Закаляйся, если хочешь быть
Опрошенные нами ученые Урала и Западной Сибири считают, что ударившие в этом году морозы отражают тенденцию изменения климата в сторону похолодания на территории всей России. Продлится этот процесс до середины века. Если так, то наш обзор поможет вам сориентироваться, какой бизнес и при каких условиях наиболее выгоден в «ледниковый период».
Скотина — тоже человек
Морозы показали наличие в агрокомплексе двух видов отношений к братьям нашим меньшим: человеческое и нечеловеческое. Пример первого, а оно преобладало, продемонстрировал пищевой комбинат «Хороший вкус» (Екатеринбург). Предприятие реализует проект восстановления и развития свинокомплекса «Горноуральский». Рассказывает генеральный директор «Хорошего вкуса» Сергей Емельянов: «Наши свинки даже не подозревают, какая температура за “бортом”, поскольку в ходе реконструкции комплекса мы установили систему микроклимата по новейшим технологиям. К тому же в этом сезоне запустили на комплексе новую газовую котельную. По бизнесплану, все системы «Горноуральского» должны выстоять даже при минус 49 градусах. Они рассчитаны на такие погодные условия: при разработке бизнесплана мы запрашивали данные метеослужбы за несколько последних десятилетий и ориентировались на самую нижнюю из когдалибо зафиксированных отметку. Нет вопросов и с подвозом кормов: их обеспечивает собственный кормоцех. Единственная проблема — за две недели холодов на 30% снизилась реализация продукции, как и в целом покупательский спрос в сетях». ИА «Интерфакс», к слову, иллюстрирует последний тезис таким примером: Сургутский молокозавод сократил объемы производства. Как сообщил директор завода Виталий Усенко, «морозами полностью парализована торговая сеть фирменных передвижных павильонов, работавших в Лянторе, Нижневартовске, Нефтеюганске, ПытьЯхе и Когалыме. Не в полном объеме выполняется муниципальный заказ: продукция, рассчитанная на школы и детские сады, осталась невостребована».
Единственное в животноводстве Среднего Урала ЧП произошло в Североуральске. Там погибли оставленные без обогрева 50 телят, переданных муниципальным предприятием в аренду малому частному. Десятерых оставшихся в живых удалось выходить с помощью водки и медпрепаратов. На животноводческих фермах Удмуртии застывшие трубы поилок отогревали паяльными лампами, что стало причиной нескольких пожаров. Погорельцев — коров и лошадей — эвакуировали на фермы соседних деревень.
Страшны морозы и для озимых посевов. «Снежный покров очень мал, а температуры низкие. Площади невелики, около 13 тыс. га, но с ними уже ничего не предпринять», — объяснил «КоммерсантУралу» министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Феклин. Его коллега в Свердловской области Сергей Чемезов прогнозирует также выбытие посевов бобовых культур, составляющих основу рациона кормления животных.
Ша, уже никто никуда не идет
Одним из первых в морозы встал автотранспорт. Дизельное топливо содержит парафин и при низких температурах становится вязким, даже если соответствует стандарту «евро4». «По этой причине грузовой автотранспорт, работающий на дизтопливе, оказался на приколе. В выигрыше остались владельцы парка на газе. Они в основном и сорвали куш, так как цены на грузоперевозки поднялись в среднем в 1,5 раза», — рассказывает представитель екатеринбургской транспортной компании «Сфера доставки» Андрей Быков. Нехваткой автотранспорта, призванного доставлять грузы к контейнерным терминалам, объясняется сужение рынка железнодорожных контейнерных перевозок. Но не только. «Еще одна проблема: изза угрозы выхода из строя металлических кранов полностью остановилась сургутская ветка. Контейнеры, ушедшие в северном направлении до наступления холодов, там и застряли.
В Екатеринбурге образовался дефицит порожних контейнеров», — свидетельствует директор ООО «Служба контейнерных перевозок» Антон Сибиряков.
Вслед за грузовиками остановился пассажирский автотранспорт. Так, из Перми не вышла четверть автобусов: при запредельном износе машин междугородние перевозки стали попросту опасны для жизни. Дабы не вводить пассажиров в искушение, в Свердловской области закрыли не только северное направление, но и некоторые южные маршруты. Например в Кустанай — по причине заносов, в Магнитогорск — изза сильного ветра. А в Удмуртии отменили все рейсы на расстояние более 100 км. В итоге Ижевск утратил автобусное сообщение практически со всеми районными центрами республики.
