Про ТЭК и хай-тек
Иллюстрация - Евгений Русин |
Обречены на внедрение
Консолидация нефтяных компаний в вертикально-интегрированные холдинги требует введения единых стандартов управления, делопроизводства, формирования отчетности. Территориальная распределенность затрудняет использование традиционных бумажных технологий и диктует максимально возможный уровень автоматизации. К высоким темпам развития ИТ в отрасли располагает и работа на экспорт: требования зарубежных контрагентов и инвесторов — хороший стимул. Формируя систему учета и отчетности с использованием ИТ-решений, применяемых во всем мире, предприятия чувствуют себя более уверенно. К тому же инвестиции в ИТ напрямую связаны с капитализацией компании. Некоторые специалисты утверждают даже, что уровень автоматизации нефтяной компании легко отследить по котировкам ее ADR.
Заместитель начальника управления информационных технологий ООО «Ямбурггазодобыча» Александр Рождественский к числу факторов, мотивирующих предприятия нефтегазового сектора к развитию ИТ, относит необходимость увеличения объемов разведанных запасов, интенсификации работы эксплуатирующихся скважин, оптимизации транспортировки и переработки нефтепродуктов. Директор по маркетингу и продажам компании Convera Павел Зотов отмечает небольшую текучесть кадров в ИТ-подразделениях нефтяных и газовых компаний, что значительно упрощает сопровождение, техподдержку и дальнейшее развитие систем, а также низкую коррумпированность административного персонала и ИТ-структур. Последнее связано с высоким уровнем заработной платы специалистов по информационным технологиям. «По сравнению с другими отраслями в проект вовлекается небольшое число аффилированных структур, и редки случаи, когда сам проект возникает ради участия в них аффилиатов».
Между тем есть ряд причин, затрудняющих внедрение ИТ на предприятиях ТЭК.
Не каждому по плечу
Помимо классических проблем, имеющих место при разработке и внедрении того или иного решения на любом крупном производственном предприятии, к примеру, человеческого фактора, компании нефтегазового сектора богаты на отраслевые трудности.
Во-первых, отмечает директор по ИТ компании «Скайтек» Александр Долгих, это необходимость автоматизации широкого круга бизнес-процессов (производство, хранение, транспортировка, оптовая и розничная реализация нефтепродуктов, аренда, франчайзинг, реклама), что выливается в высокие требования к функционалу информационных систем. С коллегой согласен исполнительный директор ЗАО «Тюмбит-АСУ» (Тюмень) Евгений Карасев: «Нефтегазовые предприятия часто многопрофильны, занимаются многими видами деятельности — от гражданского строительства, содержания больших транспортных цехов и до строительства трубопроводов. Соответственно, необходимо иметь штат квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в данных видах деятельности».
Во-вторых, предприятия отрасли отличаются непрерывным характером производства, транспортировки и реализации продукции. Значит, большинство информационных систем должны работать в режиме реального времени.
В-третьих, для большинства компаний характерна активная динамика бизнес-процессов, заданная влиянием политической и экономической обстановки внутри страны и в мире, адаптация под требования рынка. Это приводит к постоянным изменениям в ценовой политике, вызывает необходимость корректировки и уточнения данных уже после завершения операций хозяйственной деятельности.
В-четвертых, жесткая система отчетности перед головной организацией порождает необходимость в большом количестве разнообразных форм отчетов, подающих информацию в различных разрезах. «Предприятия обязаны предоставлять консолидированную отчетность в вышестоящие структуры холдингов, часто с помощью специализированного ПО, поэтому может потребоваться либо интеграция, либо отчетность, позволяющая быстро внести данные в ПО», — рассказывает Карасев.
В-пятых, в автоматизации нуждаются сугубо специальные задачи, не имеющие аналогов в других отраслях. Так, прежде чем организовать нефте— или газодобычу, должны быть проведены исследования, результаты которых необходимо собирать, систематизировать и сопоставлять для проектирования дальнейших работ. И здесь основная задача ИТ — обеспечить процессы «моделирования недр» достаточными вычислительными ресурсами. Достоверные геомодели необходимы специалистам компаний для определения оптимального метода бурения.
Заразный монополизм
Рынок ИТ-решений для нефтегазовой отрасли более узок, чем для любой другой. Объемы финансирования привлекают самых сильных игроков, сложность и многочисленность задач отсеивает остальных. А наличие в значительной части холдингов западного акционерного капитала во многом обуславливает выбор западных же продуктов.
Особенно это заметно на уровне головных предприятий и автоматизации управленческой деятельности центральных офисов компаний. Так, в качестве ERP-системы практически повсеместно используется SAP R/3 (см. интервью с директором нефтегазового сектора компании SAP в странах СНГ Романом Журавлевым). Сегодня суммарное количество пользователей SAP в нефтегазовой отрасли России превышает 11 тысяч и в ближайшие годы, по прогнозу исполнительного директора компании «АБ Консалт» Александра Гуревича, будет неуклонно расти. Внедряется хорошо зарекомендовавшее себя в зарубежных нефтегазовых концернах специальное отраслевое решение SAP for Oil & Gas.
