Последний звонок
|
В середине октября Евросеть опубликовала данные по рынку мобильных устройств УрФО за три квартала 2013 года. Продажи сотовых телефонов в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2012-го упали на 2% (до 3,28 млн штук), зато по деньгам сегмент прирос на 17% (до 18,7 млрд рублей).
— Потребитель стал активно переходить на смартфоны, отдавать предпочтение более дорогим и функциональным моделям, средняя цена за один проданный телефон возросла с 4,8 до 5,7 тыс. рублей, — фиксирует управляющий директор филиала «Уральский» компании «Евросеть» Наталья Еремаева. — Рынок смартфонов демонстрирует стабильный прирост: 52% в натуральном и 45% в денежном выражении. В то же время стоимость одного проданного «умного» гаджета за год снизилась на 5%, с 10,8 до 10,3 тыс. рублей.
Планшеты демонстрируют впечатляющую динамику абсолютных продаж — плюс 232% (432 тыс. штук). Прирост в деньгах не столь высок — 130%. За год средняя цена проданной «таблетки» обвалилась с 17 до 11,8 тыс. рублей.
В Евросети снижение стоимости смартфонов и планшетных компьютеров объясняют выходом на рынок множества бюджетных устройств на базе Android (в том числе и под брендом операторов связи). На наш взгляд, очевидно и встречное движение: все большее число абонентов с относительно невысокой покупательной способностью осознают прелесть мобильного интернета и связанных с ним сервисов. Это подтверждает директор МТС-Урал Сергей Кузьмин:
— За год (третий квартал 2013 года к третьему кварталу 2012-го) средняя стоимость проданных в уральской рознице МТС гаджетов снизилась практически на 40%. Это связано с тем, что большинство посетителей наших салонов отдает предпочтение мобильным устройствам ценой до 10 тыс. рублей: на долю этого сегмента в третьем квартале 2013-го пришлось более 86% проданных смартфонов и около 62% планшетов.
Крайне любопытным нам кажется и еще один показатель сотового ритейла — продажи смартфонов с поддержкой LTE (Long Term Evolution, стандарт беспроводной связи четвертого поколения, потолок скорости скачивания данных — 173 Мбит в секунду). К сожалению, точными данными по субъектам Урала и Западной Сибири мы не располагаем. Однако нам думается, что на макрорегион вполне можно экстраполировать российские показатели. А они сумасшедшие: за три квартала 2013-го продано 1,2 млн LTE-смартфонов, что в 178 раз больше, чем за аналогичный период 2012-го, посчитали в «Связном». При этом 520 тыс. гаджетов куплено только в июле — сентябре (аналогичный показатель 2012-го — 5,5 тысячи).
Четвертое грядет
Увеличение парка смартфонов, планшетов приводит к одному очевидному последствию — увеличению популярности мобильного интернета.— Прирост data-трафика в сети Билайн за девять месяцев 2013 года по отношению даже к 12 месяцам 2012-го составил 56%, а количество активных пользователей мобильного интернета увеличилось почти на 11%, — комментирует директор по маркетингу компании «Вымпелком» в Уральском регионе Дмитрий Чебыкин.
Объем переданной в сети МТС-Урал информации по итогам третьего квартала 2013 года вырос более чем в два раза по отношению к аналогичному периоду 2012-го.
Операторы ощутимо перестраивают маркетинг в сторону data: предлагают бесплатные разговоры внутри сети, удешевляют SMS. Одна из наиболее масштабных инициатив — запуск Wi-Fi через 3G-роутеры в общественном транспорте. Сотовики не скрывали — проект исключительно имиджевый.
— Реализуя проект «WiFi-трамвай», мы прежде всего ставили цель привить культуру пользования мобильным интернетом, — замечает Дмитрий Чебыкин. — По нашим исследованиям, до трети абонентов, начавших пользоваться этой услугой, впервые вышли в глобальную сеть со смартфона, используя бесплатный публичный Wi-Fi. Именно поэтому не так давно мы организовали более 120 хотспотов по всему Уральскому региону.
Активное использование социальных сетей, появление сервисов, позволяющих передавать сообщения и совершать звонки через интернет, ввергает в стагнацию традиционные услуги — sms и голосовые. Они больше не являются генераторами прибыли. По данным J’son & Partners Consulting, совокупные доходы операторов «большой тройки» (МТС, Мегафон, Вымпелком) от текстовых сообщений в 2012-м по отношению к 2011-му приросли всего на 1,5%. Показатель первого полугодия 2013-го к первому полугодию 2012-го чуть выше — 2,6%. Вероятнее всего, это связано с популяризацией sms-банкинга. Однако вряд ли текстовые сообщения вновь станут драйвером роста.
Доходы «большой тройки» от голосовых услуг (без учета роуминга и интерконнекта) с 2010-го практически не менялись.
