Без паники: нефть будет

Без паники: нефть будет Развитие Ханты-Мансийского автономного округа связано с новыми подходами к освоению, добыче и переработке углеводородов.

Александр КимДума ХМАО-Югры в конце сентября приняла решение о снижении налоговых ставок для нефтедобывающих организаций. Налоговые послабления позволят компаниям существенно увеличить инвестиции в основной капитал, создать новые технологии поиска и разведки месторождений, проводить грамотную инновационную политику в добыче углеводородного сырья, а также существенно продлить жизнь месторождений, перешедших в более позднюю стадию разработки. Принятые решения помогут минимизировать темпы снижения нефтедобычи, а по некоторым компаниям стабилизировать и даже нарастить ее. Какие еще ресурсы задействует региональная власть для поддержки системообразующей отрасли, рассказывает первый заместитель губернатора ХМАО-Югры Александр Ким.

- Александр Михайлович, объемы нефтедобычи в округе плавно сокращаются уже лет восемь. Даже если сравнивать первые восемь месяцев этого года с тем же периодом прошлого, показатели уменьшились на 1,1%. Не так много, чтобы бить тревогу на федеральном уровне, но достаточно, чтобы активнее осваивать новые месторождения.

- Давайте прежде разберемся, что значит снижение добычи нефти. По большому счету, ничего не прогнозируемого не происходит - это естественный и объективный процесс на месторождениях, разработка которых началась в середине 60-х годов прошлого столетия.

Хочу отметить, что вопросы развития ТЭК относятся к федеральному уровню. Поэтому, понимая ситуацию в ТЭК Западной Сибири и в целом по стране, министерство энергетики РФ совместно с заинтересованными субъектами РФ и ведущими нефтегазодобывающими компаниями разработало Генеральную схему развития нефтяной отрасли России до 2020 года. Документ комплексный: он учитывает стратегию и перспективы развития газовой отрасли России до 2030 года, программу освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающего шельфа Арктики, а также программу освоения месторождений нефти и газа ЯНАО и севера Красноярского края.

В соответствии с Энергетической стратегией России до 2030 года и Генсхемой развития нефтяной отрасли, государство определяет планку добычи нефти в целом по России на уровне 500 млн тонн в год. Югра была и остается главным регионом, где добывается более 50% российской нефти. Поддержание и развитие новых центров нефтедобычи в других субъектах РФ является геополитической и геоэкономической государственной задачей. Что бы ни говорилось о перспективах диверсификации, в настоящее время нефтяная отрасль формирует привлекательность экономики любого региона, делает его конкурентоспособным. Социально-экономическое развитие таких территорий, как Сахалин, Камчатка, Иркутская область, Якутия, Ненецкий автономный округ и Республика Коми, Поволжье, Северный Кавказ, Прикаспий, только усилит потенциал всей России в мировом сообществе.

По Генеральной схеме развития нефтяной отрасли и по нашим расчетам, в ближайшее десятилетие уровень добычи стабилизируется в диапазоне 230 - 250 млн тонн в год. Это осмысленная стратегическая цель, определенная нашему региону, и бить тревогу по этому поводу считаю необоснованным.

Теперь о перспективах развития. Мы понимаем, что с одной стороны ресурс так называемой «легкой нефти» уменьшается, но с другой - ресурсная база автономного округа более чем достаточна, чтобы обеспечивать необходимые устойчивые уровни добычи на многие десятилетия вперед. При этом также очевидно, что меняется структура и соответственно качество ресурсов в сторону более глубоких горизонтов, более вязких фракций и сложных горно-геологических условий. Но в этом нет трагедии. Этот факт - еще одно подтверждение того, что нельзя останавливаться на достигнутом, надо создавать новые технологии поиска, разведки и оценки запасов углеводородного сырья, разрабатывать новые технологии добычи трудноизвлекаемой нефти.

