Как выиграть с гоночной технологией
Хью Хэмфрис: «В получении выгодных кредитов российским компаниям трудно конкурировать с европейскими» |
Рейсеры и пираты
— Господин Хэмфрис, на чем специализируется ваша компания?
— Основа нашего бизнеса — подготовка компьютерных программ станков с ЧПУ для обработки сложных форм. До конца 70х годов прошлого века все сложные формы в основном показывались на чертежах. Например, изготовление оснастки для какой-нибудь системы выхлопа автомобиля отдавали квалифицированному модельщику. И если поручали эту работу десяти разным людям — получали десять разных изделий. Впервые идея компьютерного моделирования была разработана в Кембриджском университете, а мы реализовали ее на практике, в бизнесе. Теперь можно за два дня спроектировать то, на что раньше уходило две-три недели. На производстве все делается автоматически: рабочий только установил деталь, и в течение суток она полностью обработана в точности по заданной модели. Нашу деятельность мы начинали с сотрудничества с машиностроительными компаниями MercedesBenz и Volkswagen. Потом стали работать для авиационной промышленности: автоматизировали проектирование пресс-форм. Сегодня компьютерное моделирование используется во многих отраслях. Например, очень важная для нас индустрия — товары народного потребления. Вся спортивная обувь Nike делается с помощью наших программ: сейчас у кроссовок очень сложные подошвы.
— Какие современные тенденции в компьютерном моделировании для машиностроения вы можете выделить?
— Тричетыре года назад мы начали продвигать идею высокоскоростной и высокоэффективной обработки, стали предлагать программы для современных пятиосевых станков с ЧПУ (при трехосевой обработке инструмент мог передвигаться только в трех направлениях, а сейчас еще и с наклонами, в результате получается более сложная обработка деталей). Также эффективна так называемая гоночная технология (raceline), на которую Delcam получил патент. Она предусматривает перераспределение проходов инструмента так, чтобы сглаживать углы при резкой смене направления: подобно тому, как гонщик старается увеличить радиус поворота. В итоге не теряется скорость, меньше изнашивается инструмент, снижаются динамические нагрузки на станок.
— Вас не мучает проблема незаконного копирования компьютерных программ?
— Наши программы покупают вместе со станками, поэтому мы менее других компаний страдаем от пиратства. Обрабатывающий станок с ЧПУ стоит намного больше, чем наша программа, и если при применении пиратской программы что-то произойдет с оборудованием, потери будут гораздо серьезнее. Наши программы востребованы, поскольку станок без программы работать не сможет. Параллельно мы проводим и обучение. Конечно, можно купить и пиратскую версию, но ею все равно нельзя будет пользоваться без обучения: по этим программам нет учебников.
Русская четверть
— Насколько активно российские машиностроители вкладывают средства в приобретение программного обеспечения?
— К сожалению, ваши промышленные компании не имеют поддержки правительства. Если машиностроительные предприятия в Великобритании инвестируют в оборудование, им отменяют все таможенные платежи, снижают налоги на сумму закупленного оборудования. И в Великобритании, и во всей Европе создание машиностроительных компаний активно поддерживается. Если они открывают новые рабочие места, то получают финансовую поддержку, часть оборудования оплачивается за счет государственных фондов. В России ситуация складывается не в пользу предприятий, внедряющих новое оборудование. Тем не менее в последнее время ваши компании много инвестируют именно в покупку нового оборудования. Мы активно работаем, например, со Стерлитамакским станкостроительным заводом (станки, выпускаемые этим башкирским предприятием, — единственные в России, для которых мы делаем программное обеспечение), Уралвагонзаводом из Нижнего Тагила, Уральским турбинным заводом и заводом трансформаторов тока из Екатеринбурга, а также с Курганмашзаводом.
— Как вы можете охарактеризовать состояние машиностроительной отрасли на Урале?
— Между предприятиями большие отличия. Есть успешные компании, которые инвестируют в новое оборудование. Но есть и масса таких, что вообще не имеют денег, борются за каждую копейку. В основном это не вина их менеджмента: где взять деньги на развитие, если кредитные деньги слишком дороги? В Великобритании я могу купить оборудование в рассрочку на семь лет и платить кредит из расчета 5% годовых.
В России — минимум 12% в валюте, а кредиты очень коротки. Вашим компаниям в этом отношении трудно конкурировать с европейскими.
Я очень высокого мнения о ваших инженерах. Ежегодно в головной офис нашей компании в Великобритании приезжает на учебу много российских молодых инженеров. Четверть создателей программ Delcam — российские программисты. В январе мы купили компанию в США, так два ее главных разработчика — из Омска.
— Каким вы видите место уральского машиностроения в мировой системе разделения труда? Что нам удается лучше всего?
— У вас есть тяжелое машиностроение, вы делаете хорошее нефтедобывающее оборудование, турбины, реакторы для атомных станций, железнодорожную технику, экскаваторы. При этом дешевле, чем во всем мире. Успешно в России развиваются сборочные производства автомобилей, и пусть это вас не смущает: в Великобритании самые большие автопроизводители — Nissan и Toyota. Эти компании начинали у нас тоже со сборки, а теперь делают большинство компонентов на месте. Я обратил бы внимание на то, что вы слишком много импортируете товаров народного потребления, которые могли бы производить и у себя.
— Насколько серьезно европейские машиностроительные компании воспринимают конкурентов из Китая?
— В Китае, конечно, самая дешевая рабочая сила. Но в современной экономике от нее требуется еще и высокая квалификация. Сейчас тенденция такая: в Великобритании успешно работают компании, много инвестирующие в автоматическое оборудование. Таким образом, стоимость рабочей силы все меньше влияет на конечную стоимость продукции. В условиях автоматизированных производств появляется возможность быстрого проектирования изделий, частой смены их выпуска в соответствии с требованиями рынка.
В тех отраслях, где применяются такие технологии, преимущество Китая исчезает
Дополнительные материалы:
Delcam
Мировой лидер в разработке систем автоматизированного проектирования конструкторскотехнологического назначения для моделирования, изготовления и контроля сложных изделий и технологической оснастки. Программное обеспечение компании применяется в различных отраслях, включая автомобильную и аэрокосмическую, машиностроение и энергетику, производство изделий из пластмасс, стекла, керамики, для многих задач, начиная с концептуального дизайна и заканчивая изготовлением мастермоделей и технологической оснастки.
Компания основана в 1977 году, в 1997-м преобразована в акционерное общество открытого типа. Имеет более 400 сотрудников во всем мире, половина персонала — в Англии.
В числе пользователей Delcam — свыше 15 тыс. организаций более чем 80 стран. По всему миру имеет 140 филиалов, в России — шесть, из них самый большой — в Екатеринбурге.