Сильное звено

Сильное звено

У банковской системы Свердловской области — хороший имидж. Она считается сильной, устойчивой, динамичной. В чем ее конкурентные преимущества, сходства и различия в сравнении с другими регионами? Эти вопросы стали предметом исследования аналитического центра «Эксперт-Урал».

Явный лидер

Субъекты Российской Федерации отличаются друг от друга по количеству населения, объему промышленного производства, розничному товарообороту.

И все это накладывает отпечаток на характеристики банковского сектора: число кредитных организаций, самостоятельных банков, совокупные активы банковской системы.

Как оказалось, свердловская банковская система существенно отличается от систем других территорий России. Регионы, совпадающие по экономическому потенциалу, по критериям сравнения банков схожи лишь на треть. Ближе всего к Среднему Уралу оказались Татарстан, Самарская и Нижегородская области. Меньше всего сходства со Ставропольским и Краснодарским краями, Иркутской и Кемеровской областями.

По ряду показателей банковская система области явно лидирует среди отобранных для нашего исследования территорий: у нее первое место по числу самостоятельных банков, третье — по доле самостоятельных банков в общем количестве банковских учреждений региона (первое и второе места занимают Татарстан и Башкортостан соответственно). Но здесь надо учитывать тот факт, что в Башкирии банк « УралСиб» занимает едва ли не монопольное положение на рынке и по сути уже давно является банком федерального значения, барьеры входа на рынок для иногородних организаций там слишком высоки.

Важным индикатором состояния банковской сферы того или иного региона является роль Сберегательного Банка России. Это учреждение в силу специфики (изначально широкая сеть подразделений, наличие государственных преференций) принято выделять отдельной строкой среди банковских организаций России. Так вот, в Свердловской области в секторе кредитования и частных вкладов доля Сбербанка наиболее низка, наблюдается тенденция к ее сокращению (как и по всей стране). Еще один интересный результат: лишь в 11 регионах страны есть достаточно крупные самостоятельные банки с активами свыше 10 млрд рублей, мы насчитали таких 27, из них три — в Свердловской области.

В совокупных активах самостоятельных банков Свердловской области доля одного крупнейшего банка составляет 15%, доля трех крупнейших — 40%. По этому показателю к ней близки Самарская и Саратовская области. В других регионах доминируют либо один, либо три крупнейших банка.

Важный показатель, накладывающий отпечаток на банковскую систему, — доля валютных активов: она свидетельствует в первую очередь об экспортном потенциале экономики. Здесь Свердловская область также входит в число лидеров.

Наверное, единственное, чем не могут похвастаться свердловские банкиры, — это количество открытых филиалов иногородних банков в 2003 — 2005 годах. Очевидно, связано это с тем, что ведущие кредитные учреждения федерального значения уже давно закрепились на этой территории. Не является область лидером и по приросту активов, кредитов и частных вкладов. Впрочем, к относительному росту надо относиться с осторожностью: при небольших начальных уровнях он может быть и высоким, а в абсолютном значении ничего особенного не представлять. Так, за 8 месяцев 2005 года рост активов банков Краснодарского края составил 46% в сравнении с аналогичным периодом 2004 года, а в абсолютной величине — это всего 23,6 млрд рублей. Для сравнения: в Свердловской области аналогичные показатели — 29% и 29,1 млрд рублей, в Иркутской — 38% и только 10,3 млрд рублей.

По показателям, характеризующим соотношение банковской системы и экономического потенциала региона, Свердловская область хотя и не находится на первых местах, но входит в группу лидеров. По большинству критериев (активы, вклады и потребительские кредиты на одного жителя) лидирует богатая нефтью и газом Тюменская область. Какойлибо зависимости между кредитами предприятиям и объемом промышленного производства нам установить не удалось. Видимо, связь сложна в силу различной региональной и отраслевой специфики производства. К примеру, компании Тюменской области развиваются преимущественно на собственные средства, а Новосибирской и Краснодарского края — на заемные.

О пользе кризисов

Потенциал банковских систем в регионах напрямую зависит от состояния экономики и специфики ее реального сектора. На наш взгляд, именно сильная промышленность Среднего Урала помогала региональным банкам выживать в финансовых кризисах, а каждый кризис в свою очередь давал им новый толчок к развитию. Например, банковская система Свердловской области оказалась более устойчива, нежели другие территории, к потрясениям 1995 года, когда обрушился рынок МБК. Причиной кризиса стал низкий уровень качества кредитных портфелей банков. Образовавшуюся брешь в капитале и ликвидности многие банки латали за счет коротких межбанковских кредитов. У свердловских банков качество кредитных портфелей было не столь плачевно: предприятия черной и цветной металлургии, составляющие основу экономики региона, работали на экспорт и меньше других пострадали от спада производства в начале 90х. В то же время доля сельского хозяйства в структуре экономики здесь всегда была достаточно низка. А именно невозврат кредитов со стороны этого сектора спровоцировал сложности в банках на других территориях в середине 90х.

