Не возите меня в Гималаи
Олег Сиротин |
Новая асфальтированная дорога к клубу-отелю «Золотой пляж», входящему в Национальный парк спорта, туризма и активного отдыха (НП СТО), на грунтовку срывается неожиданно. «Никак руки не доходят до этого участка, все время появляется что-то более важное», — объясняет подпрыгивающий вместе с нами на ямах собственник клуба-отеля, основатель и президент Национального парка Олег Сиротин. Пара минут, и мы выезжаем на берег озера Тургояк. Слева остался отель «ФонГрад» с яркими детскими горками на площадке во дворе, а впереди — кованые ворота, за которыми стоят виллы «Золотого пляжа» и беседки, засыпанные желтой листвой. На волнах качаются лодки.
К 2001 году, когда Сиротин появился на берегу, примыкающем к Миассу, здесь царило запустение: здравница советского образца была разграблена и заброшена, дорога, ведущая через лес, заросла. Предприниматель выкупил бывший соцобъект, занялся обустройством пляжа. Примерно в это же время он получил в долгосрочную аренду расположенную неподалеку гору Известную. Так на берегу Тургояка появился клуб-отель «Золотой пляж», а чуть выше в горах — горнолыжный курорт «Солнечная долина».
— Олег Юрьевич, почему вы решили ввязаться в туристический бизнес и во сколько обошлась покупка активов?
— Я бесконечно влюблен в уральскую природу: когда был маленьким, отец брал меня с собой в походы, мы поднимались в горы, плавали на челябинских озерах. Поэтому туризм и туристический бизнес всегда привлекали меня особо. А когда в 2001 году появилась возможность купить разрушенное здание на берегу Тургояка, я это сделал не задумываясь. Правда, тогда это была скорее авантюра, чем четкий бизнес-план: я потратил большую часть своего капитала. Чтобы превратить совковое учреждение здравоохранения в «Золотой пляж», требовалось переделать все до мелочей. В проект вложено порядка 5 млн долларов, в «Солнечную долину» — около 8 млн долларов. Правда, сегодня объем инвестиций, необходимый для их развития, десятикратно превышает эти суммы. Если бы я в 2001 году знал, каких вложений они потребуют, мог бы и не решиться на их покупку.
— Так туризм для вас — хобби или бизнес?
— В первую очередь бизнес: он растет в цене, приносит прибыль. Другой вопрос, что вкладывается эта прибыль в него же.
...Мы сидим с хозяином в ресторанчике на берегу озера. Сиротин смотрит на горы напротив — под последним осенним солнцем лес на них кажется золотым. Честно говоря, в его предпринимательскую нерешительность верится с трудом. Нынешний «Золотой пляж» — это отели с номерами от эконом- до премиум-класса, центр традиционной китайской медицины, яхт- и дайвинг-клубы. А пару лет назад Сиротин стал инициатором объединения туробъектов, расположенных на берегу озера, и создания Национального парка спорта, туризма и активного отдыха. Сегодня парк — это кроме «Золотого пляжа» еще и курорт «Солнечная долина», санаторий «Жемчужина Урала», отель «ФонГрад» и социальный фонд «Республика Спорт» (Москва).
Парк несоветского периода
— Откуда появилась идея парка? Масштаб нездешний...
— Ее на одной из «Русских недель» (организованные поездки на отечественные и зарубежные горнолыжные курорты любителей и профессионалов. — Ред.) мне подбросил многократный чемпион СССР по горнолыжному спорту Таллий Монастырев. В Испании когда-то был госпиталь для травмированных, и бывший президент олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч предложил сделать его местом реабилитации спортсменов национальной команды. Постепенно проект перерос в национальный парк спорта, туризма и активного отдыха. Мы решили создать нечто подобное. Начали объединять отдельные комплексы в единую систему, услуги которой были бы ориентированы как на туристов, так и на подготовку спортсменов. За эти два года нас посетили десятка два космонавтов (в том числе Муса Манаров, Геннадий Стрекалов, Сергей Крикалев, Юрий Усачев), бывали известные спортсмены — от Ирины Родниной до Николая Валуева. Знаменитый путешественник Федор Конюхов впервые встал на горные лыжи именно у нас.
Смысл объединения в том, что мы сразу стали интереснее как для туроператоров — за счет единой информационной системы и большого номерного фонда (на три отеля приходится более 300 номеров), так и для туристов — за счет широкого спектра услуг. Например, в «ФонГраде» вы найдете spa-салон, тайский массаж и парк детских развлечений, в «Пляже» есть центр китайской медицины и ночной клуб на 200 человек, а в «Жемчужине Урала» — конференц-зал на 300 мест.
...В четверг с утра, когда мы приехали поговорить с Сиротиным, отель был занят процентов на 40. Клиенты — в основном пары, ни детей, ни шумных компаний. При этом курорт был готов к приему гостей на все 100: по этажам сновали бесшумные горничные, столики ресторана были сервированы по высшему разряду, шведский стол удивил русским размахом...
— Приезжают в основном уральцы?
— Расположение парка позволяет нам ориентироваться в первую очередь на региональный туризм: из Челябинска на машине до «Долины» полтора часа, из Екатеринбурга — около трех. Но приезжают из всех соседних областей. Летом соотношение туристов из Челябинской, Свердловской, Тюменской областей, Башкирии примерно одинаковое, зимой около 60% — челябинцы, 30% — екатеринбуржцы, остальные — из Тюмени, Уфы, с севера.