По инициативе губернатора Югры Натальи Комаровой в феврале этого года в Ханты-Мансийске проведено совещание с участием Минэнерго и первых руководителей нефтегазодобывающих компаний, осуществляющих производственную деятельность в регионе. В качестве одного из вариантов компенсации падения добычи нефти рассматривался вопрос добычи из еще не достаточно изученных запасов баженовской свиты (пачка горных пород, выявленных в Западной Сибири на глубинах более двух километров, распространена на территории более миллиона квадратных километров. - Ред.). По результатам совещания на уровне Минэнерго, с участием Минприроды, администрации Югры, добывающих компаний организована межведомственная рабочая группа. Надеюсь, в ближайшее время при поддержке федерального бюджета нам удастся открыть одну-две опытно-методические площадки по изучению баженовской свиты.

Кроме этого, губернатором принято решение о создании рабочей группы по координации работы с предприятиями ТЭК Югры, которая будет действовать системно и формировать проекты решений по всем вопросам, затрагивающим интересы нашего региона в данной сфере.

Есть над чем думать и ученым, и производственникам: обычные стандарты добычи углеводородов здесь не работают. По геологическому строению баженовский нефтегазоносный комплекс кардинально отличается от всех других в разрезе бассейна. Нужно понять методологию разведки, методику оценки запасов, отработать технологии добычи. Несомненно, работа сложная, но необходимая. По оценке ведущих институтов страны, баженовская свита обладает колоссальными запасами нефти, которые по качеству не уступают другим. А есть еще юрские отложения, ачимовские толщи. Да, это глубоко и трудозатратно, нужны особые технологии. Но там достаточно большая ресурсная база, которая еще не охвачена нормальными геологоразведочными работами. То есть потенциал территории пока не отработан. Нужны средства на изучение более глубоких горизонтов залегания нефти: источниками финансирования могут быть как сами компании, так и федеральный бюджет.

Именно по этим причинам в рамках возможностей и полномочий автономного округа правительством и депутатами Югры приняты решения по предоставлению налоговых преференций нефтяным компаниям, инвестирующим в добывающую отрасль.

Комплекс мероприятий, обеспечивающих перспективы дальнейшего развития ТЭК нашего региона, нацелен на социально-экономическую стабильность и развитие России и, конечно, Югры.

Кстати замечу, что в первом полугодии 2012 года Югра будет отмечать добычу 10-миллионной тонны нефти. Эта цифра еще раз свидетельствует о том, что автономный округ был и остается главным регионом страны по добыче черного золота на многие десятилетия вперед.

- Вы говорите о новых месторождениях, а как поддерживать объемы на старых?

- Там высокое обводнение, себестоимость подъема нефти гораздо выше, чем на новых участках, они уже не так прибыльны, а порой просто нерентабельны. Но мы понимаем, что это гарантированные рабочие места, стабильная налоговая база и, что очень важно, - в конечном итоге увеличение коэффициента извлечения нефти, а значит, сотни и даже миллиарды тонн дополнительно добытой нефти для нашего государства. Естественно, участвуя в этих процессах путем создания экономических условий через механизмы налогового стимулирования нефтяных компаний, мы помним о том мультипликативном эффекте, который возникает и в социальной сфере округа.

- Федеральные власти связывают будущее российского ТЭК с Ямалом. Речь прежде всего идет о разработках газовых месторождений. А какими проектами определяется развитие нефтяной отрасли?

- Когда мы говорим о Ямале, то подразумеваем главные программы развития топливно-энергетического комплекса России до 2020-го, а в перспективе до 2030 года, потому что львиную долю всего ТЭК представляет север Западной Сибири.

Я уже отмечал, что министерство энергетики РФ совместно с ведущими нефтегазодобывающими компаниями страны и научными организациями разработало программу освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающего шельфа Арктики, программу освоения месторождений ЯНАО и севера Красноярского края. Кроме того, созданы генеральные схемы развития нефтяной и газовой отрасли России. Понятно, что освоение полуострова Ямал решает несколько стратегических задач: обеспечение добычи и транспортировки природного газа на уровне 150 млрд куб.метров в год; освоение месторождений прилегающего шельфа (а это по сути выход в арктические моря и развитие северного морского пути); строительство завода по сжижению природного газа (СПГ).

