Мост вдоль или поперек
Нанотех решили перестроить. Независимым игрокам предлагают сказать: что в отрасли не так и как двигаться дальшеПредприятия наноиндустрии создают межотраслевое объединение для защиты своих интересов. Несмотря на то, что вся отрасль, по сути, большой стартап, реалии нового бизнеса таковы, что самоорганизация для него более чем назрела: проблем накопилось выше головы, а интересы нанотеха никакой структурой не представлены. Для их лоббирования производителям надо объединиться. Отвечающее за развитие нанобизнеса в стране Роснано со своей стороны готово корректировать то, что до сих пор делало. Но чтобы понять, как двигаться дальше, оно просит сообщество сказать «без всякой дурацкой дипломатии»: что правильно, полезно и работает, а что бессмысленно и путь в никуда. Для такого взаимодействия и нужна самоорганизация.
Таблица: Отраслевая структура продукции наноиндрустрии
Наноиндустрия - она есть
Есть, однако, очень неприятный повод для корректировки: отрасль тормозит в развитии. Лишь небольшая ее часть, проекты с роснановским участием, на кои приходится всего 11%, показывают хорошую динамику. А 89% так называемых независимых производителей - нет. Если в прошлом году общий объем производства продукции независимых был 143,5 млрд рублей при плане в 240 миллиардов, то в этом на сентябрь, по предварительной оценке, будет 195 млрд рублей при плане 330. Хотя, конечно, надо понимать, что плановые цифры достаточно условно задавались на стадии, когда все было в нулях.
Ожидается, что к 2015 году объем годового производства проектных компаний ОАО «Роснано» составит 300 млрд рублей, независимых производителей - еще 600 миллиардов, то есть страна получит продукции наноиндустрии почти на триллион. Посмотреть, из чего эти 600 млрд рублей будут складываться и что за игроки действуют на поле помимо Роснано, сегодня можно, опираясь не только на экспертные оценки: начиная с итогов за 2009 год Росстат ведет статистическое наблюдение за выпуском продукции наноиндустрии, поскольку было официально определено постановлением правительства - что такое нанопродукция. Так что поздно спорить, пора считать.
Сегодня в наноиндустрии России 287 производителей, из них 47 - роснановские проекты. Нанобизнесы расположены в 50 регионах страны. Более половины всех предприятий и организаций сосредоточено в восьми субъектах федерации: в Москве - 35, Татарстане - 32, Санкт-Петербурге - 26, Московской и Новосибирской областях - по 16, в Свердловской - 13, Томской - десять.
В других уральских регионах меньше: в Пермском крае - 7, Башкирии и Удмуртии - по 5, в Тюменской области - 2.
Если Свердловская область - уральский лидер по количеству независимых нанопроизводителей, то наибольшие объемы поставок продукции наноиндустрии в стоимостном выражении приходятся на Пермский край - 64% от всех поставок сегмента по России. Высокая доля края обусловлена в основном поставками нефтепродуктов. Если посмотреть на отраслевую структуру всего того, что производится в этой сфере, то почти три четверти - это нефтепереработка, то есть те виды нефтепродуктов, производство которых связано с нанокатализаторами (значительная часть высоких марок бензина, некоторые другие).
В отраслевой структуре наноиндустрии за последние годы вообще произошли серьезные изменения. Расширение применения нанотехнологий в химическом производстве, машиностроении, производстве электрооборудования, электронной и оптической техники существенно повысило роль этих отраслей в формировании рынка продукции нанондустрии. Их доля в общем объеме поставок товаров и услуг, связанных с нанотехнологиями, увеличилась с 0,8% в 2009 году до 28% в первой половине этого года. Удельный вес нефтепродуктов в продукции наноиндустрии сокращается, однако нефтепереработка продолжает сохранять доминирующее положение - 62% поставок.
