Слишком большая страна
Эффективной утилизации попутного газа мешают инфраструктурные проблемы - ограниченность газотранспортных и электрических сетей страны. Решать эти проблемы нефтяникам скорее всего придется в одиночку.Чуть больше года осталось у нефтяных компаний, чтобы выполнить требование правительства увеличить до 95% долю использования попутного нефтяного газа (ПНГ) - невосполнимого энергетического ресурса и сырья для нефтехимии. Поставлена задача повысить энергоэффективность нефтедобычи, по максимуму сократив сжигание ПНГ в факелах. Мотивируют кнутом: с 2012 года плата за сверхлимитное сжигание ПНГ в атмосфере вырастет в 4,5 раза, в некоторых случаях грозит лишение лицензии. Но министерство энергетики РФ уже признало: до конца 2011 года уровень утилизации ПНГ в стране не достигнет и 80%.
Основная причина - значительная часть разрабатываемых месторождений находится в труднодоступных районах, удаленных от мест потребления продуктов переработки. Это не позволяет развивать на промыслах наиболее эффективные способы утилизации ПНГ - использование его в качестве топлива при получении электроэнергии и для переработки в продукты нефтехимии.
Слить электричество
Правительственный «пряник» для проектов в сфере энергетики имеется: в начале 2010 года Дмитрий Медведев подписал закон, обеспечивающий для электроэнергии, произведенной за счет ПНГ или продуктов его переработки, приоритетный доступ на оптовый рынок. Теперь электроэнергия, выработанная на электростанциях нефтяных компаний, должна получить гарантированный сбыт. Это подвигло нефтяников на строительство собственных электростанций на ПНГ.
Сургутнефтегаз за счет собственной мини-генерации на попутном газе уже обеспечивает 29% потребностей компании в энергоресурсах. Общая мощность 17 газотурбинных и семи газопоршневых электростанций компании, работающих на этом виде сырья, составляет примерно 604 МВт и, по словам главы Сургутнефтегаза Владимира Богданова, будет доведена до 880 МВт. Для этого в ближайшие шесть лет компания намерена ежегодно вкладывать в программу использования ПНГ в качестве топлива для электростанций не менее 5 млрд рублей.
Дальше всех пошла Роснефть. Она запустила на Приобском месторождении первую очередь газотурбинной электростанции мощностью 315 МВт, работающую только на попутном газе. Общая стоимость этой станции со вспомогательными сооружениями составит 18,7 млрд рублей, но взамен нефтяники не только смогут обеспечить свое месторождение более дешевой электроэнергией, но и получить доход от продажи электроэнергии в сеть Ханты-Мансийского АО.
Выгода нефтяников прозрачна: ухудшение качества запасов нефти влечет за собой увеличение энергозатрат. А себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на ПНГ, порой в три-четыре раза меньше, чем тарифы единой энергетической системы. Срок окупаемости электростанции на ПНГ на промысле составляет два года при среднем сроке эксплуатации месторождения около 20 лет.
Польза для государства тоже очевидна: электроэнергия и мощность, вырабатываемая с использованием попутного газа непосредственно в регионах добычи нефти, позволят уменьшить системные перетоки электроэнергии единой энергетической системы и повысят энергообеспеченность этих регионов.
Однако, по прогнозам Минэнерго, для выработки электроэнергии будет использоваться не более трети добываемого в стране природного газа. Дело в том, что строить малую генерацию на небольших и удаленных месторождениях не всегда экономически выгодно. Во-первых, после запуска месторождения должно пройти три года, чтобы строительство малой генерации на ПНГ стало рентабельным. Средняя стоимость такого проекта - 400 млн рублей, срок окупаемости - около шести лет. Во-вторых, электроэнергии из ПНГ получается слишком много (производство может превысить потребности в десять раз), возможности сбыта весьма ограничены. Приоритетного доступа на оптовый рынок для такой электроэнергии недостаточно. Чтобы слить ее в общую сеть, нужны линии электропередачи. Но на удаленных месторождениях их нет или они не рассчитаны на такие объемы. Да и стоимость подключения к ним в ряде случаев намного превышает стоимость недешевого генерирующего оборудования. Позволить себе такие расходы могут только крупные нефтяные компании. А в малых говорят: выгоднее платить даже увеличенные штрафы, чем утилизировать ПНГ.
