петь охота

«Билайн» предан анафеме