Итак, статистика дает положительный ответ на вопрос, есть ли в России наноиндустрия. Если вычесть нефтепереработку, то объем производства нанопродукции независимыми нанопроизводителями «в чистом виде» в прошлом году составит более 40 млрд рублей. Цифры вполне взрослые. Но от желаемых через три года 300 и 600 млрд рублей очень далекие. Как их достичь? Для выявления проблем, сдерживающих выпуск нанотехнологической продукции, Роснано опросило руководителей независимых предприятий наноиндустрии. А 19 сентября впервые в истории отрасли собрало их в Москве на Первый Конгресс предприятий наноиндустрии, чтобы обсудить актуальные вопросы развития. Среди таковых, по результатам опроса, доминируют создание и развитие рынков нанотехнологической продукции, инфраструктурная поддержка производителей, стандартизация и сертификация, нормативно-правовая база.
Как продать нано
На первом месте для нанотеха - проблема пробиться на рынки. С этим плохо, выручает игроков, по их признанию, только креативность... То есть крутятся как могут. Продукция существенно лучше, качественнее, долговечнее и надежнее традиционной в силу применения новых технологий, но за счет увеличения затрат при ее выработке - часто дороже. А условия на рынках регионального и муниципального государственного заказа обеспечивают победу номинально дешевой продукции. И нанопроизводители, попадая в банальные процедуры тендеров, оказываются в ненормальном конкурентном поле и проигрывают другим игрокам.
Им бы помогло решение вопроса о так называемой цене владения, которая позволит объективно учесть не только цену в момент продажи, но и цену за весь период использования продукта. Эта категория расставляет все на свои места: нанопродукция объективно оказывается выгоднее традиционной, даже если ее стартовая цена выше. Но и тут преграда: у государственного областного и муниципального заказчика нет стимулов учитывать экономический эффект от использования продукции нанотеха. Не нужна она ему. Формирование технических характеристик закупаемой продукции под традиционный неинвестиционный товар и устаревшие нормативы значительно тормозят развитие и применение нанотехнологий на этих рынках.
- Мы считаем, что ситуация не совсем безнадежная, - полагает председатель правления Роснано Анатолий Чубайс. - Поскольку большая часть потенциальных рынков - региональные, в семи субъектах при нашей финансовой и консультативной поддержке разработана программа стимулирования спроса. Разворачиваем администрации на то, чтобы они не просто тупо проводили тендеры, не глядя на содержание того, что приобретается, а максимально ориентировались на инновационную продукцию. Например, в Москве Сергей Собянин ввел в целом ряде тендеров обязательные требования: до 5% от объема приобретаемых на тендерах муниципальных товаров - инновационные. В Татарстане пошли дальше - 10%. И это уже начинает работать.
Второй тип рынков - отраслевой - также отличает консерватизм потребителей, ориентация на традиционные решения и типы продукции, низкая скорость изменения нормативов и корпоративной сертификации товаров и услуг. Здесь основной темой дискуссии участников конгресса была проблематика выхода на емкие и тем привлекательные рынки крупных корпораций с госучастием: Газпрома, РЖД, Ростелекома, Транснефти и других. Система сертификации практически в каждой крупной компании своя, ее прохождение обходится предприятию до 150 млн рублей. Отсюда - нанотеху нужна возможность иметь единую сертификацию для производителя товаров и услуг.
В разговоре о рынках ключевое предложение независимых - смещение акцентов господдержки с предприятий наноиндустрии на потребителей по примеру европейских и азиатских стран, это даст стимул для развития наноиндустрии. Также игроки полагают, что именно межотраслевое объединение наилучшим образом справится с формированием и реализацией инструментов продвижения нанотехнической продукции на различные рынки, в том числе зарубежные. А еще - обеспечит защиту интересов нанопроизводителей в органах госвласти при разработке предложений по совершенствованию рынков.
