Технология мирового масштаба

Технология мирового масштаба Яков КалугинЕкатеринбургская компания ЗАО «Калугин» входит в число мировых лидеров по разработке технологии нагрева доменного дутья, создании высокотемпературных воздухонагревателей для доменных печей. Такой прорыв был обеспечен за счет применения уникальной авторской технологии, созданной доктором технических наук, генеральным директором и владельцем компании Яковом Калугиным.

На сегодняшний день технические параметры воздухонагревателей Калугина (ВНК) могут обеспечить нагрев доменного дутья до 1400° С. В России и других странах мира уже эксплуатируется более 150 таких воздухонагревателей. Но Яков Калугин называет это лишь удачным началом большого пути

- Яков Прокопьевич, за последние пять лет в России было установлено только восемь ваших воздухонагревателей, за границей - 60. Чем объясняется такая разница?

- Да, контрактов за рубежом у нас в разы больше. Это нормально, это объясняется тем, что в России в год выплавляется порядка 48 млн тонн чугуна, а в мире - около миллиарда тонн. И если посчитать то количество чугуна, которое производится с участием наших воздухонагревателей, то получится следующая картина. В России это порядка 15 млн тонн - примерно 30% производства. В мире примерно в 4,5 раза больше, чем в России - 65 миллионов (около 6% производства). Более того, сейчас проектируются или находятся в стадии строительства еще 50 наших воздухонагревателей в разных странах. Ввод в строй этих объектов позволит довести этот показатель в мировом производстве чугуна до 9 - 10%.

- А на каких заводах были реализованы ваши первые проекты?

- Первые воздухонагреватели по нашим проектам, конечно же, были построены в России: на НТМК, ММК, «Северстали», НЛМК и других предприятиях. Потом появилась возможность расширить присутствие и выйти за пределы страны. Сейчас можно сказать, что по темпам внедрения наших проектов мы опережаем конкурентов с мировыми именами. Мы развиваемся за счет реализации уникальной технологии, они - за счет наличия огромных финансовых ресурсов и хорошо налаженных бизнес-процессов. У европейских компаний есть возможность продвигать свою продукцию сразу на уровне высшего руководства заводов. Мы же начинаем работать, что называется, снизу, с продвижения проектов от уровня технических специалистов, которые после детального обсуждения всех аспектов нашей технологии продвигают проект на более высокий уровень, решают вопросы со своим руководством. Надеюсь, что с ростом нашего авторитета в мире ситуация поменяется.

- Вы предлагаете полную цепочку услуг: от проектирования до установки и надзора?

- А иначе и нельзя. Мы сами ведем расчеты для каждого заказчика, готовим проект, поставляем материалы для строительства или модернизации объекта, осуществляем авторский надзор. Строим под ключ часть элементов воздухонагревателя, запускаем в эксплуатацию и выводим на гарантийные параметры. Поясню, почему под ключ нами строится только часть элементов. У нас пока нет своей строительной организации, а выполнить весь комплекс работ без такой лицензированной компании нереально. Воздухонагреватель - это огромная конструкция, она весит до 6 тыс. тонн, и стоимость строительства блока из 3 - 4 воздухонагревателей нередка достигает 100 млн долларов.

- Правильно понимаю, что аналогов ваших нагревателей в мире нет?

- Правильно. Есть пока только копии. Их производством грешат в основном китайцы. При работе с ними можно прописать в контрактах, что передаваемые технические решения можно использовать только в одном проекте. Но на деле потом выясняется, что после окончания строительства объекта наш партнер (некий проектный институт) предлагает наш воздухонагреватель другим заказчикам, но, как вы сами понимаете, уже без нашего участия. Хочу обратить внимание на то, что такие сложные системы, как воздухонагреватель, скопировать можно, но работать, как нужно, он не будет. Недавно меня приглашали на один металлургический завод в Китае, где высказали претензию, что они, мол, установили наш нагреватель, а он работает плохо. Мы посмотрели документацию, и выяснилось, что в этом проекте мы не участвовали, что это копия. Такой воздухонагреватель вышел из строя через два года эксплуатации, мы же гарантируем, что наш проект проработает 30 лет. Многие проектные институты Китая, с которыми мы раньше сотрудничали, занялись созданием наших копий. Несмотря на такую ситуацию, есть в этом и свои положительные моменты. Первый - копирование еще раз доказывает наличие существенного интереса к нашей разработке. Ведь раньше китайцы копировали системы наших конкурентов, теперь нашу. Второй - крупные компании все равно обращаются к нам. По нашим проектам построены блоки воздухонагревателей двух крупнейших доменных печей в Китае объемом 5500 м?, которые работают на самой высокой температуре дутья в мире - 1300 градусов. Вот это оказывает решающее влияние на оценку нашей работы. Я недавно встречался с председателем правления крупного металлургического холдинга в Китае. Он предлагал сотрудничество, так как убежден, что местным проектным институтам не под силу реализовать проекты, аналогичные нашим.

