Стратегический фальстарт

Стратегический фальстарт
Наталья Катаева
Наталья Катаева

Регионы рапортуют о принятии стратегий развития территорий до 2020 года — «разработаны, утверждены, исполняются». При этом желание соответствовать федеральной программе и сдаться в срок перевешивает истинные цели — повысить эффективность экономики.

Большая часть территорий приняла программы развития за последние полтора-два месяца. Так, в конце августа утвердили стратегии в Свердловской и Челябинской областях: на Южном Урале 12-летний план прошел согласование через законодательное собрание, на Среднем — одобрен областным кабинетом министров. Документы двух субъектов РФ разнятся, как и процедуры их согласования. Отчасти в этом виноват федеральный центр: он не дал образца для составления программы развития. Отсюда и «региональные шедевры» — от трехстраничных до глобальных, но недееспособных. Цель сочинений хрестоматийна: экономический рост, увеличение производительности труда, продолжительности жизни населения. Однако с помощью какого механизма этого добиваться — не ясно. Приходится закладывать принципы реализации, которые кажутся эффективными хотя бы на бумаге. Достаточно сложно быть объективным к цифрам, которые растянуты на три президентских срока. Тогда и появляется — «производительность труда поднять в шесть раз, продолжительность жизни — до 80 лет». За счет чего — «конкурентоспособности» с «диспансеризацией»? Неубедительно.

В итоге направление задано и цели благие, а вот реализуются ли они — большой вопрос. Может, не стоило торопить субъекты федерации, глядишь, и стратегии стали бы реальнее.

Особняком, впрочем, как всегда, стоит Пермский край. Заксобрание пока о стратегии не знает, план развития еще не принят. Программа носит название «Рабочая тетрадь» и до сих пор корректируется. Это даже не рассуждение на тему, каким может стать Пермский край, а конкретные действия власти, направленные на развитие человеческого потенциала, экономики, инфраструктуры. Стратегию планируется разместить в интернете, а процесс внесения изменений — сделать доступным для общественности. Об особенностях принятия и обсуждения стратегии рассказывает  руководитель администрации губернатора Пермского края Наталья Катаева. 

— Наталья Юрьевна, принята федеральная стратегия развития до 2020 года, которая обещала учитывать программные документы всех регионов. Но в Пермском крае такая стратегия еще не утверждена…

— Есть сомнения в целесообразности столь срочного принятия федерального документа. Действительно, существует масса аргументов за утверждение стратегии именно в этот период: те же финансовые риски, связанных с мировым экономическим кризисом, которые будут теперь сопровождать развитие РФ. Но, с моей точки зрения, не учитывать планы субъектов РФ — тоже неправильно.

— На каком этапе создание пермской стратегии?

— Идет доработка. Разрабатывается программа с одновременным прописыванием в документе максимального количества инструментов и механизмов, с помощью которых поставленные цели будут реализованы усилиями власти. То есть это документ, касающийся роли власти в реализации программы социально-экономического механизма, мер, которые обеспечат этот процесс.

— Я могу его в руках подержать?

— Пожалуйста (Наталья Катаева протягивает мне толстую ученическую тетрадку). Это документ, который назвали «Рабочая тетрадь социально-экономического развития». Здесь есть поля, где можно ставить пометки, вписывать дополнения.

Ноу-хау

— На федеральном уровне не предложили образцов для создания стратегий. От чего отталкивались пермские разработчики?

— Развернутого документа, который мог бы стать инструкцией для работы, мы в Российской Федерации не нашли. Очень многие документы описательны и этим ограничиваются. А вот программы, которая позволяет не только цели поставить, но и распределить бюджетные средства, контролировать достижение целей, нет. Я считаю, это наше ноу-хау. Стратегия в ближайшее время будет направлена в законодательный орган для рассмотрения.

— И в чем ноу-хау?

— Мы принимаем документ до 2017 года. При этом детально расписываем финансовые инструменты его реализации на ближайшие три года. Смотрите, существует базовый документ «Программа социально-экономического развития», который утверждается законом Пермского края и, по сути, является инструкцией в работе, в достижении конкретных целей развития региона. Бюджет краевой становится управленческим, направленным на достижение этих целей. Весной очередного года оглашается послание губернатора Заксобранию и обществу. В нем говорится о коррективах, которые необходимо внести в программу. После этого начинается подготовка очередного бюджета и изменений в программные действия нашего правительства. И наконец — внесение бюджета на рассмотрение в Заксобрание, корректировка программ социально-экономического развития.

— Какие задачи поставлены перед властью в стратегии?

— Команда управленцев, которая пришла к власти в Пермском крае, это в основном экономисты. Мы очень долго формировали функционально-целевую модель управления, приоритетной для нас была экономика. Помудрев со временем, проанализировав сегодняшний уровень ее развития, мы пришли к тому, что, не уменьшая роли экономического развития, ключевой сделали тему развития человеческого потенциала. Она связана со стабилизацией численности населения. По рождаемости мы начали выправляться, а по смертности — шестые из семи близлежащих конкурирующих с нами территорий. У нас естественная миграция в отрицательной зоне. Вымывается очень молодое население. Среднее образование очень неплохое, но высшее образование необходимо перевести на более качественную ступень. Я не просто перечисляю проблемы и задачи. Стратегия говорит, как их решать, какой ресурс привлекать и сколько для этого необходимо денег. Если вернуться к той же проблеме образования, мы планируем создавать в крае филиалы крупных федеральных и иностранных университетов (с ними уже ведем переговоры), поднимать уровень научной школы. 

Мы пошли другим путем

— То есть для вас стратегия — готовый план действий?

— Классическое определение стратегии — это картинка, понимание направления движения. Мы пошли другим путем: это одновременно и описание траектории движения. Программу разрабатывали три года. На первом этапе очень активно работала Пермская научная школа. Именно в тот момент анализировалось положение края относительно других субъектов РФ, прогнозов ближайшего развития федерации. Однако нам не понравилось, что документ не дает никаких рецептов. И после некоторого затишья начала расти программа социально-экономического развития. Ее формировала администрация губернатора. Затишье было связано с тем, что мы ждали федеральный центр: что он предложит, что разработает. Весной этого года, когда процесс начал тормозиться, мы приняли решение — не ждем федерального документа, делаем свой. Отдали его в работу в правительство, и он оброс рецептами.

— Не вовлекаете в работу над стратегией Заксобрание?

— У нас система парламентаризма еще не выросла до того, что позволило бы именно представительной власти стать ответственным органом, выражающим мнение населения, на этапе предвыборной гонки брать на себя обязательства сбалансированные, обсчитанные, выполнимые, как, например, в Голландии и Германии. Раз нет развитой системы парламентского заказа и нет развитой системы гражданского общества, которое тоже стало бы сегодня заказчиком, эту роль условно говоря приходится брать на себя исполнительной власти.

— Со сроками задерживаетесь?

— Были сроки до 1 сентября. Казалось, дату перенесут, слишком сырой была федеральная программа. Не перенесли. Мы в этой гонке пошли тем же путем, что и федералы, не игнорируя, но не всегда учитывая муниципальные стратегии. Это ключевая ошибка. Тем более что для нас муниципалитеты имеют огромное значение.

— Как теперь поступать? Медлить вы не можете, не учитывать планы городов и поселков — тоже…

— Все равно придется идти путем коррективов. Я других вариантов не вижу. Нам придется учесть и принять то, что написал федеральный центр, и интересы муниципалитетов. 

Материалы по теме

День независимости

Поделись субвенцией своей

Равнение на вторые

Посторонним вход

Перекресток семи дорог