За нами следят

За нами следят При сегодняшней доходной базе сетевых компаний модернизация, по мнению энергетиков, неосуществима. Обеспечить реализацию проектов ресурсами они надеются за счет нового тарифообразования.

Hайти средства на выполнение долгосрочных инвестиционных программ распределительные электросети - Холдинг МРСК и магистральные ФСК ЕЭС - рассчитывают с помощью нового метода тарифного RAB-регулирования. ФСК нырнула в него с декабря прошлого года, компании федерального Холдинга МРСК (в том числе Свердловэнерго и Челябэнерго, входящие в ОАО «МРСК Урала») перейдут с 1 января. Из-за кризиса и падения электропотребления сроки перехода неоднократно переносили, но дальше тянуть опасно.

Анализируя нынешний денежный поток, руководители отрасли заявляют: модернизация только за счет собственных доходов (львиную долю их обеспечивают тарифы на оплату услуг за передачу электроэнергии по сетям и незначительную - плата за подключение) невозможна. Бесконечно повышать тарифы нельзя, они и так скребут по потолку. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании будут использовать как собственные, так и заемные средства. Сейчас главная задача - затянуть в процесс инвесторов. «Даже если электросети получат искомые средства, им потребуется десять лет, чтобы снизить уровень износа оборудования с 69% хотя бы до 50%. Это по 100 млрд рублей из всех источников ежегодно, - говорит глава Холдинга МРСК Николай Швец. - Если не привлечь инвесторов, модернизация силами самих энергетиков даже при новой методике растянется лет на 30 - 40. К тому времени другая часть нашей системы полностью выработает нормативный срок». 

Финансовые результаты ОАО МРСК Урала за девять месяцев 2008 - 2010 годов 

RAB-регулирование позволяет привлечь капитал в большом объеме сразу и надолго. Регулятор (РЭК) будет формировать тарифы так, чтобы компании могли возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал не в один год, как сегодня, а в течение 20 лет и более. Тарифы устанавливаются на период 3 - 5 лет и ежегодно корректируются, исходя из макро­экономических факторов, той же инфляции. Это обеспечивает стабильность и предсказуемость правил игры для инвесторов, снижает риски. Нынешняя схема «затраты плюс» (по методу экономически обоснованных расходов) устанавливает тарифы для сетевых компаний только на год. Независимо от того, выросли затраты или упали, они все равно будут оплачены потребителем через тариф.

Заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ОАО «МРСК Урала» Сергей Золотарев уверен, что сейчас условия для привлечения электросетевыми компаниями средств сложились благоприятные.

Палка о двух концах

Сергей Золотарев- Сергей Михайлович, кого электросети видят инвесторами?

- У нас нет задачи привлечь широкий круг. Мы понимаем, что отрасль в силу специфики будет интересна структурам, которым нужен стабильный и гарантированный доход, пусть и не очень высокий. Переговоры показывают, что за нами пристально следят: расчеты по RAB интересуют как отечественных, так и зарубежных финансистов. Они прямо заявляют, что компания недооценена. С тем, что в структуре собственности МРСК Урала значительную долю (более 50%) сохраняет государство, связывают устойчивость сетевого бизнеса. Конечно, мы бы хотели, чтобы в инвесторах у нас была тройка-пятерка банков, но пока доминирующее положение занимают два - Сбербанк России и Газпромбанк.

- Каков сейчас объем кредитного портфеля компании и перспективы снижения долгового бремени?

- Средневзвешенная ставка привлекаемых МРСК Урала кредитов - 8% годовых при ставке рефинансирования ЦБ РФ 7,75%. Это предложение показывает, что банки оценивают сети как надежного и стабильного заемщика. Такой процент позволяет планировать долгосрочные инвестиции, что было невозможно в начале 2009 года, когда ставки по кредитам достигали 18 - 19%.

С начала 2009 года на 1 октября 2010-го объем долгосрочных заемных средств мы снизили с 5,5 до 3 млрд рублей. Переход с января на новую модель в двух филиалах компании предусматривает долгосрочные инвестиции на пять лет. Кредитный портфель будет вновь увеличен к концу года до 5,5 млрд рублей и в 2011 году еще на 2 млрд рублей. Это нормально: новая модель гарантирует инвесторам и кредиторам возврат и рыночную доходность вложенных средств.

- Каков будет рост тарифов?

