Жесткий стиль

Жесткий стиль

Жесткий стильВнешне 2005 год для банковской системы региона был спокойным: ни финансовых кризисов, ни громких банкротств, ни пугающих заявлений типа «Долой региональные банки!». Но только внешне. Произошли события, которые будут определять характер и тенденции развития банковского бизнеса региона на перспективу.

Вопервых, заработала система страхования банковских вкладов (ССВ). Это важно не только с точки зрения повышения доверия населения. ССВ — мощный фильтр для чистки банковской системы. Да, летний кризис 2004 года не дал Банку России реализовать эту задачу на этапе вступления банков в ССВ: чтобы не поднимать новую волну беспокойства вкладчиков, ЦБ пропустил тогда почти всех. Но быстро скорректировал подход: зайти оказалось мало, нужно сохранить статус участника, а с ним — право привлекать деньги населения.

А для этого банки должны постоянно выдерживать весьма жесткие требования: если по обычным нормативам Банка России минимальный уровень значения достаточности капитала Н1 (соотношение капитала и активов) составляет 10, то в ССВ — 11. При этом банк должен постоянно иметь прибыль, демонстрировать высокую эффективность ведения бизнеса и так далее.

Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин не исключает, что начнется специализация банков: «Одни будут заниматься привлечением вкладов и размещением их на межбанковском рынке, а кто не сможет удержаться в системе страхования, будет вести только активные операции. Может быть, такая схема окажется более эффективна, чем принцип универсальности». Председатель правления банка «Кетовский» Евгений Кафеев считает, что доля небольших банков в регионах особо не уменьшится: «Они смогут эффективно конкурировать за счет оперативности принятия решений».

А председатель правления Уралтрансбанка Валерий Заводов видит предпосылки для появления кризисных явлений: «У банков есть клиенты, которые задерживают платежи по кредитам. Банк должен создать дополнительные резервы, а это уменьшает капитал. И некоторые, чтобы остаться в системе страхования, начнут скрывать просрочку, переоформлять уже выданные кредиты, заниматься приписками».

Второй фактор влияния на банковский бизнес — переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), начавшийся в прошлом году. 2005й принес первые результаты: две трети банков страны имеют капитал ниже, чем требуют российские стандарты. На повышение капитализации системы сейчас направлены усилия и Банка России, и Минфина. Последний пробивает повышение с 2007 года с 2 до 8% норматива достаточности капитала, при котором отзывается лицензия: поправки в закон прошли второе чтение. Результаты пересчета капитала по МСФО дали еще один повод собственникам и менеджерам банков задуматься. «Неэффективные банки будут эволюционным путем выдавливаться из системы, что поспособствует дальнейшей консолидации банковского бизнеса. Процессы слияния и поглощения пойдут еще активнее», — прогнозирует генеральный директор банка «Гран» Дмитрий Коцюба.

Все эти жесткие меры — не корысти ради. Присоединение России к ВТО надо рассматривать как вопрос времени. Повышение капитализации, прозрачности — необходимые условия для интеграции в мировую финансовую систему. И ЦБ планомерно готовит к этому отечественные банки. А интерес к российскому рынку велик. Уже сейчас многие известные в мире банковские группы ведут бизнес в Москве и СанктПетербурге. в 2005 году они начали активно выходить в регионы. Так, на Урал пришел австрийский Raiffeisenbank, один из ведущих универсальных иностранных банков, работающих в России. Еще раньше в регионе начали работать филиалы Московского международного банка и КМБбанка (принадлежат иностранным банкам). В первом квартале 2006 года филиал в Екатеринбурге откроет французский Societe Generale. Приход универсальных западных банков с многолетней историей стал одной из самых важных тенденций уходящего года. Это не только деньги. Это технологии и финансовая культура.

Материалы по теме

По возможности и способности

ЕБРР приобрел 25% плюс 1 акцию СКБбанка

СКБ-банк покинул САИЖК

Минус пятый

Человеческий рост