Весь городской электротранспорт Ижевска перевели на круглосуточный режим работы. Трамваи и троллейбусы курсировали по городу не для подвоза припозднившихся граждан, а чтобы не дать машинам остыть за ночь. По словам начальника службы движения МУП «Ижгорэлектротранс» Тамары Зайцевой, на предприятии не забыли морозы 1978 года, когда половина троллейбусного парка не смогла выйти на линию после того, что остановилась на ночь. Водители, вагоновожатые и кондукторы перешли на 12часовой режим работы. Убытки будут немалые: скажутся расходы на дополнительную электроэнергию, увеличение фонда заработной платы (внеурочно выходят и бригады ремонтников), организацию питания за счет средств предприятия, отсутствие полноценного пассажиропотока. Потери от круглосуточного движения и от простоя транспорта примерно равны, но в первом случае не пострадает престиж предприятия и не будут ущемлены пассажиры, рассуждают транспортники.
Чтобы не пришлось любимой плакать
Холода — настоящий ад для водителей и рай для ремонтников и продавцов запчастей. Как пояснил нам директор одного из магазинов компании «Олми» Григорий Коваль, «за двухнедельный период холодов объемы продаж по традиционно ломающимся в мороз деталям увеличились от 30 до 90%». Самые ходовые товары — свечи (это первое, что обычно меняет водитель, если не заводится автомобиль, рост продаж — 70%), аккумуляторы (90%), стартеры (30%).
Следующий по доходности сегмент — горючесмазочные вещества. Продажи различных зимних масел и смазок увеличились на 45%, при этом возник дефицит и, как следствие, очереди. В лидеры продаж вышла и автохимия. Тосол, антифриз поднялись в продажах на 35%. Стали резко популярны антизапотеватели и размораживатели стекол, которые раньше не брали вообще. Следует отметить, что стремительно возросший спрос в основном не вызвал дефицита на рынке: продавцы подготовились заранее. И цены не увеличились: прибыль принес масштаб торговли.
Возрос спрос на услуги спасательных и ремонтных организаций. По информации секретаря компании «УралСПАС» Елены Уховой, число вызовов эвакуатора при сохранившейся цене увеличилось в четыре раза. По словам опытных автомобилистов, затраты на ремонт (компьютерная диагностика двигателя — от 250 до 400 рублей, стоимость устранения неисправности — как повезет) можно существенно уменьшить: достаточно отогнать машину на час в теплый бокс.
Именно изза этого в интернете все чаще можно прочитать объявление: «пустите погреться в теплый гараж». На профилактике автоболезней недурно заработали и автостоянки, организовав новый вид услуги — прогрев машин ночью. В Ижевске такса за такую услугу составила 50 рублей с автомобиля.
Избушка ледяная
В холода практически не работали строительные компании. Работы на объектах крупнейших застройщиков Екатеринбурга, например «Атомстройкомплекса» и ЗАО «Наш дом», были приостановлены с 16 января. К слову, уточняющие нормы, которые запрещают работу на открытых стройплощадках при минус 35 градусах или 30 с ветром, выпущены министерством строительства и ЖКХ Свердловской области только 18 января. Но менеджмент компаний пошел по пути здравого смысла и заблаговременно закрыл стройки, не дожидаясь указаний сверху. Работать продолжали только отделочники (на объектах, где включено отопление). Да и то не все. Как рассказал руководитель группы объектов ЗАО «Наш Дом» Андрей Армянинов, штукатуры не могли работать даже в теплых помещениях: раствор замерзал по дороге. Как пояснила пресссекретарь «Атомстройкомплекса» Наталья Медведева, рабочие строительных специальностей на период холодов находились либо в очередных отпусках (изъявившие желание), либо в «вынужденном простое». Им сохранялась заработная плата в размере не менее двух третей от оклада.
На рынках заморозки
Если воспользоваться ненаучным визуальным методом, можно сделать вывод: потребительская способность населения падает синхронно со столбиком термометра. Люди предпочитают не выходить лишний раз на улицу, торопятся. Импульсных покупок не происходит: никто не заглядывается на витрины, уличная торговля с лотков сошла на нет — мерзнут и покупатели, и продавцы. Около половины киосков, торгующих периодической печатью и продуктами, закрыты: их невозможно обогреть должным образом.
