Капитальные цели

Капитальные цели

Исполнился год последней попытке вылечить ЖКХ денежными вливаниями, не меняя ничего в самой системе и в отношениях вокруг нее: летом прошлого года образована государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Цель Фонда — профинансировать капитальные ремонты в домах и расселение граждан из ветхого и аварийного жилья. До 2011 года государственная корпорация должна направить в регионы около 240 млрд рублей, причем 60% — именно на капитальный ремонт. Правила корпорации предписывают: деньги пойдут на принципах софинансирования. Фонд при этом выделяет около 50% необходимых для ремонта средств. В складчине должны участвовать муниципалитеты (посчитав дома и приняв программы их ремонта — около 15% от сметной стоимости капремонтов), субъекты федерации (обобщив данные муниципалитетов и тоже найдя средства в бюджетах — порядка 30% сметы) и жильцы (с них — 5%).

В регионах быстро поняли, что на капиталку средств требуется меньше, чем на переселение, и стали просить в основном на ремонт. Так, Свердловская область подала заявку на выделение в 2008 году миллиарда рублей на капитальный ремонт, и только 119 млн рублей — на программу переселения. Югра просит у Фонда на капитальный ремонт 223 миллиона, на переселение — ничего.

К началу работы Фонда диспозиция в отрасли была такова: граждане брать на себя ответственность за жилье не хотят, а муниципалитет — не может. Вернее, не должен, хотя и старается управлять жильем и жильцами. Чтобы отдалить муниципалитет от ЖКХ, федеральная власть придумывала многое: акционирование муниципальных унитарных предприятий, установление тарифов на уровне субъектов федераций, новый Жилищный кодекс. Не помогло. Фонд без сомнения оказался гениальной идеей.

Во-первых, стало ясно, куда пошли деньги, выражаясь современным политическим сленгом, от «раскошмаривания» ЮКОСа (как раз в этот Фонд и, значит, на капремонт всех домов). Во-вторых, государство продемонстрировало, что в последний раз берет на себя ответственность за состояние дел в отрасли. В-третьих, условия получения денег из Фонда таковы, что жильцам просто ничего не оставалось, кроме как начать создавать товарищества собственников жилья и активно скидываться на капремонт, контролировать расходование средств. И таким образом понемногу брать на себя ответственность за происходящее в коммуналке. Логика создателей Фонда казалась безукоризненно рыночной и вполне жизнеспособной: «Если люди отдадут свои деньги, то захотят посмотреть, куда именно они идут, а контроль снизу всегда эффективнее, чем сверху». Ну и самое главное: наконец-то ЖКХ становилось относительно свободным от муниципалитетов, которые никак не желали терять над ним контроль.

Вот только вино перемен налили в старые меха коммунальной системы: пространство осталось прежним — странным симбиозом между рынком и совком, когда за вполне рыночные цены получаешь услуги низкого качества, а крайних не найти. Муниципальные власти увидели главное: нет ТСЖ — нет денег. Тогда организация товариществ стала продавливаться. Народ в ответ — еще больше сопротивляться, причем даже не тому, что надо скидываться на ремонт домов, а просто нововведениям. По Сургуту, например, поползли слухи, что если в городе не будет создано определенное количество ТСЖ, то городские власти накажут. Разумеется, организация ТСЖ там идет крайне медленно. Вслед за активизацией образования ТСЖ муниципальная власть активизировала давление на жильцов, чтобы те передавали дома в управляющие компании.

Произошло ровно то, о чем мы предупреждали, когда Фонд только создавался (см., например, «Капитальная засада» , «Э-У» № 28 от 23.07.08). Но мы еще надеялись, что ответственные за реформы в ЖКХ видят провалы в отрасли, и оздоровление муниципальной экономики станет обязательным условием для выделения денег. Не случилось. Деньги оказались первичны. За расходованием средств Фонда вполне разумно установлен очень жесткий контроль, но он таков, что становится очевидно: центральный аппарат совершенно не доверяет региональным и муниципальным властям, выматывает их наблюдением. Муниципалитеты отвечают центру взаимностью. Например, руководители местного самоуправления твердят жильцам: государство дает денег на коммуналку последний раз. Подразумевается: вы один на один остаетесь со своими проблемами.

О каком оздоровлении отрасли в такой ситуации может идти речь? Наоборот, деньги Фонда по факту лишь усилили контроль муниципалитета за ЖКХ, дистанцировав местную власть от грядущих проблем жильцов («вам давали, вы не взяли, теперь ничем помочь не можем»). Но это абсолютно не те задачи, которые ставил перед собой Фонд.

Время исправить ситуацию еще есть (Фонд действует до 2011 года). Для этого необходимо пустить на рынок нормальные управляющие компании (а не бывшие муниципальные предприятия), упростить систему взаимоотношений ТСЖ и поставщиков тепла, света и т.п, сделать тарифы рыночно обоснованными, а наказание за коммунальные неплатежи серьезным… Однако столько уже про это писали и говорили, что надежд на перемены нет. Собственники квартир! Делайте выводы

Материалы по теме

Долг не может отдать только труп

В одной дырявой лодке

Утекай

Естественно, монополия

Дома хозяйка

Эти бы деньги, да в мирное русло