Добавить соли
Пермское предприятие ООО «Химзавод фторсолей» сегодня активно осваивает новые рынки и разрабатывает новые виды продукции, повышая уровень добавленной стоимости. Только такой подход к развитию бизнеса, считает директор компании Алексей Кочнев, может обеспечить конкурентоспособность и долгосрочные перспективы.
— Ваше предприятие является лидером в России по производству фторсолей реактивной квалификации («Ч» и «ЧДА»), коагулянтов, квасцов, фосфатов. В целом в каких отраслях промышленности находит применение продукция компании?
— Все основные отрасли российской экономики являются потребителями нашей продукции. Это — машиностроение (авиадвигатели), металлургия, нефтяная, стекольная, лесоперерабатывающая, химическая промышленность. Поэтому мы стараемся охватить эти сегменты рынка, предлагая каждому потребителю востребованный в его производственном цикле продукт. Сегодня нас особенно интересует нефтяная промышленность как основной драйвер роста российской экономики. Для предприятий этой отрасли мы производим кислотные составы, которые повышают нефтеотдачу пластов. Это направление для нас новое, мы занимаемся им один год. В условиях жесткой конкуренции (продукции со стороны действующих производителей, и со стороны НИИ, входящих в состав нефтяных компаний) мы смогли войти на этот рынок за счет высокого качества и более конкурентной цены. Сегодня нашими партнерами являются Татнефть и Газпром нефть, ведем переговоры с группой компаний Лукойл. В своей работе мы прежде всего ориентируемся на клиента, обеспечиваем не только разработку и производство продукции, но и доставку ее до скважины. Учитывая сложную логистику, некоторые скважины расположены в отдаленных районах, где нет железнодорожных подъездных путей, эта составляющая нашего бизнеса является существенной, и клиенты ценят преимущества такого подхода. Кроме того, мы сотрудничаем с несколькими НИИ Перми, Москвы и Санкт-Петербурга и находимся в постоянном контакте с нашими клиентами, обсуждая с ними продукт и принимая от них замечания и пожелания относительно его качества. Но по объемам продаж машиностроение, куда мы поставляем фтористые соли, по-прежнему остается для нас основной отраслью.
— Могут ли российская химическая промышленность, ваше предприятие успешно конкурировать с зарубежными производителями, выводить на рынок продукцию более высокого передела с более высокой добавленной стоимостью, и если может, то за счет чего?
— Меня как руководителя предприятия очень интересует направление по выпуску продукции с более высокой добавленной стоимостью. И в этом направлении мы многое сделали. Например, переходим от фторсолей реактивной квалификации марки «Ч» и «ЧДА» к солям самой высокой очистки «ОСЧ» (особо чистые). Ряд фторсолей марки «ОСЧ» сейчас находится на конечной стадии разработки, планируем в ближайшее время выпустить их на рынок. Также в этом году мы освоили производство антисептиков для обработки древесины, провели их сертификацию. Завершаем проект по запуску производства фтористоводородных кислот концентрацией 40% и 70%. Эти кислоты востребованы в стекольной, нефтяной, металлургической промышленности и в авиастроении. Также в скором будущем мы начнем производство фтористоводородной кислоты марки «ОСЧ» — это продукт высокого передела с высокой добавленной стоимостью. Его потребители — оборонщики и приборостроители. Сегодня мы единственное предприятие в России, которое осваивает и в ближайшее время выведет на рынок такой продукт, который не хуже аналогов ведущих мировых производителей, компаний BASF и Solvay. Что касается конкуренции, то по квалификации «ОСЧ» нашими главными конкурентами являются предприятия США и Европы, а по квалификации «чистые» — Китай. И если в первом случае мы выигрываем за счет более низкой цены, то в случае с Китаем нам приходится бороться с серыми схемами торговли. Некоторые российские дилеры закупают китайскую продукцию, но ставят на нее маркировку российского производителя либо просто приписывают продукту показатели качества ГОСТ, которыми он на самом деле не обладает. Такое стало возможно потому, что сегодня у многих клиентов отсутствуют лаборатории входного контроля и не проводится отбор проб для определения качества поступающих продуктов. Клиенты просто верят предоставленной документации, полагаясь на честность дилера. И тем не менее в последние полгода мы активно пытаемся выйти на зарубежные рынки. Сегодня уже заключили несколько контрактов с предприятиями стран СНГ и начинаем осваивать дальнее зарубежье.
— С какими проблемами приходится сталкиваться, развивая новые направления по выпуску более сложных видов продукции?
— На сегодня главная проблема для организации такого производства — недостаток средств. Мы бы могли, при условии достаточного финансирования, в разы увеличить производство продукции высокого передела, разработать новые виды. Химическое производство требует больших затрат, значительная часть которых идет на обновление оборудования. Нам в наследство достались морально устаревшие производственные площадки, обслуживание которых долгое время проводилось по принципу латания дыр. И это уже изношенное оборудование еще подвергается воздействию агрессивных сред и сильных химикатов. Банки, понимая эту специфику, а также то, что у нас, в отличие от нефтяников, нет сверхприбылей, неохотно выдают кредиты, а если и выдают, то в недостаточном объеме, которого хватает только для пополнения оборотных средств. В Китае, например, государство очень серьезно поддерживает химическую промышленность, давая ей возможность развиваться, у нас же эта отрасль экономики, к сожалению, не находится в числе государственных приоритетов.
— Какой в целом вы видите роль предприятий среднего бизнеса в химической отрасли?
— Сегодня она не высока, но есть серьезный ресурс для ее увеличения. Прежде всего за счет кооперации и партнерства с крупными компаниями. Есть целый ряд специфических и второстепенных задач в рамках их производственного цикла, которые мы, например, могли бы решать эффективнее. Кроме того, крупные корпорации, оборонные в том числе, должны повернуться лицом к отечественному производителю, а не искать продукцию за рубежом.
— И тем не менее, как вы оцениваете перспективы вашего предприятия на российском и международном рынках?
— Если целенаправленно добиваться результата, то он, несмотря на все сложности, все равно будет. Реально оценивая возможности предприятия, я могу с уверенностью сказать, что нам вполне по силам в ближайшие годы не только стать лидерами рынка в нашем сегменте в России и странах СНГ, но и выйти на европейский рынок.