Бессмысленно и беспощадно
Октябрь отмечен для рунета сразу четырьмя плохими новостями. Все началось с того, что Минкомсвязи начало готовить список торрент-трекеров, которые, как и порносайты, будут блокировать по IP (читай — полностью). Всего чиновников и правообладателей (благодаря «антипиратскому» закону ресурсы блокируются по их обращению) взволновали 160 сайтов, 20 из которых пользуются наибольшей популярностью.Затем федеральное правительство распространило информацию о том, что планирует запустить государственную поисковую систему «Спутник». Его разработку ожидаемо отдали Ростелекому, который якобы уже вложил в систему 20 млн долларов.
Следом ФСБ согласовал проект приказа Минкомсвязи, в соответствии с которым к 1 июля 2014 года все интернет-провайдеры обязаны установить на свои сети оборудование для записи и хранения трафика за последние 12 часов. Спецслужбы получат прямой доступ к этим данным.
Но осеннее обострение интереса к глобальной сети затронуло не только властные структуры. Сооснователь сервиса по бронированию отелей Ostrovok.ru Сергей Фаге опубликовал пост, в котором призвал россиян использовать отечественные интернет-продукты, если они более-менее сопоставимы по качеству и цене с западными аналогами.
Чтобы не смешивать в кучу мысли по поводу этих четырех инициатив, я разобью рассуждения на блоки.
1. Сразу оговорюсь: я не сторонник воровства интеллектуальной собственности. Скорее наоборот — последнее время заставляю себя платить за покупку фильмов, музыки и софта. Тем не менее блокировки торрентов мне кажется бессмысленным мероприятием.
Во-первых, заблокировать «пиратский» контент полностью практически невозможно — трекеры находят ее части в обход центрального сервера. Никаких сил чиновников и правообладателей не хватит, чтобы вычислить все раздачи. Полагаю, что пользователи торрентов осведомлены об анонимайзерах и прокси. А глава Минкомсвязи?
Во-вторых, российские законодатели, очевидно, забыли, что интернет — сеть глобальная. Сервер можно держать в Люксембурге или в США. И до него руки Российского авторского общества и госкарателей не дотянутся.
В-третьих, отечественные законодатели постоянно кивают на Запад. Мол, там все платят за контент. Вранье: посмотрите на результаты работы запрещенного во многих странах PirateBay. Плюс к тому, сравним среднюю зарплату американца и россиянина: 4300 долларов против 800 — 900. А одна песня, допустим, в iTunes Store стоит 99 центов (около 31,5 рубля) и 15 рублей соответственно. С пропорцией беда.
2. Российские власти еще в конце 2000-х планировали начать работу над своим поисковиком и операционной системой. К счастью, от второй идеи постепенно отказались (очевидно, в силу непомерных затрат). Но «Спутник», вероятно, запустить придется. По моим ощущениям, его судьба вряд ли будет сильно отличаться от «физических» сородичей, регулярно падающих в Тихий океан. 20 млн долларов — смешная сумма, особенно когда цель формулируется как «составить конкуренцию Яндексу и Google». Крупнейшие поисковики инвестируют в технологии ежегодно по 80 — 100 млн долларов и работают на рынке больше 15 лет. Конечно, власти могут насильно заставить пользоваться «Спутником» госорганы и бюджетные учреждения. Но, во-первых, это не особо платежеспособная группа населения (рекламодатели не будут рады), а во-вторых, их терпение не бесконечно. И если Яндекс и Google будут искать лучше (а они будут искать лучше), то ни на какой «Спутник» такие пользователи не перейдут.
3. Стремление получить доступ к информации со стороны спецслужб понятно. Я даже могу допустить, что они добиваются высокой цели — повысить безопасность жизни. Но из головы никак не выходит ощущение бесполезности всего мероприятия. Во-первых, СОРМ (система технических средств для обеспечения функций оперативно-рoзыскных мероприятий) на сетях операторов работала и до этого (таково условие лицензии). Правда, до последнего времени она представляла собой некий шлюз, позволяющий перехватывать данные. Тем не менее необходимость и эффективность установки нового оборудования остаются под вопросом.
Во-вторых, новое поколение СОРМ должно (как и предыдущие) устанавливаться за счет операторов. Когда бизнес платит за выполнение госзадачи — это выглядит странно. Затраты на хранилища, очевидно, будут существенно больше, чем на оборудование для слежки.
В-третьих, мне сложно представить, как спецслужбы будут разбираться в диком объеме трафика, анализировать его и дешифровать. Если очень грубо прикинуть, то все операторы России за 12 часов — это 50 — 60 петабайт (67 млн гигабайт) информации.
4. В инициативе Сергея Фаге, безусловно, имеется смысл. Каждый рубль, потраченный в рунете, дает прирост налоговых поступлений, плюс рабочие места, плюс приток инвестиций в Россию. Деньги же, ушедшие западным компаниям, потеряны для отечества безвозвратно.
Но есть подозрение, что создатель «Островка» своим манифестом преследует лишь одну цель — защитить (очевидно, проигрывая в конкурентной борьбе) свой бизнес от грозного Booking.com и других агрегаторов. Отечественная интернет-компания — понятие очень условное. Домен «Островка», к примеру, зарегистрирован в Кэмбридже, владелец Aviasales.ru (российский агрегатор предложений от авиакомпаний) компания GoTravel Un Limited — в Гонконге.
При всем уважении к Фаге, Ostrovok.ru пока сложно сравнить с Booking.com. А интернет-потребитель выбирает наиболее качественный, надежный сервис «без косяков». Ему не нужно дополнительных мотивов или призывов. Наверное, потому «Яндекс» контролирует в районе 60 — 65% российского поискового рынка.
Хотя отдадим должное находчивости создателя «Островка». По его словам, после выхода поста конверсия ресурса приросла на 30%. Краткосрочный эффект — detected.