Александр Гуревич объясняет его популярность следующим образом:
— Разработки, предлагаемые SAP нефтяникам и газовикам, ориентированы на традиционные задачи в управлении нефтегазовым бизнесом. На мой взгляд, большую роль в продвижении решений SAP на российском рынке сыграло историческое сходство управленческой культуры в Германии и России: более 80% используемых в бизнесе двух стран технологий менеджмента строились на одних и тех же принципах. В силу этого и подходы к автоматизации процессов управления крупными холдингами аналогичны.
Однако на более низких уровнях, например в территориальных подразделениях, зачастую внедрены и продолжают внедряться российские разработки. Во многом это объясняется разницей в цене: филиалам просто не потянуть тяжеловесный западный продукт. Так, наряду с R/3 в качестве ERP распространена отечественная «Галактика».
До и после
Тот факт, что автоматизация нефтегазового сектора по плечу далеко не каждой компании, и к ней допущены только профессионалы, сыграл для отрасли положительную роль. Представители и заказчиков, и поставщиков отмечают: уровень проникновения ИТ на предприятиях нефтянки выше, чем в других отраслях и сравним, пожалуй, только с банковской сферой.
По словам руководителя отдела внедрения компании DIRECTUM Михаила Перевозчикова, ярким примером комплексного подхода к автоматизации является ОАО «Удмуртнефтепродукт». Здесь внедрена система «Бизнес Люкс»: бухгалтерский учет, управление материальными ресурсами и расчетами по договорам. Что она дала компании? Эффект первый — оперативность информации. До внедрения: специалисты нефтебаз раз в неделю готовили товарные балансы в формате Excel и высылали по электронной почте в управление, затем специалисты отдела ИТ-управления готовили сводный товарный баланс для руководства. Цифры, отмечает начальник отдела информационных технологий ОАО «Удмуртнефтепродукт» Леонид Нечаев, были общими и убедиться в их достоверности не представлялось возможным. После внедрения: данные об остатках на нефтебазах автоматически передаются по репликации в управление. Только экономия времени, по оценке Нечаева, составляет 40 часов в неделю (что равно затратам одного специалиста) на одну нефтебазу, а в Удмуртнефтепродукте их девять.
Вторая группа эффектов — сокращение дебиторской задолженности на 50% и больше. До внедрения «Бизнес Люкс» бухгалтеры вручную выбирали из баз данных дебиторов и передавали списки директору нефтебазы, а потом в управление. Разрозненные справочники организаций и кусочное ПО не позволяли увидеть полную картину даже внутри отдельной нефтебазы. После внедрения создан общий справочник организаций, данные по дебиторской задолженности собраны по всей компании.
Наличие в управлении полных данных по всем нефтебазам дает менеджменту возможность детально анализировать постановку учета и искать пути оптимизации налогообложения. Улучшились качество и скорость обслуживания покупателей, как следствие, выросла их лояльность. Появились и стратегические эффекты. Так, отмечает Леонид Нечаев, «используя систему в течение трех лет мы смогли отслеживать динамику и строить более точные прогнозы реализации с учетом сезонности спроса и ежегодного роста реализации». Словом, использование ИТ приносит нефтяникам вполне ощутимую и, главное, поддающуюся подсчетам выгоду.
Знакомые беды
Большинство представителей компаний-внедренцев сходятся во мнении: уровень развития ИТ на предприятиях нефтегазовой отрасли мог быть значительно выше, если бы не сдерживающие факторы.
Рассказывает Михаил Перевозчиков: «До сих пор существуют компании советского типа управления. В них нет санкций за невыполнение сотрудниками функций, раздут штат, отсутствует стремление к эффективности. На таких предприятиях внедрение значительно затягивается, его стимулирует только „пряник“ внедренца. В итоге значительно возрастает стоимость». Консерватизм управления отмечает и менеджер по работе с ключевыми заказчиками Oracle СНГ Сергей Сигарев: «Невысокая во многих случаях культура руководства приводит к тому, что расходы на ИТ не считаются инвестициями собственно в бизнес и финансируются по остаточному принципу. Но с проникновением в отрасль международного опыта ведения бизнеса информационным технологиям уделяется все больше внимания». Специалисты сходятся в одном: наиболее эффективно решить эту проблему можно, передавая максимум функций, связанных с внедрением и эксплуатацией ИТ, на аутсорсинг.
