Евроазиатское аllegro maestoso
Свердловская область обзавелась собственным международным фестивалем академической музыки: 6 сентября в Екатеринбурге открылся Первый Евразийский музыкальный фестиваль. Организатор - Свердловская филармония, поддержка - губернатора Свердловской области.Масштаб призван впечатлить: программа трехнедельного марафона включает выступления более 500 музыкантов из России, Франции, Германии, Великобритании, Эстонии, Китая, Японии, Турции и Польши. Среди звезд - Юрий Башмет, Денис Мацуев, Прия Митчелл, Борис Андрианов, Цуеши Цуцуми, Саяка Седзи, Алена Баева. В фестивале примут участие лучшие оркестры Европы и Азии: Национальный симфонический Китая под управлением Мишеля Плассона, симфонический «Филармония наций» под руководством Юстуса Франтца, Мюнхенский молодежный камерный во главе с дирижером Марком Мастом. Высокий статус событию должна придать мировая премьера - написанный специально для фестиваля концерт Александра Чайковского для виолончели с оркестром «Ночь в Гареме». В завершение пройдут гала-концерт лауреатов международных конкурсов - певцов-исполнителей итальянской оперы и лауреатов последнего конкурса им. Чайковского.
Истинно фестивальную атмосферу создаст оригинальная off-программа: вместо пресс-конференций предложен «Кофе с гостем», а «гарниром» к встречам после концерта послужат специально испеченные черемуховые пироги. В качестве ведущих выступят не только музыковеды, но и министр культуры и туризма Свердловской области Александр Бадаев и ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров. Гостями фестиваля станут более 10 тыс. человек, а интернет-аудитория может быть беспредельна: все концерты транслируются на сайте филармонии.
Евразийский фестиваль - шаг логичный, но запоздалый. Свердловская область обладает мощнейшим культурным потенциалом, известна несколькими театральными фестивалями, а вот собственного музыкального до сих пор не имела. При этом филармония считается чуть ли не образцом менеджмента в сфере культуры, а Уральский филармонический оркестр заслуженно имеет репутацию одного из лучших в стране. Однако региональный лидер культурной революции Пермский край с его Дягилевскими сезонами уже давно и успешно использует культурные начинания как инструмент создания имиджа продвинутой территории. Да и геополитическая концепция соединения европейской и азиатской ментальностей на оригинальность не претендует. Может быть, разумно через два года (фестиваль заявлен как биеннале) попытаться сузить слишком широкие рамки евразийскости до конкретной темы.