Инфраструктура - точки роста
Как на всякой большой стройке, у формирующегося нанотеха все - с нуля, в процессе создания. Помимо проблем с выходом на рынки развитие независимых, не являющихся партнерами мощного лоббиста Роснано, тормозит отсутствие инфраструктуры - точек опоры. Ее создание - центральное направление работы Фонда инфраструктурных и образовательных программ, сюда направлен основной объем инвестиций. Под необходимой инфраструктурой понимаются центры трансфера технологий, инжиниринговые и прочие, но самое важное - наноцентры: их планируется создать 12. Каждый - серьезный бизнес с вложениями от 1,5 до 3 млрд рублей. Причем, как правило, в строительство, в недвижимость средства не вкладываются. Роснано будет использовать либо готовые здания, либо имущество партнеров. Возможные собственники наноцентров - регионы. Главная задача - оснастить эти площадки современным оборудованием по тому профилю, в котором Роснано видит в данном регионе задел с точки зрения профессиональной компетенции. А также по тому профилю нано, по которому есть потенциальный спрос.
- В этом году мы запустим первый наноцентр в Казани в той концепции, которую мы для себя сформировали, - заявил Анатолий Чубайс, - в будущем году по плану - целых 10. Долго мы спорили, как этот мост строить - вдоль или поперек. Критерий простой - приход в наноцентры малых и средних инновационных компаний. Здесь они смогут получать оборудование по приемлемым ценам, помещения для собственного производства, консультативную и юридическую поддержку. Во взаимодействии с наноцентрами начнут работать венчурные фонды, которые будут создавать источники финансирования для развития бизнеса. Наноцентры - важнейшие точки роста, запускаемые очень быстро. Такой вид инфраструктурного бизнеса не существовал ранее. И нам очень нужна обратная связь.
На Урале крупнейшие предприятия готовы вложиться в создание наноцентра в Екатеринбурге. О проекте заявлено недавно на координационной комиссии по развитию наноиндустрии в Свердловской области под патронажем властей региона. В частности ОАО «НПК "Уралвагонзавод"», ОАО «Уральский научно-исследовательский технологический институт», ОАО «Уральский университетский комплекс» подтвердили готовность подписать инвестиционное соглашение с Фондом инфраструктурных и образовательных программ до конца третьего квартала текущего года. Министерство промышленности и науки Свердловской области предусматривает меры господдержки проекта.
На развитие инфраструктуры нанотеха на Среднем Урале по областной целевой программе на 2011 - 2015 годы бюджет выделит 448 млн рублей. До конца 2013 года планируется создать не менее восьми производств с использованием нанотехнологий общим объемом производства 2 млрд рублей, получить 15 новых нанопродуктов. Очевидно, с расчетом на наноцентр, если таковой появится.
Узнав об инициативе соседей, пермские нанотехнологи отметили, что у них в крае мощный научно-технический потенциал в нанонаправлении использован очень слабо. Специалисты таких научно-производственных структур, как «Новомет», «Протон», «Авиадвигатель» и Пермская приборостроительная компания, уверены: в крае есть все необходимое для создания современного научно-технического центра, резидента Роснано. И технологии интересные, и бюджеты сильные. Дело - за политической волей. Пермский край два года назад был первым регионом России, который в сотрудничестве с ГК «Роснано» разработал программу мероприятий по стимулированию спроса на продукцию наноиндустрии.
Однако в этом году отношения испортились: в феврале регион получил довольно жесткую критику на совещании в Роснано. Суть претензий: реализованные проекты в области нанотехнологий - пройденный этап, пора двигаться дальше, повышать спрос на инновационную продукцию. А недавно новым губернатором Пермского края Виктором Басаргиным принято решение о прекращении отношений с венчурным фондом «Кама Фонд Первый», созданным в регионе в сотрудничестве с Роснано: Пермский край свои 750 млн рублей на фонд давно выделил, а Роснано столько же - нет.А вот Башкортостан, третий уральский регион с большим потенциалом развития нанотеха, дорогой разочарований еще не ходил. Под программу развития индустрии (машиностроение, строительные материалы, нефтехимия, биомедицина и электроника), которая нацелена увеличить к 2015 году объемы выпуска нанопродукции в регионе до 2 млрд рублей, здесь предполагают привлечь 600 млн рублей инвестиций Роснано при паритетных вложениях со стороны республики. На эти деньги хотят развить инновационную инфраструктуру. В списке много чего: бизнес-инкубатор, инженерно-технический центр разработки и прототипирования, центр продвижения продукции, центр бизнес-планирования и упаковки инвестиционных проектов, агентство поиска венчурных инвестиций, фонд ранних посевных инвестиций, центр экспертизы и мониторинга. Это позволит интенсифицировать процессы развития и продвижения инноваций в Башкортостане не только в области наноиндустрии, но и в других наукоемких и высокотехнологичных отраслях.