Как ни парадоксально, негативное влияние на качество внедрений оказывает единоначалие, наличие общих корпоративных стандартов. Александр Долгих:
— Решение об автоматизации, как правило, принимается не на местном уровне, а в управляющих компаниях, в рамках так называемых корпоративных стандартов, разрабатываемых ИТ-директорами. Но им часто недостает информации о потребностях филиалов, что приводит к ошибкам в выборе. Для каждого конкретного случая процесс выбора ИТ-решения, которое должно тиражироваться на все входящие в холдинги предприятия, свой. Кто-то уже имел опыт работы с некой системой и старается ее протолкнуть, кто-то объявляет тендер, кто-то самостоятельно пытается проанализировать рынок, а кто-то получил предложение конкретного поставщика КИС, от которого не смог отказаться, и так далее. При этом до выбора системы никто не проводит анализ существующих бизнес-процессов, это делается уже после, на этапе предпроектного обследования. А между тем выбор системы во многом определяет успех ее удачного внедрения и использования. К сожалению, не все руководители предприятия еще понимают это. Управляющим компаниям необходимо уделять особое внимание выбору КИС и делать его объективно, не отдавая этот вопрос на откуп одному специалисту, например директору по ИТ.
Пожалуй, наиболее эффективный способ решения этой проблемы — анализ бизнес-процессов предприятия и выбор наиболее подходящей системы с помощью внешних независимых консультантов.
Наконец, актуальной остается проблема интеграции различных программных продуктов. В некоторых случаях симбиоз западных и отечественных технологий показывает себя с лучшей стороны и позволяет экономить средства. В других, напротив, затрудняет интеграционные процессы, создает классические проблемы «лоскутной автоматизации». В результате большое разнообразие используемых программно-технических средств не позволяет достичь максимальной эффективности производства и степени организации процессов управления. Разработка и внедрение отдельных систем управления, так называемая «кусочная» автоматизация, ведет к резкому увеличению затрат на интеграцию систем. Чтобы избежать их, необходимы комплексный подход и системная интеграция.
Дополнительные материалы:
И старое послужит
Развитие ИТ в нефтегазовом секторе должно носить не революционный, а эволюционный характер, считает руководитель группы по работе с нефтегазовым сектором компании «АйТи» Александр Богданов
Александр Богданов |
— Отраслевая специфика, безусловно, существует. Но для успешной работы не менее важно учитывать специфику конкретной компании. Дело в том, что сами нефтегазовые предприятия разнятся по источнику акционерного капитала и стилю менеджмента. Естественно, эти факторы оказывают влияние и на ИТ-стратегию. Например, такое, казалось бы, устоявшееся понятие, как система электронного документооборота может трактоваться совершенно по-разному. Нефтяные компании с западным капиталом просто не имеют практики использования систем электронного документооборота, и основные функции этого решения «делят» между электронной почтой и, к примеру, приложениями финансового учета и корпоративного портала. Отечественные акционерные компании предпочитают использовать специальные решения по документообороту. Нельзя забывать и о том, что каждая компания имеет свое «ИТ-наследие». Значительную долю ИТ в нефтегазовом секторе до сих пор составляют решения, созданные на основе разработок советских НИИ. Со временем цена их владения возрастает, но функционально они могут закрывать потребности предприятия примерно на 80%. Поэтому развитие ИТ в нефтегазовом секторе должно носить не революционный, а эволюционный характер.
— Какие основные задачи стоят перед предприятиями нефтегазовой отрасли в плане автоматизации?
— Предприятия отрасли серьезно зависят от рыночной конъюнктуры. Соответственно, им необходимо получить инструменты, которые позволили бы гибко реагировать на любые изменения. В настоящее время многие нефтегазовые компании пытаются укрепить свои позиции на рынке розничного сбыта нефтепродуктов. Поскольку конкуренция в этом сегменте высока, компании делают ставку на предложение конечным потребителям большего числа товаров и сервисов. Разумеется, возрастающая номенклатура товаров усложняет процесс управления сетью заправок. И внедрение системы управления сетью АЗС предоставляет большие возможности для повышения прозрачности сбытовой деятельности, а значит, ее эффективности.
В то же время основной статьей расходов компаний нефтегазовой отрасли остается персонал. Их территориально распределенная структура и большое число сервисных предприятий затрудняют управление кадрами. Не удивительно, что автоматизацию кадрового менеджмента вертикально-интегрированные компании считают одним из приоритетных направлений.
По проторенному пути
Инвестиции нефтяных и газовых компаний в ИТ будут расти, считает директор нефтегазового сектора компании SAP в странах СНГ Роман Журавлев
Роман Журавлев |
— Несомненно, как наиболее значимых. Кроме очевидного факта финансового благополучия предприятий отрасли, еще и по следующим соображениям. Сегодня руководители нефтяных компаний все больше осознают: при помощи единой ERP-системы для всей корпорации они смогут унифицировать бизнес-процессы и методы сбора данных в многочисленных дочерних обществах, закрепив неотступность от утвержденных регламентов и методик. Это в ближайшее время приведет к увеличению расходов на ИТ в крупных нефтяных корпорациях.