- А что дает увеличение температуры дутья для экономики предприятия?

- Обычный нагреватель работает на температуре 1100 - 1200 градусов. А вот после года эксплуатации доменной печи с температурой дутья 1300 градусов в Китае я разговаривал с начальником этого доменного производства. Так он отметил, что получил экономию кокса и пылеугольного топлива порядка 10 - 12%. Для доменной печи это очень много. Сегодня мы обсуждаем с этой компанией проект строительства воздухонагревателя на температуру дутья в 1400 градусов. Есть идея реализовать проект и в 1500 градусов - но это уже следующее поколение воздухонагревателей.

- Как вашей компании удается выйти на рынок таких высокотехнологичных стран, как Япония?

- Шесть лет назад в Японии проходил международный конгресс доменщиков, на котором я выступал. После этого нашими проектами заинтересовались несколько японских компаний, в частности Nippon Steel и JFE. У JFE планировалась замена воздухонагревателей с внешней камерой горения, поэтому интерес с их стороны к нам был большой. Мы приехали к ним на завод в Фукуяме и три дня вели презентацию. Японцы очень подробно все расспрашивали, а мы удивлялись уровню подготовки заводского персонала. Они же, выяснив, что нагреватель вписывается в их габариты, что ремонт можно сделать просто и весьма выгодно для них, технические характеристики им понятны, начали с нами работать.

Случай получился уникальный. Со слов работников российского торгпредставительства в Японии, с 60-х годов СССР и
Россия не продавали Японии ничего из новой техники. И вот в 2007 году ЗАО «Калугин» нарушило эту «традицию».

- Велика ли вероятность появления у какой-то из конкурирующих компаний нагревателя, объективно опережающего характеристики вашего?

- Остановить научно-технический прогресс невозможно. Никто не знает, когда и у кого появится новая идея. Понятно, что все производители воздухонагревателей изучают технологии конкурентов, смотрят на слабые и сильные стороны системы. Но я пока уверен в созданных нами ноу-хау. Плюс ЗАО «Калугин» тоже не стоит на месте, мы также продолжаем работу по усовершенствованию конструкции. Пока ситуация такова, что руководители металлургических заводов, делая сравнительный анализ разных проектов, делают выбор в пользу наших воздухонагревателей, так как они разработаны на более высоком технологическом уровне. Конкретный пример - сквозь весь воздухонагреватель прокладываются огнеупорные блоки с полыми каналами. В советское время диаметр этих каналов был 40 мм, потом мы уменьшили диаметр до 30 мм, сейчас - уже до 20 мм. А мы разработали конструкцию с применением 10-миллиметровых каналов, но их пока невозможно выпустить при существующих технологиях огнеупорного производства. На воздухонагревателях крупнейшей доменной печи России объемом 5500 м? на «Северстали» применение 20-миллиметровых насадок дало серьезную экономию огнеупорных материалов.

Как я уже говорил, каждый завод, на котором единожды был построен наш воздухонагреватель, затем использует только их. А в России вообще все новые печи строятся с нашими воздухонагревателями. Это, конечно, вызывает раздражение у наших конкурентов. Так вот они, когда мы встречаемся на открытых площадках, таких как конгрессы доменщиков, пытаются критиковать нас, но не всегда корректно, предлагая взамен свои проекты. Я понимаю, что мы, небольшое предприятие из Екатеринбурга, для них как палка в муравейнике. Их критику мы воспринимаем серьезно, хотя бывает, что технически она не обоснована.