С появлением на Ямале порта, который сможет принимать танкерный флот ледокольного класса, роль Западной Сибири в транспортировке углеводородов, несомненно, возрастет. Многие инфраструктурные вопросы снимет соединение севера и востока ЯНАО - строительство двух мостов через реки Надым и Объ, железной и автомобильной дорог между Надымом и Салехардом, которое реализуется в рамках проекта «Урал промышленный - Урал Полярный». По сути, Россия получит полноценный северный транспортный коридор до Нового Уренгоя. В перспективе можно рассматривать строительство дороги на Красноселькуп, Игарку и дальше на север Красноярского края вплоть до Норильска.

В рамках освоения ЯНАО и севера Красноярского края в марте прошлого года началось строительство нефтепровода Пурпе (ЯНАО) - Самотлор (ХМАО). Участок станет частью магистральной нефтепроводной системы по маршруту Заполярье - Пурпе - Самотлор, которая возводится в два этапа. К этой ветке подключатся десятки месторождений, в том числе такие крупные как Восточно-Мессояхское и Западно-Мессояхское. Ожидаемая добыча по жидким углеводородам, включая конденсат, составит 100 - 115 млн тонн в год. Все эти проекты определяют жизнь севера Западной Сибири, от них зависят перспективы регионов.

Хочу подчеркнуть - роль ХМАО в промышленном развитии северных территорий Западной Сибири огромна. Это производственный потенциал нефтегазодобывающих компаний Югры, которые уже ведут деятельность в ЯНАО и севере Красноярского края. Это транспортная инфраструктура, которая создается в регионе с учетом перспектив освоения Севера. И самое главное, это кадровый потенциал.

- Только на государственные деньги все эти проекты реализовать невозможно. Нужны инвесторы, но новых инструментов для их привлечения не наблюдается.

- В сентябре 2009 года премьер Владимир Путин проводил совещание по данным вопросам. О привлечении инвестиций и новых технологий он говорил с первыми лицами более чем двадцати ведущих мировых компаний. Итог очевиден - Роснефть получила стратегического инвестора, будет заниматься освоением арктического шельфа. «Новатэк» строит завод «Ямал-СПГ». Реализация проектов даст огромный мультипликативный эффект - продукцию завода повезут по Северному морскому пути на специальных танкерах в сопровождении ледокольного флота, то есть начнется модернизация кораблестроительных заводов, заработает еще одна отрасль экономики и так далее. Главные инвесторы - крупные компании: Газпром, нефтяники. Инвестиционный портфель Ямала оценивается в 10 трлн рублей.

Обращу ваше внимание и на инвестиционный потенциал Югры. В прошлом посткризисном году инвестиции в основной капитал составили 500 млрд рублей. В 2011 году предусмотрено финансирование господдержки инвестиционной деятельности общим объемом 26,4 млрд рублей плюс предоставление госгарантий на 5,7 млрд рублей.

Минрегион включил пять инвестпроектов ХМАО в число двадцати приоритетных, реализуемых на территории УрФО. Емкость - 113,5 млрд рублей. Большая часть проектов связана с нефтегазохимией и утилизацией попутного нефтяного газа. В этом году международное рейтинговое агентство Standard & Poor's пересмотрело прогноз кредитного рейтинга Югры со «стабильного» на «позитивный» и подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг и рейтинг по национальной шкале на уровне BBB- (прогноз положительный) и ruAAA соответственно. То есть у нас хорошие перспективы.

- Но вы и раньше соседей начали диверсификацию. Каковы результаты?

