Канал перекрыт
Малые и средние банки оказались отрезаны от доступа к ликвидности. Рыночные механизмы перераспределения перестали работать. Это случалось каждый раз во время кризисов: и в 95-м, и в 98-м и в 2004-м. Второй уровень банковской системы (первый — Банк России) в лице крупнейших кредитных организаций получил огромные вливания и «сел» на эту подушку, до остальных докатился слабый иссыхающий ручеек. Самая реальная ближайшая перспектива — волна скупки за бесценок вполне здоровых, но не способных долго держаться на плаву без доступа к ликвидности малых и средних банков.
Банкротств, вероятнее всего, никто не допустит, а вот административного ресурса, чтобы заставить владельцев проблемных кредитных организаций их продать, а подконтрольных государству банков — купить, достаточно. Это наглядно продемонстрировали сделки покупки Связьбанка, банков «Ренессанс» и КИТ-Финанс. Желающих отхватить по дешевке долю рынка хватает. Но есть и другой выход.
В мае этого года мы сформулировали два возможных варианта создания страховочной сетки для малых и средних банков на случай кризиса, не зная еще, что она понадобится так скоро (см. «Альтернативный канал» , «Эксперт» № 19 от 12.05.08). Повторим.
В условиях кризиса нужно решить две задачи — дать средним и малым банкам экстренный доступ к ликвидности и стабилизировать пассивы. Вопрос стабилизации пассивов решится, если наконец будет принята поправка в статью 837 ГК, разрешающая банкам привлекать вклады без права досрочного расторжения (ее уже более десяти лет пытается пролоббировать Ассоциация российских банков). А вот решение первой задачи лежит в ответе на вопрос — кто возьмет на себя риски кредитования третьего уровня банков. В условиях кризиса никто кроме государства. Речь, естественно, не идет о раздаче кредитов направо и налево.
Мы предлагали два варианта решения задачи — административный и рыночный. Административный подразумевал перекладывание рисков на госбанки через перераспределение части полученных от ЦБ средств в обязательства (например облигации) банков с рейтингом на два-три шага ниже. Этот вариант уже отпал: госбанки будут до последнего сопротивляться перекладыванию на них рисков всей системы. Действуют они в рынке и имеют в качестве акционеров и кредиторов далеко не только госструктуры.
Остается последний путь — рыночный. Заключается он в снижении планки надежности принимаемых в залог обязательств по кредитам и векселям предприятий с уровня высокого, B+/B1, которому отвечают немногие компании ТЭК, металлообработки и связи, до «массового» — то есть заемщика качественного, но стоящего на пару-тройку ступеней ниже. Заемщиков, соответствующих этому уровню, но не имеющих присвоенного рейтинга, в экономике довольно много. Если ЦБ примет это направление за основное, подкрепит его в перспективе включением в перечень критериев рейтингов национальных рейтинговых агентств, системный риск будет снят, а проблема ликвидности банков третьего уровня решена