Добуриться до денег
Расходы нефтегазовых компаний на разведку и добычу углеводородов продолжают расти. Это обеспечивает большой спрос на профильную машиностроительную продукцию.Производители нефтегазового оборудования в 2012 году на территории Большого Урала заметно улучшили финансовые показатели. Объем выручки УРБО (бывшее «Уралмаш — Буровое оборудование»; Екатеринбург) вырос на 73,4%, «ГМС Нефтемаш» (Тюмень) — на 27,6%, «Новомет-Пермь» — на 20,1%, НПП «Буринтех» (Уфа) — на 16,3%.
Выделим несколько факторов, позволивших предприятиям нефтегазового машиностроения показать позитивные результаты. Самый значимый — вынужденный рост капитальных расходов нефтяных и газовых компаний. К примеру, затраты Новатэка в 2012 году увеличились на 47%, ЛУКойла — на 41%, «Газпром нефти» — на 33%, Роснефти — на 19%.
— Цифры показывают, что предприятия сталкиваются с естественным истощением запасов полезных ископаемых (многие крупнейшие месторождения в Западной Сибири выработаны на 65 — 75%. — Ред.), поэтому для поддержания текущего уровня добычи затрачивают больше денежных средств как на существующие месторождения, так и на новые залежи, — комментирует ситуацию начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Андрей Верхоланцев.
Добавим, что в прошлом году началась разработка нескольких крупных месторождений: Юрубчено-Тохомского (Красноярский край), им. Требса и Титова (Ненецкий автономный округ), Субботина (Краснодарский край). Также Роснедра распределили лицензии на добычу углеводородов на Лодочном (Красноярский край), Имилорском и им. Шпильмана (оба ХМАО).
Следующий фактор влияния — действие многочисленных программ повышения эффективности деятельности нефтегазовых компаний, принятых после кризиса 2008 — 2009 годов с целью улучшения производственных и экономических показателей. К примеру, компания «Газпром нефть» разработала программу инновационного развития на 2011 — 2020 годы (объем финансирования — 229 млрд рублей), где поставила задачу снизить удельную стоимость разведки и добычи полезных ископаемых в сложных геологических и климатических условиях. А ее собственник концерн «Газпром» затратил в 2012 году на реализацию инвестпрограммы 975 млрд рублей, в том числе значительные средства выделены на реконструкцию основных фондов по добыче и транспортировке газа, проведение проектно-изыскательских и геологоразведочных работ, эксплуатационное бурение на месторождениях.
Также спрос на продукцию поддерживают стабильно высокие цены на нефть (в прошлом году колебались в пределах 95 — 125 долларов за баррель) и износ текущего парка советского еще бурового оборудования (более 70%).
Увеличение спроса со стороны нефтегазовых компаний привело к росту цен на оборудование. «Если в январе 2012 года средняя стоимость одной российской бурильной машины составляла 6,96 млн рублей, то к декабрю она увеличилась до 11,4 млн рублей. Стоимость тонны бурильных труб выросла со 102,2 до 108,6 млн рублей», — рассказал ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, высокий спрос в ближайшие годы сохранится. С одной стороны, благодаря планам реализации крупных проектов по добыче нефти и газа (в первую очередь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке), которые потребуют огромный объем машиностроительного оборудования (доля российской техники на внутреннем рынке — около 75%). С другой — по причине большого экспортного потенциала: наша продукция востребована не только в странах СНГ, но и дальнего зарубежья.
Ключевым риском является налоговая политика в нефтегазовой сфере, которая может ужесточиться в связи с прогнозируемым дефицитом бюджета, считает Андрей Верхоланцев. При таком сценарии объем капитальных вложений нефтяных и газовых компаний снизится, соответственно, упадет спрос на машиностроительную продукцию.
— Куда более вероятны не политические, а экономические и технологические риски, — не согласен Дмитрий Баранов. — Первые связаны с возможным ухудшением рыночной конъюнктуры и последующим падением спроса. Вторые — с отставанием от уровня развития научно-технического прогресса. Сейчас регулярно появляются новые методы добычи углеводородов, создается новое оборудование. Поэтому если наши производители не смогут оперативно перестраиваться, то заказы получат иностранные компании. Однако на данный момент риск минимизирован: российские предприятия сохраняют достаточно высокий уровень конкурентоспособности и по ценам, и по качеству для того, чтобы обеспечивать спрос на нефтегазовое оборудование за счет внутреннего производства.
Партнеры проекта