Инфра для нано
В ближайшие три года Роснано откроет по всей стране почти два десятка наноцентров, профинансировав закупку технологического оборудования. Основная цель - поддержка коммерциализации научных разработок.Недавно генпрокурор Юрий Чайка отчитался перед президентом РФ о результатах проверки деятельности госкорпораций. Выяснилось, что ГК «Роснанотех» освоила только 10 млрд рублей из выделенных бюджетом 130 миллиардов (из них 66 миллиардов, впрочем, возвращены в бюджет). Недовольны ревизоры и темпами работы: финансируется пока только восемь из трех десятков одобренных проектов.
По словам управляющего директора по инфраструктурной деятельности Роснано Евгения Евдокимова, реальный объем принятых корпорацией обязательств по проектам достиг 58 млрд рублей, а темпы рассмотрения проектов обусловлены спецификой работы в области высоких технологий.
- Евгений Иванович, обвинения прокуратуры имеют под собой основания?
- В любом венчурном фонде процесс рассмотрения заявки занимает около полугода. Можно, конечно, уложиться в три месяца, но это очень короткий срок, провести сделку за такое время реально только с небольшим частным фондом, где немного инвесторов и они непосредственно вовлечены в подготовку. Также нужно иметь в виду, что эти сроки справедливы для сложившихся команд в зрелой индустрии венчурного инвестирования, работающей без усиленного контроля со стороны проверяющих органов. В больших фондах, близких по величине к Роснано, где проект проходит несколько уровней одобрения, заявки рассматриваются около девяти месяцев, вполне нормально - год.
Сейчас у нас в работе 38 проектов на общую сумму обязательств со стороны Роснано в 45 млрд рублей. Для сравнения: какой-нибудь крупный фонд, располагающий средствами в объеме порядка 10 млрд долларов и инвестирующий не только в нанотехнологии, но и во множество других областей, вряд ли наберет такой портфель проектов за два года. При этом фонды, подобные нам по размеру, финансируют крупные проекты в районе 50 - 100 млн долларов. У нас ограничений по объему нет, мы работаем и с малыми компаниями, а значит, проектов и, следовательно, работы в разы больше.
Также важно понимать: есть деньги, отправленные на счета проектных компаний, и деньги, только определенные обязательствами. Никто не перечисляет сразу все. У нас есть график размещения средств, опирающийся на конкретные промежуточные результаты. Мы уже направили 10 млрд рублей, но это чистый поток, а не общая сумма одобренных проектов.
- В Роснано вы занимаетесь инфраструктурной деятельностью. Что под ней понимается?
- К ней относятся проблемы метрологии и безопасности нанопродукции, расширение информационного поля, образовательные программы, коммуникативные площадки, главная из которых - наш форум. Кроме того, мы решаем вопросы стандартизации и сертификации продукции, развития нормативно-правового поля: так, сейчас готовим целый пакет поправок к законодательству в области защиты интеллектуальной собственности.
Мое управление реализует проекты и инновационной, и производственной инфраструктуры. Помимо обычных для Роснано проектов с явно выраженной наносоставляющей, мы финансируем проекты, цель которых - создание недостающих звеньев в производственной цепочке. Речь идет о всевозможных специализированных материалах, сервисах, оборудовании. Вот, к примеру, упрощенная цепочка в биотехнологиях: стадия идеи, синтеза, доклиники, клиники, выхода на производство. Все промежуточные элементы мы поддерживаем. Так, одним из первых был реализован проект создания склада особо чистых реактивов.
Проекты инновационной инфраструктуры - поддержка процесса коммерциализации технологий, своеобразный мостик между наукой и бизнесом, который помогает вводить научные разработки в коммерческий оборот. Основным компонентом инновационной инфраструктуры мы для себя определили нанотехнологический центр.
- В чем его функции?
- Есть два сценария, по которым может происходить коммерциализация технологий. Сначала в НИИ или вузах рождается идея. Если теоретически доказывается, что концепция работает, следует стадия прикладных разработок. Появляется материальное подтверждение того, что теория верна. Потом возникает опытное производство, первая партия продукции. Дальше развилка: мы можем либо внедрить это решение в существующем производстве, либо создаем новый малый бизнес. Реализацией этих двух сценариев мы и будем заниматься в рамках наноцентров.
Фактически мы намерены помогать преодолевать некоторые барьеры, затрудняющие процесс коммерциализации технологий. Главное - формируем парки технологического оборудования. На сегодняшний день бюджет довольно много выделил на аналитическое оборудование, но технологического не хватает. Кроме того, решаем проблему маркетинговой, информационной поддержки, недостатка финансирования и компетенций по развитию малых инновационных компаний. В принципе основные элементы наноцентров кое-где уже существуют: есть технопарки, закуплено аналитическое оборудование, существует господдержка. Но нет скоординированного подхода, и задачи, касающиеся изучения спроса, продвижения продукции, подготовки кадров, пока решаются недостаточно эффективно.
- Что именно будет финансировать Роснано?
- Для себя мы определили три основных блока (бизнес-единицы) нанотехнологического центра: центр трансфера технологий, здание и оборудование. Так как считается, инфраструктура априори убыточна, мы локализовали блок, который тянет эту конструкцию вниз, - дорогостоящее оборудование. Разделив наноцентр на бизнес-единицы, мы сможем сохранить два блока коммерчески рентабельными: недвижимость и управленческие функции, осуществляемые центром трансфера технологий (ЦТТ). Оборудование передается ЦТТ на условиях долгосрочной аренды, оставаясь на балансе некоммерческой дочерней компании Роснано.
Мы готовы профинансировать до 90% стоимости оборудования наноцентра и до 75% операционного бюджета центра трансфера технологий, который будет осуществлять поддержку и продвижение проектов малых компаний - пользователей услуг наноцентра. При этом мы не собираемся инвестировать в стройку: те, кто к нам приходит, должны иметь подготовленное решение по недвижимости. Вообще мы нацелены на поиск партнеров, готовых рискнуть живыми деньгами и заделом инфраструктуры для развития наноцентра.
- Сколько наноцентров вы планируете создать?
- В рамках нашей текущей концепции - от 15 до 20 за следующие три года. В 2010 году планируем выделить на эти цели 5,8 млрд рублей, причем существенная доля пойдет на оборудование. Первый конкурс собираемся провести до конца этого года, несколько победителей объявим весной.