В октябре этого года мне довелось побывать на конгрессе доменщиков в Бразилии, мероприятие было очень высокого уровня. На одной секции конкуренты критиковали мою конструкцию, а уже на другой подробно рассказывали, как ремонтировать свою громоздкую систему, для обслуживания которой требуются краны большой мощности. При этом в наших воздухонагревателях подобных проблем нет. И реакция научного сообщества была соответствующая. Там на конференции я еще раз убедился, что наши проекты по качеству, техническим и экологическим параметрам, конечной стоимости намного опережают проекты наших ближайших конкурентов.

- Сколько у вас сотрудников?

- Постоянный штат около 50 человек. Плюс мы работаем со многими инженерными, строительными компаниями, которые выполняют субподрядные работы. Привлекаем специалистов на осуществление авторского надзора. Сейчас наши специалисты работают в Сирии, Индии, Китае, Индонезии, недавно один сотрудник вернулся из Японии.

- В последние годы бизнес быстро растет. Но какой временной период вы бы назвали самым успешным?

- Чем больше мы строим объектов, тем комфортнее мы себя чувствуем на рынке. Судите сами, в мире несколько тысяч доменных печей, воздухонагревателей больше раза в три. Поскольку мы уже прорвались на основной рынок, нас знают, я за будущее фирмы не беспокоюсь. Понятно, что и объем работ будет только расти.

- Какие страны вы считаете ключевыми для себя сегодня, а какие - перспективными?

- Из текущих хороших рынков для реализации наших проектов нужно выделить Китай, здесь активно идет реконструкция доменных печей малого объема и идет несколько больших проектов. Затем это может быть Япония, три проекта мы там уже реализовали, могут появиться и другие. Дальше - мы начали работать с одним из крупнейших мировых производителей стали Posco в Южной Корее. В будущем, как мне кажется, у нас откроются хорошие перспективы в Индии, где также быстро развивается металлургия, и, несомненно, будем работать в Бразилии. До кризиса проявляли интерес предприятия из США, Канады. По большому счету, мы можем работать в любой стране, где есть доменное производство. Кроме, наверное, Европы, этот рынок пока прочно удерживают наши конкуренты.

- Ваша компания выросла из советской научной школы. Таких примеров много, но далеко-далеко не все успешны. Что отличает вас от многих ученых? Что позволило создать полноценный растущий бизнес?

- Идея бесшахтного нагревателя родилась в советские годы, патент был реализован в 1999-м. Наш проект выжил благодаря тому, что во время перестройки в металлургии пусть и медленно, но велось строительство наших воздухонагревателей. Первый наш воздухонагреватель был установлен на НТМК, затем были Саткинский чугуноплавильный завод и ММК. Когда организовали свою компанию, нам было уже что показать. В противном случае не знаю, получилось ли бы убедить доменщиков использовать нашу разработку. Практическая реализация проекта - это один из факторов выживаемости научного коллектива. В те годы на момент организации компании нас осталось трое. Вместо денег за работу мы иногда получали металл, затем я менял его в Башкирии на сыр, сыр сдавал на реализацию в Екатеринбурге на рынок, и только потом появлялись деньги. Можно сказать, что через металл и сыр я получил свое коммерческое образование.

- Сейчас вместо сыра у вас десятки международных контрактов. Какие планы на будущие годы?

- Я не строю конкретных планов в цифрах. С одной стороны, я знаю, что у нас будут контракты. С другой - трудно прогнозировать, когда они придут. Сейчас мне важно усилить организационные возможности фирмы, чтобы более слаженно работали все подразделения. Это необходимо, так как появляется больше работы, приходят новые сотрудники. С тем объемом, который у нас есть сегодня, пока справляемся. У нас есть понимание, какие объекты мы можем построить в России и мире, и готовимся к работе. Мне же как руководителю компании работа определила и смысл жизни, и постоянно придает новые силы. Представляете, я только за последние два месяца с рабочим визитом посетил Корею, Индонезию, Турцию, Японию, Китай и Бразилию. А недавно был на запуске в Китае новой крупной доменной печи. Чугун потек рекой, а наши воздухонагреватели работали как часы. В такие моменты жизни я получаю настоящее удовлетворение и ощущаю причастность к очень большому, нужному и крайне интересному делу.

 

Материалы по теме

Станок под прилавком

На арене цинка

«Сделать крупный бизнес из маленькой Eureka»

Гнутое дело

Магнитку депортировали