Банк на каждой улице
|
Владимир Мехряков Фото - Андрей Порубов |
Тезис о том, что в России слишком много банков и надо срочно сокращать их количество, устарел, заявил вицепрезидент Ассоциации российских банков (АРБ) Владимир Киевский на конференции, организованной в Тюмени Ассоциацией кредитных организаций Тюменской области. Еще недавно центральной темой подобных мероприятий чаще всего была недостаточная капитализация российской банковской системы. Считалось, что в ней слишком много мелких банков, не способных удовлетворить спрос экономики на финансовые ресурсы. Нельзя сказать, что эта проблема потеряла актуальность. «Но наряду с ней надо думать и над тем, как обеспечить доступность банковских услуг для населения», — заявил Владимир Киевский. Это чрезвычайно важный поворот в дискуссии вокруг путей развития банковской системы страны.
|
Владимир Киевский Фото - Андрей Порубов |
Действительно, уровень обеспеченности банковскими услугами в России на фоне других стран мизерный. Сравните: на 100 тыс. человек в нашей стране приходится четыре банковских отделения (филиала), в то время как в США — 33, в Италии — 57, в Германии — 58. Пока банки зарабатывали прибыль преимущественно на обслуживании крупных и средних предприятий, эта диспропорция особенно никого не тревожила. Но как только в рост пошло кредитование малого бизнеса и физических лиц, банкиры поняли: без большого количества учреждений обеспечить приемлемую доходность тяжело. Осознало проблему и государство: как при отсутствии банковских сетей довести финансовые ресурсы национальных проектов до конкретных получателей?
Именно поэтому вицепрезидент ХантыМансийского банка Владимир Мехряков считает, что обеспечение доступности банковского сервиса — не просто частная цель отдельных банков:
— До 2005 года власть в основном занималась выстраиванием экономического порядка, создавала систему институтов, регуляторов и правил. Это и защита прав собственности, и управление рисками, корпоративное управление, обеспечение равноправной конкуренции, государственное управление и административная реформа. Экономика пришла к фазе развития, когда эти правила нужно совершенствовать и использовать для достижения определенных целей.
На протяжении последних лет монетарные власти в основном занимались повышением устойчивости кредитных организаций, их прозрачностью и очищением банковского сообщества от недобросовестных участников. Естественный процесс, при котором «невидимая рука рынка» должна решить все проблемы, оказался несостоятелен. В результате национальный банковский сектор имеет один из самых высоких в мире уровней концентрации: в регионах, где производится 70% ВВП, количество банков уменьшается, а развитие идет за счет создания филиалов столичных структур.
|
Андрей Король Фото - Андрей Порубов |
Чтобы дойти до общеевропейского уровня обеспеченности банковским сервисом, самим банкам прежде всего нужны ресурсы. Одним из источников капитализации является прибыль. «А раз так, то вполне логично освободить от налогообложения ту ее часть, которая идет на увеличение капитала. Хотя бы на какой-то период, — считает Владимир Киевский. — Мое личное мнение: все что можно было изъять из банковского оборота, уже изъяли. Мы — единственная страна, которая пытается строить банковскую систему без денег. Поэтому нужно еще раз поднять вопрос о возможности использования средств стабилизационного фонда для повышения капитализации отечественных банков». Однако доступность банковских услуг — это не только большое количество банковских офисов. Это наличие качественных продуктов. Пример привел первый заместитель председателя правления Сургутнефтегазбанка Андрей Король:
— Мы все понимаем, что надо продвигать такую услугу, как образовательный кредит. Но без государственной поддержки он превратится в простую разновидность потребительского. Нужно обязательно принимать закон об образовательном кредите.
И, наконец, важно научить потребителя правильно пользоваться банковскими услугами (о проблеме см. также «Наука жить по средствам»). Об этом на конференции говорил президент МЕГА Банка Юрий Зобнин:
|
Юрий Зобнин Фото - Андрей Порубов |
— Мы все время твердим о доступности услуг, но не представляем себе, кто эти услуги будет потреблять. Пока наши граждане зачастую живут по принципу: не хочу знать, хочу обладать. Финансовая неграмотность клиентов — одна из причин роста просроченной задолженности в банках. И частичная ответственность за это лежит на самих банках. Они подменяют просветительскую работу рекламой услуг и преследуют только одну цель — продать как можно быстрее и больше потребительских кредитов. Между тем наличие квалифицированного потребителя — необходимое условие для решения задачи экономического роста, одной из составляющей которого является адекватное потребление валового продукта. Поэтому ликвидация финансовой безграмотности населения — важнейшая государственная задача. К сожалению, системности и заинтересованности власти в ее решении сегодня не видно.
Дискуссия в Тюмени показала: банковское сообщество в регионе начинает пересмотр вектора собственного развития. И сейчас многое будет зависеть от того, насколько этот вектор совпадет с видением государства.