Большие потери несут предприятия сферы зрелищных развлечений. Затишье в кассах Ижевского цирка — несмотря на то, что на конец января назначено новое представление «Пять континентов» с участием 126 экзотических животных. Обычно на премьерные шоу продается до тысячи билетов ежедневно, в эти дни — только по 50 — 60. Зрители боятся, что сильные холода не позволят привезти в Ижевск страусов, павлинов, обезьян, и билеты придется сдавать.
Количество посетителей в ночных клубах снизилось в среднем вдвое. «В ночь с пятницы на субботу (с 20 на 21 января) у нас было примерно 400 человек вместо обычных 1000 — 1200, — рассказывает директор екатеринбургского клуба “Табакерка” Борис Черданцев. — С субботы на воскресенье — тысяча вместо двух».
«В наших заведениях стало на 50% клиентов меньше», — подтверждает артдиректор развлекательного центра «Водолей» и ночного клуба «Сети» Павел Кучик. Вместе с посещаемостью вдвое упали доходы. Только одна холодная ночь с 21 на 22 января обошлась каждому из крупных ночных клубов в 200 — 250 тыс. рублей упущенной выгоды.
Не лучшим образом чувствуют себя и заведения общепита. Потери в выручке — от нескольких десятков процентов в дорогом сегменте до двух раз в среднем. «С приходом морозов количество посетителей у нас сократилось на 30%», — рассказывает менеджер зала ресторана «Кэф» Вероника Ярышева. «Кэф», к слову, как и некоторые другие заведения, попытался обыграть холода в рекламных акциях: с наступлением холодов дал рекламу на нескольких радиостанциях FMдиапазона, призывающую посетителей зайти согреться бесплатным стаканом глинтвейна. «Клиентов стало больше, — рассказывает Ярышева. —
В то же время суммы в чеках сократились: часть аудитории оказалась не совсем “нашей”, так как пришла главным образом изза презента».
Менее дорогие заведения, чьи клиенты передвигаются не на личных автомобилях и такси, а преимущественно пешком и на общественном транспорте, терпят еще большие убытки. Рассказывает Ольга Пушкарская, PRменеджер компании «Малахит»: «В первую неделю холодов в два раза снизилась посещаемость и продажи в уличных трейлерах Donner Кebab. В 1,5 раза упали продажи и посещаемость в Мак Пиках».
Если общепит и ночные клубы переживают «работу с меньшей рентабельностью», то водные развлечения вообще в простое. После посещения бассейна легко простудиться, люди предпочитают не рисковать. Администратор бассейна Физкультурнооздоровительного комплекса (Екатеринбург) Марина Сергеева: «При таких морозах детей на занятия не водят, да и взрослые посещают нас гораздо реже: у кого машина заведется? С началом холодов посещаемость упала процентов на 80». Ей вторит коллега, заместитель заведующего бассейна «Юность» Анатолий Сумароков:
«С началом холодов посещаемость бассейна уменьшилась примерно в пять раз. Упала выручка. Если раньше за пятницу и выходные мы зарабатывали 40 — 50 тыс. рублей, то в этот раз только 13». Пустуют несколько тысяч метров площадей крупнейшего в России комплекса водных аттракционов «Лимпопо», недавно открывшегося в Екатеринбурге.
Пожалуй, в рейтинге «Нам пришлось хуже всех» побеждают бизнесы, располагающиеся на открытом воздухе. Для горнолыжных курортов нынешний сезон рискует стать самым неудачным за всю историю. До нового года они простаивали изза недостаточного снежного покрова, после — изза того, что при температуре ниже минус 25 не работают подъемники. А если бы и работали, отмечают представители горнолыжных курортов, желающих покататься в минус 30 все равно бы не нашлось.
Совершенно без клиентов остались открытые катки и многочисленные ледовые городки. Подъехав к центральному ледовому городку Екатеринбурга на площади 1905 года (он всегда был высокодоходным) мы обнаружили отсутствие не только посетителей, но и администрации. «Сегодня никого не будет», — лаконично ответил охранник. Много хлопот доставляет поддержание городка в работоспособном состоянии: «От такого холода трескается лед, естественно, приходится ремонтировать ледяные скульптуры. Проблемы с водопроводом, замерзает и забивается туалет. Сложно и работникам: пришлось оборудовать пункт для обогревания, оснастить его калориферами. И все равно они переохлаждаются и заболевают», — посетовал охранник.