— Какие ИТ-решения востребованы компаниями нефтегазового сектора в первую очередь?
— Интерес вызывает комплекс решений для управления жизненным циклом основных фондов (EAM). Это неудивительно: в нефтегазовой отрасли сконцентрирована большая часть основных фондов страны, и даже незначительная в процентном отношении экономия капитальных и эксплуатационных затрат, которую обеспечивает грамотное внедрение ИТ-решений, в масштабах нефтяного сектора выливается в огромные суммы.
Если посмотреть на путь, который прошли международные нефтегазовые корпорации, можно предположить, что в будущем отечественной нефтянке более других понадобятся, во-первых, системы управления цепочками поставок, позволяющие осуществить планирование и учет перемещений «от скважины до бензоколонки», во-вторых, комплексы решений для корпоративного уровня, обеспечивающие стратегическое планирование и моделирование, бюджетирование и управление инвестициями, управление персоналом и сервисные функции.
— Насколько решения компании SAP востребованы компаниями нефтегазового сектора?
— Кроме стандартной ERP-системы, удовлетворяющей существенную часть потребностей мировых нефтегазовых корпораций, наша компания создала комплекс индустриальных решений «Решение SAP для нефтегазового бизнеса» (SAP for Oil & Gas), отвечающий отраслевой специфике. Девять из десяти крупнейших нефтегазовых корпораций России являются нашими клиентами. На десятом предприятии, в компании ОАО АК«Транснефть», проделана серьезная работа по подготовке к проекту создания единой системы управления, и мы надеемся, что в этом году стартует проект по внедрению ERP-системы.
Если обращаться к опыту внедрений на предприятиях Уральского региона, особенно выделяются проекты, осуществленные в ОАО «ЛУКойл-Пермь» и в ОАО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез». По последнему могу привести цифры, они говорят сами за себя. Внедрение решений SAP позволило за счет автоматического формирования потребности в закупках на 10% сократить затраты на приобретение товарно-материальных ценностей. Кредиторская и дебиторская задолженности снизились в среднем на 34% благодаря отражению обязательств в режиме реального времени. Появилась возможность получения руководством актуальной информации о потребностях цехов и подразделений предприятия в материалах и оборудовании, вследствие чего на 22% сократились складские запасы.
Время консолидировать
Информационными системами могут быть охвачены и превращены в единый механизм большинство бизнес-процессов предприятия, уверен первый заместитель генерального директора ООО «ЛУКойл-Пермь» Азат Хабибуллин
Азат Хабибуллин |
— Информационные технологии стали неотъ-емлемым элементом функционирования компании: наступило время консолидировать ИТ-ресурсы в рамках единой системы. Современный этап — внедрение комплексных систем управления предприятием. Причина — консолидация нефтегазодобывающих активов и стратегия повышения эффективности их функционирования.
— В чем суть проекта создания интегрированной системы управления нефтегазодобывающим обществом (ИСУ НГДО), реализуемого на вашем предприятии?
— Мы работаем в условиях большой территориальной распределенности бизнеса: цеха добычи нефти и газа ООО «ЛУКойл-Пермь» разбросаны по всей области. Проект ИСУ НГДО позволит нам создать единое информационное пространство предприятия, автоматизировать задачи планирования и учета ресурсов и обеспечить поддержку деятельности двухуровневой организационной модели: центральный аппарат управления плюс цеха добычи нефти и газа. Первый сегмент проекта ИСУ НГДО уже запущен. Осуществлена поддержка процессов МТО, сбыта, реализован бухгалтерский и управленческий учет. Идет внедрение второго сегмента, в котором реализуется механизм экономического планирования и бюджетирования.
Фактически все бизнес-процессы предприятия могут быть охвачены информационными системами и превращены в единый механизм. Более того, информационная интеграция выходит за рамки предприятия. В блоке МТО проекта ИСУ НГДО реализована схема электронного обмена информацией (размещения заказов) с поставщиками. Планируется обеспечение доступа к информации НГДО главных департаментов ОАО «ЛУКойл».
— Как осуществляется управление проектом?
— Информационные технологии рассматриваются как способ решения бизнес-задач, поэтому к внедрению активно привлекаются топ-менеджеры, ответственные за бизнес-процессы. Проект ИСУ НГДО внедряется на основе технологий проектного менеджмента. Внедрением занимается проектный офис с участием специалистов предприятия и подрядчиков. Ключевым партнером по проекту выступает компания SAP Consalting. Текущее руководство проектом ведет оперативный совет, а ключевые решения утверждаются управляющим советом в ОАО «ЛУКойл».
Подготовил Юрий Немытых