- Этот волнующий всех вопрос решится до конца года. Региональными регуляторами и ФСТ рассматривается рост не выше 20%. При том что рост тарифов на электрическую энергию ожидается на уровне 13 - 15% (для населения не более 10%).

- А волнует то, что палка о двух концах: тариф задирать нельзя, но доходность на вложенный капитал
должна устраивать инвесторов.

- Да, эти факторы должны работать в комплексе. Норма доходности правительством РФ снижена с 12% (с которых до кризиса стартовали на RAB-регулирование несколько пилотных компаний холдинга, в том числе Пермэнерго) до 11%, чтобы уменьшить нагрузку на потребителя. Все расчеты по переходу выполнены под это, и рост тарифов должен быть таким, чтобы компаниями была получена доходность как на старый капитал, так и на вложенный. Это гарантируется законодательно.

- Как отразится переход отрасли на новую тарифную систему на потребителях? Вот ФСК перешла - тарифы выросли.

- Внедрение RAB-регулирования в распределительных электросетях не должно привести к существенному росту тарифа на передачу электроэнергии по двум причинам: во-первых, сетевая составляющая в конечном тарифе на электроэнергию невелика, около 20%, во-вторых, повышение тарифов пойдет постепенно в течение длительного периода, а на этапе внедрения методики будет применяться механизм сглаживания. К тому же новая модель поощряет снижение расходов, сокращение издержек - сэкономленные средства тоже могут быть инвестированы в модернизацию оборудования. В Великобритании, например, издержки электросетевых компаний при RAB сократились более чем в два раза за 15 лет, что позволило снизить тариф на передачу электроэнергии за этот период на 52% в сопоставимых ценах.

Снизу вверх

- В чем экономический эффект перехода для вас?

- Мы получим долгоиграющие тарифы и понимание того, как строить экономику компании в долгосрочной перспективе, какие средства, в том числе заемные, можем направлять на инвестиции. То же станет понятно банкам и другим потенциальным инвесторам. К концу 2011 года получим прибыль, которая необходима частично по ряду объектов, чтобы завершить строительство, начнет работать норма доходности на вложенный капитал.

- А если у экономики не будет положительной повестки дня?

- Не достигнем эффекта, не получим прибыль, не сможем пустить ее в инвестиции. Пермэнерго получило в кризис отрицательный опыт, потому что в RAB нужно входить на растущем рынке (подробнее об этом см. «Ждет пилот, когда повезет», «Э-У» № 38 от 05.10.09). С падением электропотребления пошло снижение выручки, прибыли. При этом смерти подобно было привлекать кредиты под 18% для реализации инвестпроектов. Пилоты острее почувствовали на себе все прелести экономического кризиса, обязательства по развитию региона перенесли на более поздние сроки. Но сейчас ситуация в Перм­энерго выравнивается.

Свердловэнерго и Челябэнерго входят в новое тарифообразование правильно - на росте электропотребления и при доступных заемных средствах. Рост энергопотребления крупных промышленных потребителей (черной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности) больше, чем прогнозировалось из кризисной ямы. По нашим прогнозам, в 2010 году в целом он составит 8,5 - 9%.

- Компания обрела докризисную динамику?

- Об этом говорить рано, хотя отмечу: стабильность достигнута, динамика положительная, что обусловлено ростом электропотребления. По нашим прогнозам, понадобится два-три года, чтобы выйти на уровень 2008-го. Это ориентир развития.

- Будут ли сети наращивать инвестпрограмму, сокращенную в кризис?

- Поскольку переход на новый метод тарифного регулирования предусматривает увеличение инвестиций, программа на 2011 - 2015 годы расширена, но под конкретные потребности: ее объем 62 млрд рублей. Мы пересмотрели проекты совместно с регионами: все понимают, что строить невостребованные подстанции и линии электропередачи не надо. Поэтому оставили безусловные приоритеты: объекты, без которых экономике невозможно прожить в перспективе года-двух-трех. Нужно строить и те, сроки по которым можно сдвинуть на 3 - 5 лет. Корректируем постоянно: ситуация на рынке меняется, от актуальности проектов зависит эффективность инвестиций. Строительство первых энергообъектов начнем в первой половине 2011 года.

Материалы по теме

Учиться не дышать

Новые прорабы

Миллиарды в энерго­эффективность

Самораскручивающийся проект

Прожорливые старушки

Былое — вернешь