Подбрось цианистого
Скандал с уголовным преследованием топ-менеджеров и собственников «Уралкалия», кроме ухудшения российско-белорусских отношений, может создать экономические риски для бывших участников калийного картеля и возможности для потенциальных поглощенийКонфликт между крупнейшими производителями хлористого калия в мире Уралкалием и Беларуськалием достиг апогея, стремительно перейдя из спора хозяйствующих субъектов в политическую плоскость. Вслед за арестом топ-менеджера компании Владислава Баумгертнера Следственный комитет Белоруссии заочно предъявил обвинение совладельцу Уралкалия Сулейману Керимову — сенатору от республики Дагестан и одному из самых влиятельных людей в России. Белорусские следователи уже обратились в Интерпол с просьбой объявить олигарха в международный розыск по подозрению в превышении властных и служебных полномочий, нанесении существенного вреда государственным и общественным интересам Белоруссии, а также ее госпредприятию Беларуськалий.
Шаг беспрецедентный. В ответ уральские калийщики поспешили обвинить Минск в недобросовестной конкуренции, назвав возбужденные уголовные дела сфабрикованными. Химический гигант не сразу, но нашел поддержку Москвы: она официально потребовала от Белоруссии немедленно освободить заключенного и пригрозила ограничить поставки российской нефти и импорт белорусского молока и мяса. Правительство Белоруссии, очевидно, такие заявления не смущают, поскольку речь идет о подрыве финансового положения одного из крупнейших белорусских налогоплательщиков.
Калий врозь
Ограничению свободы Владислава Баумгертнера (с 26 августа находится в СИЗО КГБ Белоруссии) и публичным обвинениям в адрес Сулеймана Керимова предшествовал затяжной политико-экономический конфликт на калийном рынке между Россией и Белоруссией.Партнерство двух калийных предприятий длилось больше восьми лет: в 2005 году (еще при прежнем владельце Уралкалия Дмитрии Рыболовлеве) для совместной торговли на международном рынке они создали на паритетных началах эксклюзивного трейдера ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК). Через БКК заключались все экспортные калийные контракты обеих компаний. Торгуя сообща и регулярно создавая искусственный дефицит на рынке удобрений, партнеры смогли многократно увеличить цены на свой товар. Картель стал крупнейшим мировым экспортером, к 2012 году заняв 42% мирового рынка продаж калия.
Напряженность между партнерами возникла в 2010 — 2011 годах, после того как группа миллиардеров во главе с Сулейманом Керимовым приобрела акции Уралкалия, а затем поглотила и его основного конкурента — «Сильвинит» (Пермский край). Сконцентрировав в своих руках российский калийный бизнес, новые собственники начали переговоры по покупке Беларуськалия. Предложение, казалось, упало на благодатную почву. Уже осенью 2011 года президент Белоруссии Александр Лукашенко официально заявил, что правительство страны готово выставить компанию на открытые торги — за 30 млрд долларов. Однако российская сторона сочла эту сумму завышенной как минимум вдвое. Переговоры продолжались больше года и, похоже, в довольно жесткой форме, что значительно ухудшило партнерские отношения. Осенью 2012 года Александр Лукашенко публично обвинил российских бизнесменов в попытке подкупа, заявив, что ему была предложена взятка в 5 млрд долларов, если он продаст Беларуськалий за 10 млрд долларов.
Зашедшие в тупик переговоры не могли не сказаться на экономическом сотрудничестве Уралкалия и Беларуськалия: уже в конце декабря 2012 года Александр Лукашенко подписал указ об отмене исключительного права БКК на экспортные поставки калия из республики. Фактически это означало, что белорусская сторона могла продавать сырье в обход России (к тому моменту были достигнуты договоренности о поставках в рамках БКК в 2013 году 1 млн тонн российского и белорусского калия в Индию и 700 тыс. тонн — в Китай).
Уралкалий ответил не сразу, однако жестко и однозначно: 30 июля 2013 года компания заявила о прекращении сотрудничества с БКК и переходе к самостоятельной политике на мировом калийном рынке. Отныне экспорт российского калия пойдет через «дочку» Uralkali Trading. «Мы с сожалением вынуждены констатировать, что наше сотрудничество с белорусскими партнерами в рамках БКК зашло в тупик. Уралкалий всегда настаивал на том, что экспортные продажи обоих производителей должны осуществляться через единую товаропроводящую сеть. Этот фундаментальный принцип сотрудничества был нарушен», — мотивировал решение Владислав Баумгертнер. Параллельно сразу в нескольких интервью он рассказал об изменениях в производственных планах и ценовой политике компании: увеличении производства калия с ранее заявленных 9 — 10 млн тонн в год до 10,5 — 14 млн тонн и снижении экспортных цен с 400 до 300 (а не исключено, и 250) долларов за тонну.
