Полипропиленовыми шапками закидаем
Россия больше не будет чистым нетто-импортером одного из самых востребованных пластиков в мире — полипропилена. 15 октября в Тобольске торжественно открыт один из крупнейших в мире и самый мощный в России комплекс «Тобольск-Полимер» на 500 тыс. тонн конечной продукции. Символическую «красную кнопку» (в тестовом режиме завод заработал еще в мае) в присутствии десятка федеральных министров и топ-менеджеров нефтехимических компаний нажал президент страны Владимир Путин.
Ввод завода увеличит российские мощности полипропилена (сырья для изготовления множества предметов ежедневного обихода — от пищевой упаковки до медицинских инструментов) сразу на 40%. А уже в ближайшие несколько лет процесс обещает стать тотальным: запланировано строительство производств, обеспечивающих семикратный рост выпуска пластика.
Цель благая — уйти от экспорта сырья в виде сжиженных углеводородов к производству нефтехимической продукции высоких переделов. Но для начала стоит разобраться, кто ее будет покупать.
Гигант новейшей истории
«Тобольск-Полимер» грандиозен с точки зрения как мощностей, так и затраченных финансов. Его строительство стало самым масштабным инвестпроектом, реализованным в новейшей истории российской нефтехимии. Завод обошелся холдингу «Сибур» в 2 млрд долларов собственных и привлеченных средств. В частности синдикат из семи международных банков (при посредничестве Внешэкономбанка) предоставил в рамках проектного финансирования 1,44 млрд рублей.Для создания современного нефтехимического комплекса с нуля потребовалось привлечь сразу двух ЕРС-подрядчиков — Tecnimont (Италия) и Linde (Германия), каждый отвечал за свой участок строительства. На площади 220 гектаров смонтировано 18 тыс. тонн крупногабаритного оборудования, которое доставили на 18 судах, в 992 железнодорожных вагонах и 1957 автотрейлерах, в том числе через специально созданные для этого четыре временных таможенных пункта. Для обеспечения сухопутной транспортировки самого большого груза, колонны дегидрирования (длина 96 метров, диаметр 10,5 метра, вес 1086 тонн), пришлось модернизировать портовые мощности на Иртыше, построить объездную дорогу через железнодорожные пути, соорудить технологический проезд под эстакадой трубопровода и временно отключить ЛЭП-500 кВ.
В результате за 28 месяцев был создан комплекс, способный ежегодно производить 510 тыс. тонн пропилена по технологии дегидрирования пропана и затем осуществлять его полимеризацию в 500 тыс. тонн полипропилена. Это в полтора раза больше объема крупнотоннажных полимеров, которые производят сегодня все предприятия «Сибура». Технологии применены иностранные — компаний UOP (США) и Ineos (Великобритания). Проблем с сырьем не ожидается. Буквально на соседней площадке расположено другое действующее производство холдинга — «Тобольск-Нефтехим», готовое поставлять коллегам ежегодно более 600 тыс. тонн пропана (производится из продуктов переработки попутного нефтяного газа).
Было нечего надеть, стало некуда пойти
Сегодня российский рынок этого пластика дефицитен. В 2012 году его производство на пяти заводах страны составило свыше 660 тыс. тонн, тогда как спрос превысил 880 тыс. тонн. По прогнозу IHS Chemical, до 2020 года потребление полипропилена в России будет расти в среднем на 4,2% в год. В начале 2013 года в Омске состоялось открытие завода «Полиом» (проект ГК «Титан») мощностью 180 тыс. тонн полипропилена в год. Выход «Тобольск-Полимера» на полную мощность в 2014 году закроет дефицит базовых марок пластика в России. Затем страна может превратиться из импортера в экспортера.«Часть продукции будет экспортироваться как в страны СНГ, так и Европу, Китай, Турцию», — пояснил гендиректор «Сибура» Дмитрий Конов. При этом продавать товар планируют по ценам не ниже российских (сейчас стоимость тонны с доставкой в Москву — около 60 — 62 тыс. рублей).
