Общий — не значит одинаковый
Сергей Андрющенко Фото: Александр Смирнов |
Банк России готовится в начале 2007 года ввести изменения в положение № 254П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам…». Эта мера направлена на снижение рисков кредитования предприятий и населения.
Резервы формируются из собственных средств банка. Эксперты считают, что объем средств, направляемых на эти цели, может резко вырасти, а значит, капитал банков автоматически уменьшится. О сути предполагаемых новаций и их влиянии на банковский бизнес мы говорим с главным бухгалтером банка «Гран» (Екатеринбург) Сергеем Андрющенко.
— Сергей Александрович, почему Банк России решил внести коррективы именно сейчас?
— Я думаю, это связано с общей тенденцией — внедрением международных подходов в оценке банковских рисков, борьбой с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, «обелением» экономики, и конечно, проблемой растущего невозврата потребительских кредитов.
— Ценность положения 254П видят в том, что оно содержит нормы, приближенные к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
— В чем-то — да. Но в чем-то это откат. Например, при формировании резервов по ссудам, выданным юридическим лицам, Банк России дает больше возможности применять метод мотивированного суждения, а это один из основных подходов в практике МСФО. Банки получают больше свободы в отнесении заемщика к той или иной категории надежности, от чего, собственно, и зависит объем отчислений на создание резервов. Теперь мы сможем, например, «официально» учесть при определении категории качества ссуды положительную кредитную историю заемщика. Правда, при условии, что логика принятия подобных решений прописана во внутренних нормативных документах банка. Таким образом, нас стимулируют развивать систему внутреннего контроля, что можно только приветствовать.
А вот в правилах формирования резервов по так называемым однородным ссудам Банк России позволил себе немного отойти от международной практики. Сейчас небольшие кредиты (не более 0,5% от капитала), выданные в основном населению и малым предприятиям, объединяются в портфели по принципу однородности. Банк, исходя из собственного опыта и на свой страх и риск, устанавливает размер отчислений для создания резервов по каждому такому портфелю, прописывая все это во внутренних документах. ЦБ собирается не только разбить портфель однородных ссуд, предоставленных физическим лицам, на подпортфели, исходя из сроков просроченной задолженности, но и ввести по ним минимальную величину резервов от 3 до 75%: создавать резервы меньше банки просто не будут иметь права. По юридическим лицам банки обяжут выводить ссуды из данных портфелей сразу при возникновении индивидуальных признаков обесценения, то есть просрочки. Смысл очевиден: снизить риски и повысить устойчивость банковской системы в условиях явно недостаточного опыта наших банкиров в сфере розничного кредитования.
— Как это повлияет на финансовые показатели банков?
— Я не думаю, что именно это положение окажет значительное влияние на величину капитала. Серьезные банки уже давно без указаний сверху выводят проблемные кредиты из портфеля однородных ссуд и сразу создают по ним резервы чуть ли не в размере 100%.
Конечно, с принятием новых требований будет много дополнительной работы. В частности, придется настраивать программное обеспечение, чтобы в автоматическом режиме переводить ссуды между многочисленными портфелями и выводить их из портфелей. Но это не так страшно. Тем более что в совокупном кредитном портфеле большинства банков доля кредитов, выданных населению, еще не слишком велика.
Лично меня больше беспокоит другая новация. Есть такое понятие — «связанность заемщиков». Типичный пример — холдинговая структура, объединяющая массу учрежденных ею компаний. При оценке кредитных рисков холдинга мы учитываем и связываем риски потенциальной неплатежеспособности всех входящих в него компаний и даже руководителей предприятий, если они кредитуются в банке как физические лица. Это нормально: раз есть юридическая или экономическая связь, значит, риски общие. Но общие — не значит одинаковые.
А Банк России в проекте предлагает ввести единый критерий оценки качества ссудной задолженности для всех участников холдинга — по самому худшему заемщику. Так, изза маленького ООО, которое взяло один незначительный кредит и пару раз случайно задержало платежи, всем предприятиям этого холдинга автоматически присвоят более низкую категорию надежности, а банк будет вынужден на ссудную задолженность огромного холдинга создавать соответствующие резервы. Между тем разница по категориям качества заемщика существенная. Вторая категория означает, что резервы формируются в размере от 1% от объема ссуд, а при третьей — уже от 21%.
Если это положение будет введено, у многих банков резко упадет показатель капитала. Вот в чем опасность для всей банковской системы.
Дополнительные материалы:
Угроза для экспресса
Действия Банка России направлены на снижение рисков, связанных с экспресскредитованием, считает начальник управления анализа и оценки рисков банка «Северная казна» Константин Левушкин
Константин Левушкин |
— Не секрет, что сейчас многие банки с целью приукрашивания отчетности не создают резервы в объеме, адекватном уровню принимаемых на себя рисков. Изменения, предлагаемые ЦБ, в первую очередь направлены на предупреждение рисков, связанных с экспресс-кредитованием. Если они будут приняты, банкам придется формировать резервы в объеме, соответствующем объему реальной просроченной задолженности.
В зависимости от продолжительности просроченных платежей кредиты физлиц будут «складываться» не в один как сейчас, а в различные однородные портфели. ЦБ вводит значения минимального размера резерва для каждого из них. Причем даже по портфелю кредитов без просрочки должен создаваться минимальный резерв 3%.
Сейчас уровень резервирования по потребительским кредитам для банков, занимающихся экспресс-кредитованием, составляет в среднем от 4 до 8% относительно общего размера портфеля. При этом реальная просроченная задолженность по портфелям таких кредитов — минимум 25 — 30%. Соответственно, таким банкам придется увеличить размер резервов примерно в 3 — 4 раза. А это существенно отразится на показателях текущей прибыли и капитала. Кому-то может вообще не хватить собственных средств, что приведет к нарушению нормативов и, возможно, к отзыву лицензий.
Подготовила Ирина Перечнева