Мы видим, что в уральских регионах в наличии пока декларации о намерениях создавать инфраструктуру. Заглянем в Программу развития наноиндустрии в Российской Федерации, по которой до 2015 года «должно быть сформировано ядро отечественной наноиндустрии в виде национальной нанотехнологической сети (ННС)». Там реализация поставленной задачи включает два этапа: создание в 2007 - 2011 годах инфраструктуры ННС и обеспечение в 2012 - 2015 годах условий для ее эффективного функционирования. Как-то мы сильно выбились из графика. Ну, кризис помешал.
Стандарты еще те
Но вернемся к конгрессу: не меньшим барьером, чем закрытый доступ на рынки и отсутствие инфраструктуры, по мнению предприятий, стало отсутствие нормативной поддержки инновационной продукции, проблемы со стандартами техрегулирования и сертификации. Типичный шоковый пример: когда Роснано готовило пуск своего питерского завода «Оптоган», оно внезапно убедилось, что в соответствии с действующими СНиПами использование для освещения светодиодов - будущей продукции предприятия - в России запрещено... Потому что в одном из СанПиНов есть перечень видов исключения, а в другом - норма о том, что разрешаются только те источники освещения, которые оговорены. Вся предстоящая предпринимательская деятельность становилась незаконной с соответствующими уголовными последствиями.
Такая, казалось бы, ужасная ситуация была достаточно быстро разрулена: добились изменения базового СанПиНа, а следом и всего набора документов. На то у Роснано было достаточно ресурсов, которых у прочих игроков рынка нет. Но глава Роснано уверен: проблемы с нормативкой решаемы путем выстраивания конструктивного взаимодействия отрасли с соответствующими структурами, дайте время.
Проблема сертификации тоже решается: Роснано запустило систему наносертификации, по которой уже сертифицировано 35 видов инновационной продукции. Любые производители, для кого это значимо на рынке, могут обращаться.
Тут не весь перечень барьеров наноиндустрии, по каждому на конгрессе шли жаркие дискуссии в рамках круглых столов, предлагались решения, с учетом которых форум принял резолюцию. Многие проблемы роста отрасли проистекают не от того, что страна не готова к приходу нанотехнологий в жизнь. «Следует признать, что далеко не все инноваторы, разрабатывающие и внедряющие передовые технологии, умеют и хотят создать настоящие бизнесы. Многие просто предпочитают прятаться в своих небольших лабораториях, институтах или совсем малых семейных предприятиях с оборотом в несколько миллионов рублей в год. Отчасти боятся рейдеров, внимания властей. Часто это связано с психологической неготовностью, неумением и просто страхом создавать и вести бизнес с миллиардными оборотами. Наша задача - поддержать тех, кто к этому готов», - говорил бывший завлаб, а теперь глава Роснано.
Поскольку заявлено желание Фонда и Роснано услышать мнение сообщества, в октябре принимаются предложения: как лучше обустроить межотраслевое объединение - главный лоббистский инструмент производителей нанотехнологической продукции. Предполагается, что деятельность его сосредоточится на четырех основных направлениях: создании рынков нанотехнологической продукции, обеспечении ее качества и безопасности, взаимодействии предприятий наноиндустрии с инновационной инфраструктурой, а также на развитии кадрового потенциала.