Второй крупной встряской для российской банковской системы стал кризис 1998 года. Тогда изза слишком рискованной политики на рынке государственных ценных бумаг крах потерпели в основном крупные московские банки, в том числе и имеющие широкую филиальную сеть. Свердловские банки, активы которых были размещены преимущественно в кредиты реальному сектору, опять вышли без существенных потерь. Мало того, после кризиса многие крупные промышленные компании региона оказали существенную поддержку региональным банкам через участие в их акционерном капитале.

Роль истории

Другой фактор, который накладывает отпечаток на показатели банковского сектора, — характер конкурентной борьбы между местными и московскими структурами. Он во многом зависит от исторических особенностей становления коммерческих банков в разных регионах.

Пик открытия региональных банков в России пришелся на 1990 год. Тогда начался массовый этап преобразования подразделений специализированных банков упраздненного Госбанка (Промстройбанка, Агропромбанка и Жилсоцбанка) в коммерческие учреждения путем приватизации. Таким образом, в России в короткие сроки (за вторую половину 1990 года) было выдано около 700 банковских лицензий, из них свыше 550 в регионах. В Свердловской области именно таким образом появилось минимум 12 банков. Только из одной системы Промстройбанка РСФСР вышли Уралпромстройбанк (ныне филиал Промстройбанка), Уралтрансбанк, Первоуральскбанк, Асбестбанк (ныне «Драгоценности Урала»), Нейвабанк, Банк УралКИБ (ныне филиал Свердловского Губернского банка). На этой же базе появлялись и филиалы московских кредитных учреждений в регионах, например обанкротившегося в 1998 году Мосбизнесбанка. Все они при приватизации автоматически получали имущество, персонал и самое главное — клиентуру.


В Челябинской области из государственной системы выросло фактически всего три банка: Челиндбанк, Челябинвестбанк, Челябкомзембанк. Но они вобрали в себя гораздо большее число отделений, поэтому изначально были крупнее. В соседней Перми мощный самостоятельный Западуралбанк был создан лишь на базе одного отделения Промстройбанка, а отделения Жилсоцбанка и Агропромбанка в этом регионе отошли московским структурам — Мосбизнесбанку и Агропромбанку России.

Как правило, инициаторами акционирования госбанков выступали управляющие отделений, они заручались поддержкой руководителей крупных предприятий региона, а также партийной, комсомольской и профсоюзной номенклатуры, которая в конце 80х — начале 90х годов активно бросилась в коммерцию. И именно их воля, связи, деньги способствовали тому, что в одних регионах госбанки были разделены на несколько отдельных учреждений, в других — сконцентрированы в одних руках, а в третьих — достались московским структурам.

В точку

Таким образом, в Свердловской области изначально сложились предпосылки для создания конкурентной среды: с одной стороны, здесь работало множество местных банков, с другой — в 1995 — 1998 годах наблюдалась активная экспансия кредитных организаций других регионов, прежде всего, конечно, Москвы. Они шли на Урал за крупными промышленными предприятиями, которые могли не только брать серьезные кредиты, но и держать на счетах свободные деньги, причем в немалом количестве (а депозиты юридических лиц в то время были важной составляющей пассивов). Региональным банкам не хватило ресурсов, чтобы обеспечить растущие потребности промышленности региона в кредитах и составить конкуренцию в этом сегменте московским коллегам. Кроме того, в конце 90х годов в промышленности начался процесс консолидации, создания холдингов, и новые собственники выстраивали свою финансовую политику, переводя счета в крупные структуры федерального значения. В 2000 году на долю местных банков приходилось 73% общего кредитного портфеля области, в 2001м — 56%, в 2002м — 55%, а в 2003м — уже 43%.

Растущая конкуренция за крупный бизнес вынудила свердловских банкиров переориентироваться на малый и средний сегменты. Раньше коллег из других регионов они начали внедрять технологии, позволяющие снизить затраты на обслуживание малых предприятий, работать над созданием специальных продуктов. Конечно, сыграл роль и тот факт, что региональные банки оказались ближе к этому клиенту: у них более короткая цепочка принятия решений и гибкий подход.

Надо отдать должное: самостоятельные банки своевременно сделали ставку на кредитование населения. Предвидя рост этого вида услуг, они еще в начале 2002 года начали вовлекать население в финансовый оборот, заманивать его в свои офисы, формировать будущий спрос на кредиты. Для этого создавались продукты, необходимые человеку, пусть и на грани окупаемости: проведение расчетов за коммунальные услуги, связь и так далее. Банки вкладывали деньги в развитие необходимой инфраструктуры: покупали офисы, устанавливали банкоматы. В итоге кредитные учреждения области оказались готовы к обслуживанию большого числа операций по кредитованию населения и тем самым смогли заменить выпавшие доходы от обслуживания крупного бизнеса, составив в этом сегменте конкуренцию москвичам.

Дополнительные материалы

Банковская система Свердловской области

Материалы по теме

По возможности и способности

ЕБРР приобрел 25% плюс 1 акцию СКБбанка

СКБ-банк покинул САИЖК

Минус пятый

Человеческий рост