Пятый передел

Пятый передел

Пятый переделПервая рыночная «десятилетка» в России однозначно ассоциируется с переделом собственности. Условно этот процесс можно разделить на пять этапов.

Первый — всеобщее разгосударствление и раздача ваучеров: в начале 90-х годов миллионы людей неожиданно для себя стали владельцами некой доли имущества. Естественно, среди этих миллионов нашлись те, кто решил, что можно получить существенно больше, чем на тот момент определило государство. Массовая скупка ваучеров, на которые затем приобретались акции предприятий в ходе чековых аукционов, — характерная черта того времени.
Следующий этап — формирование крупных пакетов акций во время второй волны приватизации (денежных аукционов и инвестиционных конкурсов) — позволил наиболее предприимчивой части общества, в первую очередь «красным» директорам и партийной номенклатуре, сосредоточить в своих руках крупные пакеты. Крупные, но не контрольные: в соответствии с планами приватизации на большинстве заводов и фабрик 51% акций закреплялся за трудовыми коллективами.

Отсюда стартовал третий этап «передела» — он считается наиболее сложным, а где-то даже кровавым: основным инструментом в этой борьбе стала скупка акций у трудовых коллективов, информационные войны и силовые захваты. Искусством управления экономикой в той ситуации мало кто владел, и пока собственники делили имущество, менеджеры умудрись нарастить огромные долги, объемы которых нередко в разы превышали стоимость предприятий. Государство, преследуя благую цель, решило ввести очистительную процедуру, приняв в 1998 году первый закон о банкротстве предприятий. Предполагалось, что с помощью процедур, установленных законом (внешнее управление, конкурсное производство, заключение мирового соглашения), можно восстановить платежеспособность фабрик и заводов. Однако на деле власти передали в руки участников рынка прекрасный инструмент для передела, с помощью которого бизнес стал превращать долги в собственность. Именно в этот момент начал формироваться арсенал интеллектуальных методов для захвата чужого имущества: использование несовершенства корпоративного права, подкуп должностных лиц, манипулирование слабостями и настроениями работников предприятий.

К примеру, через внешнее управление можно было захватить завод, вообще не являясь ни его крупным акционером, ни даже кредитором: достаточно того, чтобы арбитражный управляющий был лоялен по отношению к заинтересованной стороне. На этом, четвертом, этапе впервые государство проявило себя не только как гарант соблюдения законодательства, прав инвесторов, но и непосредственный участник рыночных отношений: долги в бюджет составляли преобладающую кредиторскую задолженность, чем успешно пользовались власти в регионах для поддержки той или иной экономической группы, а иногда и конкретных чиновников.

Все эти методы плавно перекочевали в новый, пятый этап передела — рейдерство. Его стартом считается принятие в 2001 году суперлиберального закона о регистрации юридических лиц, позволяющего получить доступ к собственности с помощью элементарной подделки документов. Волна новых насильственных захватов перспективных, поднявшихся из руин предприятий прокатилась по стране. Как долго продлится этот пятый этап в новейшей истории России? Есть ли шанс, что передел собственности, наконец, перейдет в стадию цивилизованного рынка слияний и поглощений?

Материалы по теме

Победителей не будет

Нортгаз ушел от Газпрома на Куба

Нефтяникам нашли «политическую» статью

ГУП-стоп

Банкротством заинтересовалась прокуратура

Уралвнешторгбанк опять вступил в Visa