В следующие двадцать лет в России ожидается бум ввода новых полипропиленовых мощностей, который уже мало будет связан с импортозамещением. Во всяком случае, согласно Плану развития отрасли до 2030 года, производство этого пластика должно вырасти в 7,5 раза — до 5,3 млн тонн в год. По оценкам Минэнерго РФ, при инерционном росте потребления полипропилена в России ввод новых установок создаст с 2015 года на внутреннем рынке устойчивый профицит в объеме не менее 2,4 млн тонн в год. Аналогичная ситуация в сфере производства полиэтилена: к 2019 году устойчивый профицит в стране составит 5 млн тонн, к 2030 году достигнет 7 млн тонн.
Цель, заложенная Планом-2030, благая: перейти от экспорта сырья, каким являются нафта и сжиженные углеводородные газы, к выпуску нефтехимической продукции высоких переделов. Но возникает другой вопрос — куда продавать избыток полимеров.
По прогнозам компании GBI Research, мировой спрос на полипропилен уже к 2020 году вырастет на 48% и достигнет 62,4 млн тонн. «При этом наши компании, если они будут заниматься только экспортом, на мировом рынке ждет жесточайшая конкуренция», — пообещал во время правительственного совещания по проблемам нефтехимии в Тобольске министр энергетики РФ Александр Новак.
Он пояснил, что, несмотря на активный рост потребления, в мире ожидается профицит полимеров в размере 7,4 млн тонн. Основной поток поставок будет направлен из стран Ближнего Востока и США на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, где ожидается дефицит около 15 млн тонн полиэтилена и полипропиленов. По мнению Александра Новака, в этих условиях для наших компаний возможно существенное снижение маржинальной доходности, так как США выпускают продукты из дешевого сланцевого газа и нефти, а производители Ближнего Востока имеют преимущество не только в цене, но и в логистике.
Для нефтехимиков есть только один выход — активно формировать и расширять национальный рынок.
Безмерный полимер
Рассчитывать на активный рост потребления внутри страны, однако, не приходится. По уровню потребления нефтехимической продукции, даже несмотря на рост последних лет, мы в разы уступаем развитым странам. Среднедушевой уровень потребления полимеров в России низкий — всего 31 кг на человека, что в пять раз ниже, чем в США или ФРГ, и в три раза ниже, чем в Японии. «Россия с текущим уровнем ВВП на душу населения должна потреблять в два-три раза больше пластмасс и пластика, чем мы потребляем сегодня», — заметил Александр Новак.По итогам совещания создалось ощущение, что потребление пластиков в стране будет буквально насаждаться. Так, Владимир Путин намерен дать поручение правительству РФ внести изменения в действующие строительные нормы и технические регламенты, которые позволили бы расширить применение полимерных материалов: «Имею в виду прежде всего создание новых и изменение действующих госстандартов, строительных норм и технических регламентов, включение в них четких требований и обязательств по использованию современных продуктов нефтехимии с более качественными характеристиками». В частности это может коснуться дорожного строительства, где использование полимерных материалов должно существенно повысить качество дорожного полотна.
Производители полимеров занялись активной борьбой за потребителей крупнотоннажной нефтехимии — производителей конечного продукта. Так, Сибур и правительство Тюменской области провели переговоры с 40 компаниями-переработчиками и пригласили их перенести производство в этот регион поближе к нефтехимическому кластеру в Тобольске. «Из 40 компаний семь уже согласились работать с нами и выйти на тобольскую площадку. В рамках региональных полномочий мы готовы предоставить им льготы по налогу на прибыль — 4%, по земельному и транспортному налогам», — отрапортовал Владимир Якушев.
Впрочем, чтобы решать вопрос импортозамещения и стимулирования роста внутреннего потребления полимеров, требуется одновременно осваивать сложные марки полимеров, которых в России пока не производят. Как отмечают переработчики пластмасс, ввод того же «Тобольск-Полимера», конечно, существенно потеснит зарубежных производителей, усилит конкуренцию и таким образом стабилизирует цены на внутреннем рынке. Но полностью вытеснить зарубежные поставки не удастся. Как заметил начальник управления стратегического развития «Объединенной нефтехимической компании» Георгий Елисеев, в России потребляются определенные сложные марки полипропилена, которые будут импортироваться в любом случае, поскольку их собственного производства в стране нет и пока не предвидится.