— Сейчас модно говорить о развитии въездного туризма…
— Развивать въездной туризм на Урале крайне сложно. Наша территория у многих ассоциируется с экологическими бедствиями в Карабаше, выбросами на «Маяке», негативную информацию постоянно поднимают и внутри страны, и за ее пределами. Развитие туриндустрии Урала будет обеспечивать именно внутренний туризм: нужно ориентироваться на местных жителей, тем более что их несколько миллионов.
Лыжи всех размеров
— На официальном сайте НП СТО сказано: одна из его основных задач — «увеличение доли жителей региона, регулярно занимающихся спортом, с сегодняшних 1 — 2% до 50% в течение ближайших 10 — 12 лет». Это уже какая-то социальная декларация…
— Почти. Долю активных туристов можно приумножить, увеличивая пропускную способность курортов и приобщая к спорту детей. С 2006 года мы совместно с администрацией Миасса проводим для школьников города «Третий урок физкультуры»: ежедневно собираем по нескольку автобусов, везем детей в «Долину». Специально для занятий горнолыжного детского клуба здесь построен корпус с классами, площадками, инвентарем. За прошлый год в рамках «Третьего урока» поставили на лыжи более 5 тысяч школьников, в этом году планируем еще около 10 тысяч. Занятия бесплатные: половину расходов, 2 — 3 млн рублей ежегодно, покрывает город, примерно столько же — мы.
А пропускная способность парка в ближайшие пять лет должна увеличиться за счет реализации масштабного проекта застройки курорта и прилегающих к нему территорий. До 2012 года на 200 га земли построим поселок на тысячу жителей, таун-хаусы, гостиницы, спортивные сооружения, магазины. Проект стал возможен благодаря участию в его разработке компании Dolomiti Superski и частно-государственному партнерству на стадии реализации.
Кто пойдет в связке
— А когда восстанавливали здравницу, с нуля создавали горнолыжный курорт, власти не помогали?
— Бизнес, даже туристический, начинают замечать только тогда, когда у него появляются реализованные проекты. Власти впервые обратили на нас внимание, когда открылся «Золотой пляж», а в «Солнечной долине» мы провели крупный всероссийский турнир по горным лыжам. Сейчас как местные, так и региональные чиновники активно поддерживают проекты НП СТО, помогают создавать на курорте инженерную инфраструктуру. Например, в этом году заканчиваем строительство энергоподстанции, канализационных, очистных сооружений, и работы проводятся в режиме софинансирования: 50% вкладывает бизнес, 50% — областные власти. Кроме того, из бюджета области частично покрываются проценты по кредитам в рамках программы поддержки малого бизнеса. Все это дает новые точки роста для бизнеса. А сотрудничество с компанией Dolomiti Superski позволяет нам строить конкурентоспособные объекты европейского уровня. Привлекли бы отечественных архитекторов, получили тот же «совок»: институты, которые проектируют металлургические цеха и доменные печи, не могут заниматься разработкой горнолыжных курортов.
— Дальше укрупняться будете?
— Слияний в ближайшее время, вероятнее всего, не будет. Планы НП СТО в основном направлены на качественное расширение объектов, увеличение числа предоставляемых парком услуг, разработку программ привлечения новых групп туристов.
Большинство туристических объектов Урала до сих пор похожи на советские, с ужасной инфраструктурой и слабой культурой обслуживания. Принципиально новые единицы турбизнеса легко пересчитать по пальцам. Высокую культуру обслуживания может обеспечить только бизнес, который развивается самостоятельно. А уральский рынок туризма пока характеризует содержание части курортов крупными промышленными предприятиями, что существенно снижает их конкурентоспособность.
К уровню сервиса объектов, желающих войти в НП СТО, мы предъявляем серьезные требования. Теперь, когда у меня есть опыт организации туристического бизнеса, могу с уверенностью сказать: развитие любого объекта нужно начинать с подготовки персонала. Когда в 2003 году мы запускали «Золотой пляж», не было людей, которые могли бы работать в сфере обслуживания: никто не умел быть хорошим официантом, хорошей горничной, улыбаться, создавать атмосферу гостеприимства, работать для того, чтобы другим было комфортно отдыхать. Нам пришлось потратить несколько лет: найти, собрать, обучить. Сегодня на двух объектах работает около 200 человек. Каждый год проводим несколько курсов, приглашаем российских и иностранных специалистов, посылаем лучших работников на семинары и тренинги, в том числе за границу.
...Когда мы уезжали из Миасса, солнца уже не было. За окнами тянулся типичный серо-черный уральский промпейзаж.
— Олег, вы могли перебраться из Миасса в Челябинск или Екатеринбург. Почему живете здесь?
— Люблю этот город. Да и развивать здесь бизнес — не менее перспективно, но гораздо интереснее.
Дополнительные материалы:
Олег Сиротин
41 год. Родился в Миассе Челябинской области. Владеет там несколькими бизнесами: производством оконных конструкций, металлопрофиля, автомобильной спецтехники. Председатель совета директоров ООО «Горнолыжный центр «Солнечная долина»» и ОАО «Золотой пляж». Президент Национального парка спорта, туризма и активного отдыха «Тургояк». Женат, воспитывает троих детей.