В первом полугодии 2013-го по отношению к аналогичному периоду 2012-го они упали примерно на 1%. В этих показателях нет ничего необычного: в США и Евросоюзе доходы операторов от голоса в 2012 году по отношению к 2011-му снизились на 3 — 4%, выручка от sms остается примерно на одном уровне.
На Урале традиционно «не в тренде» только один оператор — «Мотив». Как сообщила пресс-секретарь компании Алена Ярушина, за девять месяцев 2013 года абоненты проговорили практически 11 млрд минут, что на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Sms-активность увеличилась на 25%. Хотя data-трафик в сетях «Мотива» все равно прирастает опережающими темпами — 117%.
В таких условиях принципиальным для операторов становится развитие LTE. Первым на Урале в коммерческую эксплуатацию эту сеть запустил Мегафон (она работает в Екатеринбурге и полностью построена в Перми). В ближайших планах — Новый Уренгой и Ноябрьск (ЯНАО), далее — Сургут и Челябинск. Пока ни о каких конкретных результатах, кроме повышения интереса абонентов к связи четвертого поколения, в компании не говорят.
МТС, по словам Сергея Кузьмина, сети четвертого поколения в первую очередь развернет в регионах, где есть наиболее высокий спрос на услуги передачи данных. До конца 2013-го LTE появится в Свердловской, Тюменской областях и Югре.
Надежды «Ростелеком-Урала» связаны прежде всего с югорскими городами: до конца года LTE заработает в Сургуте, Нижневартовске, Нефтеюганске, Ханты-Мансийске, Когалыме и Нягани.
Последним из федералов сети 4G на Урале запустит Билайн: в 2014 году запланировано охватить Екатеринбург, Пермь и Тюмень.
В то же время «большая четверка» в голос заявляет, что не бросит инвестировать в сети третьего поколения. Тем более, как замечают в МТС и Билайне, благодаря модернизации сети и внедрению технологий DC-HSDPA и HSPA+ абонентам доступны скорости до 42 Мбит в секунду. Конечно, это лукавство: в 3G достичь подобного результата можно только в теории.
Принципиально важным для развития сетей четвертого поколения в России является решение вопроса о признании технологически нейтральными двух диапазонов — 900 и 1800 МГц (сейчас их нельзя использовать под LTE). Это позволит, во-первых, более эффективно и быстро развертывать 4G, а во-вторых, региональным операторам предоставлять услуги стандарта LTE (сейчас они вынуждены выжимать максимум из сетей 2G, потому что все конкурсы на 3G и 4G выиграли МТС, Билайн, Ростелеком и Мегафон). «Мотив» и «Tele2 Россия» (работает в 45 субъектах РФ, на Урале — в Челябинской области и Удмуртии) уже выразили готовность строить сети четвертого поколения.
Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) при Минкомсвязи РФ не против предоставления двум диапазонам технейтральности. Однако ведомство взамен стремится наложить на операторов серьезное обременение. Сначала чиновники хотели обязать компании, желающие строить LTE на частотах 1800 МГц, за пять лет обеспечить связью все населенные пункты с числом жителей больше 500. Но возмутились и Tele2, и ФАС с Роскомнадзором (определение лицензионных обязательств — его прерогатива).
На последнем заседании ГКРЧ, прошедшем 24 октября, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров предложил смягчить требования и обязать получателей частот ниже 1 ГГц покрыть за пять лет все населенные пункты от тысячи жителей, 1 ГГц — от 2 тыс. жителей, а выше 2 ГГц — от 10 тысяч (не имеет значения, получают они лицензию вновь или продлевают ее).
Операторы работу Минкомсвязи по обеспечению технейтральности диапазонов 900 и 1800 МГц оценивают исключительно позитивно, но обращают внимание на несколько нюансов.
— Наша компания равнозначно положительно относится к реализации технологической нейтральности с обременением или без, — заявил директор по развитию бизнеса на массовом рынке Уральского филиала ОАО «Мегафон» Сергей Алфёров. — Однако заметим, что обеспечение связью четвертого поколения малых населенных пунктов (в которых проживает более 500 человек) приведет к достаточно большим капитальным и операционным затратам. Поэтому мы считаем, что принцип нейтральности должен внедряться отдельно по субъектам, а также выступаем за предоставление операторам возможности выполнения требований обременения на основе любых лицензий и с использованием любых стандартов связи (это позволит покрыть малые населенные пункты не исключительно LTE, а сетями 2G или 3G. — Ред.).