Минус — это плюс
Но немало и тех, для кого холода стали золотым сезоном, поскольку спрос на их товары и услуги взлетел на невиданную доселе высоту. Это, например, таксомоторные компании, объем заказов которых вырос в среднем на 50%. В компании «Таксигород» (Екатеринбург) в течение недели с 16 по 22 января рост составил 87,2% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года: 5461 заказов против 2920. При этом цены на услуги такси не повышались: морозы прекратятся, а клиенты останутся. По этой причине в часы пик вызвать такси, если не позаботиться об этом заранее, было невозможно: время ожидания автомобиля составляло до нескольких часов. Ижевские службы такси, напротив, погрели руки: воспользовавшись тем, что многие автовладельцы не смогли завести свой транспорт, а половина автобусов, как муниципальных, так и частных, не вышла на линию, они удвоили расценки. Несмотря на это, по словам диспетчера одной из фирм, количество заказов в первый же морозный день увеличилось в десять раз.
Ожидаемо оживился бизнес компаний, специализирующихся на доставке товаров, и интернетмагазинов. Количество заказов у служб доставки продуктов возросло в среднем на 20 — 30%. «Если в обычный будний день на доставке пиццы мы делаем 8 тыс. рублей, то в неделю холодов эта цифра выросла до 10 тыс. рублей», — делится офисменеджер предприятия быстрого питания «Центральный двор» Екатерина Дмитриенко (Екатеринбург).
В аптеках при сократившемся потоке посетителей количество заказов по телефону выросло на четверть. Резко поднялся спрос на некоторые товарные группы, отмечает заведующая аптекой «Асбюро плюс» Татьяна Моргун. Примерно вдвое увеличились продажи противопростудных средств, защитной косметики: кремов, мазей, помады.
Морозы практически никак не сказались на количестве посетителей косметических кабинетов и салонов красоты. По словам директора ижевского салона красоты «Элегия» Людмилы Урванцовой, постоянные клиенты не отказываются ни от каких процедур, запись идет на несколько дней вперед. И только немного уменьшилось число клиентов у парикмахеров.
А товаром номер один можно смело назвать обогревательные приборы. Продажи их повысились в четыре раза. «Только их и продаем. Фура с приборами приходит в магазин каждые два дня, но на следующий день они уже снова заканчиваются», — констатировал консультант торгового зала «МВидео». В магазине торговой сети «Мир» нам рассказали, что все обогревательные приборы раскупили еще в первые дни холодов — 14 и 15 января. На второй неделе стужи в половине магазинов бытовой техники обогревателей не было вовсе — расхватали все. Не менее ходовой товар — утеплители для окон.
Также объяснимо резко вырос спрос на валенки и суконки. На валенки, например, в 20 раз по сравнению с прошлым годом. Продавцы обувных магазинов рассказывают, что суконки приобретают даже небедные покупатели. На рынках Ижевска валенки всех размеров и самых разнообразных фасонов (с прорезиненной подошвой, на молнии, черного, белого, бежевого цветов) по желанию заказчика украшают мехом и бисером. Цена — от 300 рублей. В Екатеринбурге, невзирая на кусачие цены в 1,2 — 2 тыс. рублей, за валенками выстраиваются целые очереди: настоящий русский мороз не для итальянских сапожек.
Изменились и предпочтения тех, кто, несмотря на морозы, всетаки выбрался «поклубиться». «С пива посетители перешли на более крепкие напитки, — рассказывает Борис Черданцев. — К примеру, продажи водки увеличились на 30%». По данным Национальной алкогольной ассоциации, которые приводит газета «Ведомости», спрос на крепкие спиртные напитки вырос на треть и в общем по стране.
Вы будете удивлены, но мороз радостно приветствовали мороженщики, которые сократили расходы на собственное «производство холода». «В ряде случаев холодильные агрегаты можно вообще отключать. Рефрижераторы тоже работают без холодильных агрегатов. Автомобили, имеющие холодильные батареи, их не используют, а значит, не потребляют электроэнергии. Конечно, редко увидишь, но если мороженое продают на улице, то морозильники в данном случае используются как обычный ящик, не подключенный к сети. Производство мороженого не сокращается, поскольку большинство предприятий уже работают на накопление продукции к сезону и не связывают это с погодными условиями», — объясняет в сообщении Союз мороженщиков.