- Диверсификация - это и вопросы, решаемые с компаниями ТЭК по развитию инновационных нефтесервисных компаний, в том числе производящих геологоразведочные работы, и целесообразные механизмы передачи низкодебитных скважин малым добывающим компаниям. А еще - увеличение глубины переработки природных ресурсов, развитие лесопромышленного комплекса, модернизация действующих предприятий в рыбной, сельскохозяйственной промышленности. Плюс - формирование новых горнорудного, рекреационного, биологического кластеров, развитие наземной, водной и воздушной инфраструктуры, повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожных и воздушных перевозок. Ну и, конечно, малый и средний бизнес. Работает технопарк: более 30 резидентов - малых инновационных компаний, которые создали 149 рабочих мест, реализовали продукции на сумму 219 млн рублей. Югра стоит на пороге нового этапа. Выбор сделан: нужен инновационный путь развития во всех сферах деятельности. Надо работать.

- Но проекты потребуют дополнительной рабочей силы.

- В Югре численность трудовых ресурсов в 2011 году по предварительной оценке составляет 1,23 млн человек. Есть негативные тренды - уменьшение трудоспособного населения, низкая внутренняя мобильность рабочей силы. Но имеются и возможности для привлечения ресурсов. Мы в пятерке регионов по уровню заработной платы (43,8 тыс. рублей). Среднедушевые денежные доходы населения за первое полугодие 2011 года сложились в сумме более 28 тыс. рублей. Этот показатель требует особого объяснения. В соответствии с методикой Росстата из суммы совокупного дохода вычитаются обязательные платежи, в том числе ипотечные кредиты, по предоставлению которых Югра лидирует среди субъектов РФ. Это отрицательно влияет на интегральный показатель благосостояния населения. А ведь рост ипотечного кредитования, наоборот, говорит о высоком уровне доходов населения и уверенности людей в завтрашнем дне. Такая методика не учитывает реальную картину социально-экономического состояния территории.

- А каким будет качество этих ресурсов? На заработки приезжают представители стран СНГ, поведением которых недовольно местное население.

- Когда Север осваивался, здесь была одна национальность - северянин. Именно эти люди подняли Югру и потом Ямал. Тогда национальных вопросов не возникало. Жизнь, конечно, изменилась, но я не могу сказать, что здесь происходит что-то экстраординарное. Те, кто приезжает, должны уважать местный уклад жизни. Это незыблемое правило. Так должно быть и так будет. На долю мигрантов (около 22 тыс. человек) приходится всего порядка 2% трудовых ресурсов. Нужно понимать, что контингент, который работает вахтовым методом, практически не влияет на социальный фактор, время его работы ограничено вахтой и, как правило, границами объекта. В основном в нефтяных компаниях трудятся постоянные сотрудники, и ни один десяток лет - уже детьми и даже внуками обзавелись.

- Можно говорить о том, что экономика региона стабилизировалась?

- Главный результат - это финансы: ВРП составил 2 трлн рублей в посткризисный период, больше триллиона рублей мы влили в российскую бюджетную систему (около 15% от общего объема). Югра - это нефтяной плацдарм: более 55% добычи в РФ, около 5% мировых запасов. Другой показатель - уровень занятости населения: была ситуация в мае 2009 года, когда количество безработных перевалило за 22 тысячи, это огромная цифра. Сегодня благодаря целевым программам занятости уровень безработицы сократился до 0,86% - 7,8 тыс. человек (в РФ - 1,9%). Количество вакансий превышает численность безработных как минимум в 2,5 раза. О стабильности говорят и демографические показатели: естественный прирост населения в 2010 году составил 14,6 тыс. человек, или 6,3% к уровню 2009 года. Тенденция сохранилась и в 2011 году. По предварительным данным, с января по июль в округе родилось 14 387 малышей. Нас становится больше - это же позитив в чистом виде. А там, где позитив и люди настроены на успех, экономика будет идти вперед семимильными шагами.

Материалы по теме

Учиться не дышать

Сжиженные деньги

Ямал — это не вахта

«…И поставиши град»

Югорский самизм

Иностранцев пригласили на Ямал