Покупки из кармана
Еще одной точкой роста и приложения усилий сотовых компаний является мобильная коммерция. Сразу поясним, что к этому термину мы относим мобильный (в том числе sms-) банкинг, а также сервисы, позволяющие оплачивать товары и услуги посредством телефона или интернет-портала с помощью средств на лицевом счете или банковской карты.По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2012 году оборот рынка мобильных платежей составил 24,2 млрд рублей (плюс 42,1% к 2011-му). В 2013-м показатель может вырасти до 34,4 млрд рублей. Наибольшие доходы принесут операторские платежи (38%) и мобильный банкинг (32%). Прогноз на 2018 год — 122 млрд рублей.
Заметим, что Россия — одна из немногих стран, где существует рынок мобильных операторских платежей. На рынках США и Европы сотовые компании не предоставляют подобных услуг, поскольку там доминирует постоплатный метод расчета.
— Отрасль мобильной коммерции стремительно развивается. И этому есть несколько причин, — рассуждает Сергей Алфёров. — Первая — рост популярности интернета и вовлеченности широкой аудитории в социальные сети, а вместе с тем — в виртуальную жизнь, общение и, конечно, покупки онлайн. Вторая причина — рост числа и доли смартфонов в абонентской базе, а вместе с тем повышение грамотности населения в части электронных платежей, интернет-банкинга и мобильной коммерции в целом. Далеко не последнюю роль в этом процессе играют операторы: высокие скорости передачи данных, надежные сети и современные сервисы оплаты дополняют и усиливают существующие тенденции. Мы видим, что обороты мобильной коммерции и количество транзакций ежегодно удваиваются. Число транзакций к тому же увеличивается значительно быстрее, чем количество пользователей мобильных платежей. Это значит, что новые механизмы оплаты позитивно восприняты абонентами и стали частью их ежедневной жизни. Перспективы мобильной коммерции обнадеживают. Мы уверены, что в ближайшие два-три года популярность подобных услуг будет расти еще большими темпами. Это связано с увеличением доли смартфонов, предоставлением более высоких скоростей передачи данных, развитием технологий платежных систем, общей тенденцией интернетизации общества.
В прошлом году главной темой в области мобильной коммерции была технология NFC (Near Field Communication, беспроводная связь малого радиуса действия), позволяющая совершать бесконтактные платежи. В Екатеринбурге, например, с помощью мобильника можно оплатить проезд, в Перми — заправить машину. Планы операторов были масштабны — быстро подписать договоры с множеством предприятий услуг, привязать к номерам телефонов банковские карты и т.д. Пока инициативы реализуются не слишком резво. Причины — несформированная привычка оплачивать покупки мобильным телефоном, недостаточное количество на российском рынке устройств с NFC и невысокий спрос на уже имеющиеся, а также — низкая заинтересованность со стороны торгово-сервисных предприятий.
Рослайнмегамтс
Очевидно, что доля передачи данных в доходах операторов с каждым годом будет расти. В долгосрочной перспективе доступ в интернет и связанные с ним сервисы станут приносить сотовикам львиную долю выручки.Если говорить о ближайшей и менее глобальной перспективе, главное, к чему готовятся сотовики, — возможность перехода абонентов к другому оператору без изменения номера (MNP). Весной мы писали, что это вряд ли существенно изменит расклад на рынке: подавляющее большинство клиентов довольны качеством связи (подробнее см. «Законом жечь сердца», «Э-У» № 11 от 18.03.2013). Но тогда мы недостаточно внимания уделили техническим моментам и обсуждению вопроса, а возможно ли отменить «мобильное рабство» к установленному законом сроку — 1 декабря.
Похоже, ответ отрицательный. На стороне операторов все необходимые работы проведены. 3 октября, например, прошел тестовый перенос номера между Вымпелкомом и МТС. Звонки и sms проходили, передача данных осуществлялась. В роли оператора базы данных перенесенных номеров (БДПН) сотовики привлекли Центральный НИИ связи. Это позволило проверить ИТ-составляющую MNP.
Слово за государством. Оператор БДПН до сих пор официально не определен, соответственно окончательно отработать бизнес-процесс MNP (от заполнения заявления до непосредственно переноса в другую сеть) невозможно. Описание процедур взаимодействия всех заинтересованных сторон отсутствует.
— Подготовка к полноценному запуску MNP требует решения ряда вопросов, связанных с невозможностью тарификации перенесенного номера в реальном времени, интеграции биллинговых и CRM-систем операторов, — замечают в МТС-Урал. — Пока в процесс оказания услуги по переносу номера не будут включены операторы сотовой связи, оператор БДПН, платежные системы, нельзя говорить даже о частичной реализация сервиса. Запуск неполноценного MNP приведет к сбоям в маршрутизации вызовов и невозможности пополнения счета.
Выборочная готовность участников процесса дискредитирует саму услугу, уверены в «Мотиве». Итоговое суждение операторов однозначно: до 1 декабря внедрить качественную услугу MNP невозможно.