Сенсационные заявления ударили по всему рынку: котировки мировых производителей калия обвалились в целом почти на 20 млрд долларов. Бумаги самого Уралкалия, а также канадских Mosaic и Potash, европейских ICL и K+S, подешевели 30 июля на 18 — 24%. Наиболее сильные риски после разрыва картеля возникли перед Беларуськалием: потеря капитализации, сложившейся сети сбыта и снижение прибыли от продаж на фоне возможного ценового демпинга бывшего партнера. Не стоит забывать, что для Белоруссии калий — такой же значимый экспортный товар, как углеводороды для России: на него приходится около 15% всех валютных поступлений в страну.
Директоров — на нары
В Белоруссии решение о разрыве отношений называют не иначе как «провокацией». Задержание Владислава Баумгертнера и объявление в розыск Сулеймана Керимова стало беспрецедентным ответом республики на развал калийного картеля.Обвинения, выдвинутые против них (а также объявленных в международный розыск четырех топ-менеджеров БКК), сводятся к тому, что российская сторона замкнула на себя все финансовые потоки общего трейдера и основных торговых партнеров на ключевых рынках. Схема, по мнению следственного комитета Белоруссии, выглядела так: российские сотрудники БКК втайне от белорусской стороны предоставляли незаконные скидки на продукцию отдельным покупателям, перенаправляли зафрахтованные под белорусский калий суда на загрузку продукцией Уралкалия, разрывали выгодные действующие контракты, обещая партнерам заключить их с Уралкалием по более низким ценам. Белорусское следствие считает, что махинации совершались в интересах Сулеймана Керимова. Он же, по мнению следствия, являлся выгодоприобретателем от искусственно вызванного кризиса на рынке калия. В частности, кризис обвалил акции Уралкалия, которые затем начала скупать Suleyman Kerimov Foundation. Напомним, что 21 августа, спустя три недели после обвала акций Уралкалия с 221 до 146 рублей за бумагу, стало известно, что Suleyman Kerimov Foundation увеличил свою долю в компании с 17,2 до 21,75%.
На белорусском телевидении правоохранители позволяют себе довольно жесткие и эмоциональные заявления. «На языке бизнеса это называется рейдерский захват, на языке правосудия — мошенничество. Организаторы надеялись обвалить стоимость Беларуськалия, загнать партнера в угол и скупить за бесценок. Топ-менеджеры тут выступают в качестве наемных киллеров рынка. Заказчики — крупные акционеры. В первую очередь — российский олигарх Сулейман Керимов», — цитируют белорусские журналисты республиканскую прокуратуру и следственный комитет.
Следственный комитет республики оценивает ущерб, нанесенный в результате «мошеннических» действий, Белоруссии и госкомпании в 100 млн долларов. Что интересно, именно на эту сумму Уралкалий застраховал в AIG риски ответственности своих топ-менеджеров: годовой полис (действует с июля 2013 года) должен покрывать убытки, которые могут возникнуть в связи с исполнением директорами и должностными лицами своих должностных обязанностей, в том числе и суммы присужденных убытков. Деньги относительно небольшие: для сравнения, выручка Уралкалия по итогам 2012 года — 3,95 млрд долларов, заявленная стоимость БК — 30 млрд долларов. Возможно, именно потому, что сумма экономических претензий несущественна для столь резкого шага, как арест на два месяца топ-менеджера крупной компании, в Москве действия Минска оценили как грубый политический шантаж.
В Уралкалии все выдвинутые белорусской стороной обвинения отвергают и считают уголовные дела против своих менеджеров и акционеров сфабрикованными. В компании отмечают, что наблюдательный совет БКК, который возглавляет Владислав Баумгертнер, является надзорным органом, собирающимся лишь несколько раз в год, а его председатель не имеет никаких служебных полномочий, которыми он мог бы злоупотребить. Теперь компания намерена отстаивать свои интересы в суде. Адвокат Сулеймана Керимова Анатолий Кучерена называет обвинения в адрес его клиента абсурдными: «Для возбуждения уголовного дела против Сулеймана Керимова нет абсолютно никаких юридических оснований, поскольку тот в полном соответствии с российским законодательством как сенатор давно не занимается хозяйственной деятельностью, передав управление своими активами в доверительный фонд». Но, по словам Анатолия Кучерены, миллиардер откажется от выезда за границу, если будет объявлен в международный розыск.
Война как мать родна
Единого мнения о том, какого исхода Александр Лукашенко ждет от атаки на Уралкалий, нет, тем более что сам он никаких официальных заявлений по поводу конфликта не делает. Понятно одно: Белоруссия пытается решить свои внутриполитические проблемы и сделать все возможное, чтобы бюджет страны не лопнул (Белорусская калийная компания обеспечивает до 30% поступлений). «Уралкалий партнера просто “кинул” в погоне за повышением прибыли. И белорусская сторона защищается теми методами, которыми может», — полагает председатель комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко.Затягивание конфликта не выгодно ни белорусской, ни российской стороне. Они будут вынуждены найти компромисс, ведь кроме репутационных ударов, политические разборки могут нанести обеим сторонам вполне реальный экономический вред. После развала БКК «Беларуськалий» заключил лишь один самостоятельный экспортный контракт — с трейдинговой компанией из Катара. Объемы не раскрываются, однако известно, что Катар никогда не входил в число крупнейших мировых потребителей калия.