Вылететь в трубу
Еще один способ утилизации и переработки ПНГ - производство сырья для нефтехимии. Но чтобы сделать его рентабельным для самих нефтяных компаний, газоперерабатывающие комплексы нужно строить на месторождениях: выручка от продажи компенсирует лишь 10% затрат на его подготовку к транспортировке. Учитывая, что это непрофильный для большинства нефтяников бизнес, наиболее крупные и дорогостоящие из этих проектов они планировали реализовать совместно с «Сибуром» - крупнейшим покупателем ПНГ на российском рынке. Однако в кризис вся цепочка сбыта продукции, от нефти до полимеров, обвалилась, погребя под собой возможную интеграцию нефтяников и нефтехимиков. Кроме того, этот способ не решает проблему на скважинах с выходом ПНГ менее 5 млн кубометров в год, где сооружение мини-ПНЗ просто нерентабельно. А таких в России - почти половина.
В Минэнерго ожидают, что 55% утилизируемого попутного газа будет очищаться и идти на продажу или переработку на крупные газоперерабатывающие заводы. Нефтяные компании готовы - но здесь, по их мнению, возникают две серьезные проблемы с транспортировкой.
«Во-первых, многие месторождения находятся очень далеко от инфраструктуры», - отмечает вице-президент ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» Олег Чемезов. Чтобы доставить попутный газ на ГПЗ, нужно строить новые газопроводы. По оценке ИК «Финам», примерная цена вопроса: 1 км - 1,5 млн долларов.
В целом на строительство новой инфраструктуры, по различным оценкам, необходимо 25 - 30 млрд долларов. И нефтяники не торопятся развивать ее самостоятельно. Летом совместно с представителями Совета Федерации обсуждался вопрос о том, чтобы строить дополнительные трубопроводы от мест извлечения ПНГ до мест его переработки на принципах софинансирования: 30 - 40% дал бы бюджет, остальное - бизнес. Будет ли государство вкладываться в инфраструктуру, пока не решено. Ранее заместитель министра природных ресурсов и экологии Сергей Донской заявлял, что для начала нужно определиться, из каких источников привлекать такие средства.
Второй тормоз для увеличения прокачки ПНГ: Газпром пока сохраняет ограничения для доступа газа с нефтяных месторождений в единую газовую сеть. Нефтяные компании неоднократно жаловались в Федеральную антимонопольную службу на то, что газовый монополист не дает гарантий на транспортировку переработанного ПНГ, и добивались приоритета для доступа ПНГ в сеть магистральных трубопроводов. Но эта мера, несмотря на активную поддержку чиновников, уже больше года встречает отчаянное сопротивление монополиста: тот считает это дискриминацией независимых производителей природного газа.
Сроки выполнения постановления правительства об утилизации ПНГ не раз сдвигались. Теперь, похоже, оно настроено идти до конца. Еще в конце прошлого года Дмитрий Медведев в ответ на жалобы нефтяников отрезал: решать вопрос нужно быстро и без оговорок. Против переноса сроков на одной из сентябрьских конференций выступили и представители министерства природных ресурсов и экологии. Как отметил тогда Сергей Донской, рассматривается вопрос о повышении сумм штрафов.
Безусловно, утилизация ПНГ необходима, и без жестких санкций, видимо, не обойтись. Но, пережав гайки, правительство рискует не получить того, чего добивается - рациональной переработки ПНГ, хотя и будет с 2012 года принимать в бюджет рекордные штрафы. А пока получается, что стимулов, кроме приоритетного доступа, не придумано. Но, отмечают в Российском газовом сообществе, это приведет лишь к появлению на рынке 20 млрд кубометров нового газа, для которого еще нужно будет найти покупателей. Альтернативу, на наш взгляд, стоит поискать в научных институтах: они давно создали проекты эффективной глубокой переработки ПНГ прямо на месторождениях, но не могут довести их до уровня промышленных разработок.
Дополнительные материалы:
Попутный газ - побочный продукт добычи нефти, выделяющийся при ее сепарации. Все развитые страны давно используют ПНГ на 95 - 98%, причем с прибылью. Способов - сотни: от закачки обратно в пласт (как в Норвегии) до переработки в сырье для нефтехимии (как в США и Канаде). Лишь несколько «наиболее технологически отсталых стран продолжают сжигать ПНГ», сухо констатирует Национальная океаническая и атмосферная администрация США. Россия - на первом месте. В 2010 году наши нефтяные компании должны получить 65 млрд кубометров ПНГ. Из них лишь 25% пойдет по трубопроводу на газоперерабатывающие заводы, 50% - на нужды промыслов или списывается на технологические потери, а остальные 25% сгорят в факелах. Если принять газпромовскую цену на газ за базисную, то, по расчетам Союза нефтегазопромышленников РФ, потенциальные ежегодные потери можно оценить в 7 - 8 млрд долларов.