Осторожно, бюджеты закрываются
По регионам прокатилась первая волна сокращения пригородных перевозок. Если власти не решат, как компенсировать убытки транспортников, за ней последует еще одна, гораздо более сильнаяСвердловская пригородная компания (СПК, работает на территории Свердловской, Тюменской, Оренбургской, Курганской, Челябинской областей и ХМАО) объявила о сокращении пригородных перевозок. С 1 сентября перестали ходить шесть электричек по трем направлениям в Курганской области, с 5 сентября - десять электричек по четырем в Челябинской. Причина - отсутствие финансирования со стороны региональных властей. Проблема характерна не только для Большого Урала. По сообщениям РЖД, Северо-Западная пригородная пассажирская компания (ППК) отменила около 30 электричек в Вологодской, Новгородской, Псковской, Мурманской, Тверской областях и Карелии. ППК «Черноземье» сократила 50 маршрутов на территории Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Пензенской и Саратовской областей. Принятие аналогичных мер в ближайшее время рассматривает Северная ППК. Таким образом, кризис пригородных перевозок уже затронул больше 20 субъектов. В зоне риска - все остальные.
Тормоз
Возникшие проблемы - отчасти следствие структурной реформы железнодорожного транспорта. С начала 2011 года пригородные перевозки из ведения РЖД переданы специально созданным в регионах 27 ППК. Раньше РЖД компенсировали убытки (за последние пять лет - более 125 млрд рублей) за счет прибыли от грузовых перевозок, теперь это на совести властей.
- Все пригородные компании сейчас работают по одной схеме. Субъект заказывает необходимый объем транспортных услуг, компания-перевозчик рассчитывает экономически обоснованный тариф, предъявляет субъекту расчеты. Затем он должен решить, какую часть затрат будет оплачивать житель через стоимость билета, а какая будет компенсироваться из бюджета. Размер тарифа устанавливается с учетом транспортной доступности и платежеспособности населения, при этом себестоимость перевозок почти всегда превышает устанавливаемый тариф. Кроме этого, правительство РФ компенсирует расходы перевозчиков на инфраструктуру (в 2011, 2012 и 2013 годах размер поддержки определен в 25 млрд рублей), - объясняют в пресс-службе Свердловской железной дороги (СвЖД).
На деле все сложнее. В 2011 году только в 15 регионах была обеспечена безубыточная работа ППК (среди субъектов Большого Урала в этот список вошла только Башкирия), еще шести субъектам субсидии не требовались ввиду экономически обоснованного тарифа (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область и др.). В остальных 51 субъекте ППК сработали в минус.
- На территории Урала и Западной Сибири неблагополучная ситуация сложилась в Челябинской и Курганской областях, где не выплачиваются даже предусмотренные компенсации, не говоря уже о выводе на безубыточный уровень деятельности СПК, - комментируют в СвЖД. - С остальными субъектами отношения более конструктивные. В Свердловской и Тюменской областях уровень покрытия убытков в 2012 году составит 88%, Пермском крае - 84%. ХМАО вошел в число одиннадцати субъектов РФ, предусмотревших полное покрытие убытков. Не исключено, что в субъектах-должниках (Челябинская и Курганская области) придется не только сокращать количество электричек, но и взыскивать задолженности в судебном порядке.
Заплатят все
В 2011 году пригородными поездами воспользовалось 878,3 млн россиян (+5,6% к 2010 году). В структуре пассажирооборота во внутригородском и пригородном сообщении удельный вес железнодорожного транспорта в целом по стране достиг 19%. При этом закупки вагонов с 2008 года сократились на треть. Очевидно, что ситуация с нестабильным финансированием неприемлема для одного из ключевых видов транспорта. Тем более не все конфликтные ситуации удается оперативно урегулировать. Если вопрос пригородных перевозок в Курганской области взял на личный контроль губернатор Олег Богомолов, отметив, что не отказывается от возмещения потерь СПК, то в Челябинской области отреагировали иначе.
- Мы тоже умеем считать, не надо нас шантажировать, - официально заявил вице-губернатор Челябинской области Олег Грачев. - У нас есть расчеты, по которым ясно, что если бы перевозчики увеличили наполняемость вагонов с 20%, как это есть сейчас, хотя бы до 35%, то они вышли бы на безубыточность. Плюс, никто не работает с безбилетниками, никто не занимается повышением привлекательности передвижения именно железнодорожным транспортом. Мы готовы платить «по счетам», но перекладывать свои убытки на бюджет области не совсем корректно.
В СПК претензии отвергают:
- Несмотря на обоснование затрат СПК, регулирующими органами используются методы затягивания принятия решения. Так, в Челябинской области говорят о необходимости увеличения наполняемости, недостижимой с учетом географических и демографических показателей. Даже в Московском узле этот показатель не превышает 23,9 чел./вагон, а в Челябинской делают расчеты исходя из 35 человек. И механизм повышения доходов путем усиления борьбы с безбилетниками практически исчерпал ресурс. На Свердловской железной дороге количество безбилетников составляет 3%, на Южно-Уральской - от 7 - 13%. Частичное сокращение собственных расходов возможно только за счет автоматизации и оптимизации управленческих процессов, чем мы и так занимаемся.
Примечательно, что для привлечения внимания пассажиров к возникшим проблемам, РЖД были вынуждены открыть общественные приемные на вокзалах по всей стране, объявить акцию «Сохраним электричку!» и сбор подписей под коллективным обращением в правительство. На нашей памяти такое происходит впервые.
Задавлен электричкой
Между тем вскоре электрички целиком окажутся на плечах региональных властей. С 2013 года правительство РФ планирует отказаться от софинансирования льготного проезда в электричках школьников и студентов, с 2014-го могут быть отменены инфраструктурные субсидии ППК. Как говорят в РЖД, «под вопрос будет поставлено само существование пригородного железнодорожного транспорта».
Спасти электрички, по мнению начальника департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадия Верховых, выступавшего в Общественной палате РФ, могут три меры. Первая - сохранение субсидирования из федерального бюджета платежей пригородных перевозчиков за использование инфраструктуры на долгосрочную перспективу. Вторая - нормативное закрепление целевого источника (например, налоговых платежей РЖД) в региональных бюджетах для компенсирования выпадающих доходов перевозчиков. Третья - обнуление ставки НДС на пригородные перевозки. Кроме этого, дистанцироваться не стоит и самим ППК - от них требуется максимальное повышение эффективности.
Как говорил Дмитрий Медведев, «пригородные железнодорожные перевозки - крайне важная, щепетильная и резонансная тема, волнующая миллионы россиян. Примитивных решений здесь быть не может». Пока решений нет никаких, даже примитивных.