Сложности со сбытом продукции уже заставили белорусских калийщиков с сентября сократить производство руды и приостановить (предварительно на две недели) работу двух из четырех добывающих рудников. На две трети оклада переведена «значительная» часть работников. Неофициально участники рынка говорят о том, что все склады компании загружены продукцией. «Сейчас Беларуськалию жизненно необходимы контракты, в первую очередь с китайскими или индийскими потребителями сырья. Но их нет ни у кого на рынке, кроме Уралкалия», — отмечает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.
Осень традиционно считается временем переговоров по контрактам на будущий год. Аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова говорит, что компании, попавшей в такую ситуацию, сложно подписать крупные и долгосрочные контракты. Это может привести к существенным потерям и для белорусских, и для российских производителей. В частности Уралкалий от падения цен и объемов производства только в первом полугодии 2013 года по предварительным данным снизил выручку на 18%, а прибыль до налогообложения — на 44%. Эта ситуация уже сильно напрягает правительство Пермского края (здесь расположены все производственные активы компании). Депутаты краевого Заксобрания сомневаются в способности уральских калийщиков выполнить взятые с 2013 года социальные обязательства по ежегодному перечислению в бюджет региона 6 млрд рублей в виде налога на прибыль (для сравнения: в 2012 году общий объем поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет края составил 36 млрд рублей).
Выиграть от скандала могут западные калийщики: пока бывшие партнеры разбираются между собой, у европейских и канадских производителей есть шанс увеличить производство и долю на рынке. Но главным победителем в этих разборках, видимо, станут крупнейшие потребители калия в мире — Индия и Китай. Как отмечают производители минеральных удобрений, Поднебесная предлагает заключать контракты на 2014 год по цене 300 долларов за тонну, хотя еще весной калий был на 100 долларов дороже, а Индия требует скидку в 11% на уже заключенные до конца 2013 года контракты.
Наиболее вероятно, что через уголовный конфликт белорусская сторона пытается частично отыграть «развод» с Уралкалием. Восстановить картель в прежнем виде, конечно, вряд ли возможно, но оговорить некий переходный период, который позволил бы Беларуськалию укрепить позиции на рынке и получить новые контракты на выгодных условиях, пытаться можно. «Если БК и УК удастся вновь объединиться, это сдержит цены на уровне 400 долларов за тонну», — полагают в FOREX MMCIS Group.
На днях Беларуськалий и правительство Белоруссии, попытались успокоить потенциальных покупателей калия. «Я считаю, пора забывать скандал в калийной отрасли. Необходимо восстанавливать рынок, который был разрушен заявлением Уралкалия 30 июля», — заявил генеральный директор Беларуськалия Валерий Кириенко. Министр экономики Белоруссии Николай Снопков пошел еще дальше: «Конфликт, связанный с калийным делом, не будет затяжным. И Уралкалий как сторона, разорвавшая отношения, должен будет договориться, чтобы сохранить на рынке паритет».
В какой форме и на каких условиях это возможно? Во время «развода» уральские калийщики не отрицали, что могут возобновить сотрудничество с белорусскими производителями на экспортных рынках. И сегодня председатель совета директоров Уралкалия Александр Волошин не исключает такую возможность. Правда, с оговоркой, что «сейчас, наверное, не самое удачное время это обсуждать». Управляющий директор Arbat Capital Юлия Бушуева полагает, что если в голове президента Белоруссии Александра Лукашенко альянс подразумевает воссоздание картеля, то только в случае смены собственника Уралкалия: «Вряд ли белорусы и Керимов могут теперь о чем-то конструктивно разговаривать». Но такие вещи не происходят за день. Не исключено, что воспользоваться конфликтом и подставить плечо белорусским коллегам поспешит кто-нибудь из иностранных конкурентов. Во всяком случае, после обвала мирового рынка калия и падения капитализации его игроков для этого появился неплохой шанс.
Дополнительная информация.
«Беларуськалий» — третий в мире производитель хлористого калия. Ведет разработку расположенного на юге Минской области Старобинского месторождения калийных солей (площадь около 350 кв. км), которое считается одним из крупнейших калийных месторождений мира. По данным Минфина Белоруссии, в 2012 году выручка БК составила 2,14 млрд долларов. В сравнении с 2011 годом продажи компании упали на 21,9% до 3,7 млн тонн.
«Уралкалий» — крупнейший в мире производитель калийных удобрений. Разрабатывает Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей в Пермском крае (запасы — 3,8 млрд тонн оксида калия). Компания обеспечивает около 20% мировых поставок калийных удобрений. Основные рынки сбыта — Бразилия, Индия, Китай, Малайзия. Чистая прибыль за 2012 год по МСФО — 1,597 млрд долларов, выручка — 3,34 млрд долларов. Рентабельность по скорректированной EBITDA — 71%. Ключевой акционер — Suleyman Kerimov Foundation (21,75% акций), 54% акций находится в свободном обращении.