2 + 2 = 5
Иллюстрация предоставлена библиотекой им. Белинского - MICHAEL WEISSER. DEUCHE REKLAME. |
АО «Хенкель-ПЕМОС» (Пермь) создано в 2001 году: контрольный пакет акций крупнейшего в России производителя синтетических моющих средств пермского завода «ПЕМОС» продал концерну прежний собственник «Альфа-банк». Ранее в группу Henkel вошли заводы моющих и чистящих средств в Энгельсе (Саратовская область) и Тосно (Ленинградская).
Сегодня в руках у Henkel Group 84,46% акций АО «Хенкель-ПЕМОС», остальное принадлежит миноритарным акционерам. Приступив к управлению заводом, концерн объявил о планах модернизации предприятия. В совершенствование технологического процесса владелец вложил более 5 млн долларов. Инвестиции в рекламу продукции, которая стала экспортироваться в страны СНГ и Монголию, удвоены. О реализации программ с участием немецкого капитала рассказывает генеральный директор ОАО «Хенкель-ПЕМОС» Евгений Козлов.
— Евгений Михайлович, чем пермское предприятие привлекло ведущего мирового производителя бытовой химии?
Евгений Козлов |
— А почему половина мощностей не востребована?
— Из-за относительно низкого уровня жизни и бытовой культуры россиян. Мы не достирываем: в европейских странах потребление порошка на душу населения в 2 — 3 раза выше. Расширение доли продукции Henkel на внутреннем рынке мы связываем с дальнейшим ростом покупательской способности. Здесь явная дельта: мы живем по европейским ценам, но средняя зарплата в России — 300 евро, а в Европе 1500 — 2000 евро.
— С какими инвестиционными программами пришел Henkel на ПЕМОС?
— Инвестиции Henkel в России я бы разделил на две составляющие — вложения в производственные и управленческие технологии. В Перми начали с создания более комфортных условий для персонала, охраны труда, приведения в порядок бытовых помещений. Большие деньги вложены в экологию, Henkel — это экологически ориентированный бизнес, с давней традицией проведения мероприятий по предотвращению загрязнений воды, воздуха, почвы. Теперь у нас применяются безотходные технологии, а большое количество старых отходов вывезено и закрыто в саркофаги. Заработная плата повышается два раза в год на уровень не ниже, чем коэффициент инфляции. Сегодня средняя зарплата по заводу составляет 14 тыс. рублей.
— В то же время произошло значительное сокращение персонала: из 1350 человек осталось 392. Чем оно вызвано?
— Централизацией и объединением трех российских компаний в одну, внедрением SAP (автоматизированных систем управления), новых производственных технологий. Сегодняшний бизнес, жесткая конкурентная среда, в которой мы работаем, и современные технологии производства формируют иные требования. Прежние наши линии, например, предполагали обслуживающего персонала в несколько раз больше, нежели те, которые стоят сейчас. Все заводы синтетических моющих средств последние 30 — 40 лет строились по итальянской технологии фирмы Ballestro. Henkel эту технологию значительно усовершенствовал. Раньше под узел нейтрализации алкилбензолсульфокислоты, чтобы получать один из основных компонентов порошка (сульфанол), отводилось целое здание с отдельными сетями. Теперь этот процесс более стабильно и менее энергоемко ведет небольшая установка.
Концерн модернизировал производство таким образом, что все три его российских завода выпускают бренды Henkel («Лоск», «Ласку», «Хенко», «Дени», «Персил»), а заводы в Энгельсе и Тосно выпускают весь ряд (шесть наименований) порошка под брендом ПЕМОС. Это позволило резко оптимизировать расходы на логистику. Нет больше встречных перевозок: нам не нужно марки ПЕМОС возить на юг и северо-запад, а им, соответственно, Henkel — на Урал и Дальний Восток. Каждый завод обеспечивает свой сектор России и стран СНГ. Наше предприятие поставляет продукцию на Урал, Дальний Восток, в Сибирь, имеет хорошие перспективы расширения рынка.
В прошлом году, как я уже сказал, системы производства, логистики и сбыта всех трех российских предприятий были централизованы. Хенкель-ПЕМОС теперь нет необходимости иметь собственный отдел сбыта и маркетинга, управление идет из головного офиса в Москве. Это тоже дало существенное сокращение затрат. Сейчас централизуются бухгалтерия, финансовые потоки и снабженческие функции. Наше финансовое состояние, все движения по складу видят в режиме он-лайн и в Москве, и в штаб-квартире корпорации в Дюссельдорфе.
— Как влияют перемены в устройстве бизнеса на конкурентные позиции пермского предприятия?
— Они усилены введением в ассортимент продукции Henkel. Надеемся, это увеличит продажи. В нижнем ценовом сегменте появились «Хенко», «Дени», в среднем — «Лоск», «Ласка», в верхнем — «Персил». Стиральные порошки под нашим брендом («ПЕМОС автомат», «ПЕМОС ручная стирка 3 в 1», «ПЕМОС детский», «ПЕМОС био») всегда занимали в основном нижний ценовой сегмент. С приходом фирмы Henkel, благодаря новым технологиям, завод движется от нижнего ценового сегмента к среднему и верхнему. Таковы требования рынка. За 2004 год верхний ценовой сегмент рос быстрее других, существенно увеличились продажи «Персила». Средний сегмент остается достаточно стабильным, но тоже растет. По реализации нашей продукции мы ощущаем, что нижний ценовой сегмент на фоне других если и прирастает, то менее значимо. Стоит задача расширения рынка. Есть реальные возможности увеличения нашей доли на очень емких рынках стран СНГ, особенно Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Грузии, Армении, Белоруссии.
— Чем характерны, на ваш взгляд, управленческие подходы немецкого бизнеса?
— Синергизмом. Это понятие широко используется в химии, когда, например, качество стирального порошка достигается не просто за счет смешивания простых продуктов, арифметического сложения результатов, а когда один продукт усиливает другой. Тот же синергизм я вижу в управлении «от Henkel». Этот концерн создан 129 лет назад, и опыт ведения бизнеса накапливал не только в Германии, но и по всей Европе. Немцы обучают нас, но многим вещам учатся и у нас.
— Как строятся взаимоотношения Хенкель-ПЕМОС с местными властями?
— С приходом Henkel достигнута абсолютная стабильность в уплате всех налогов. Это обеспечило стабильность в отношениях. Прочие нюансы на этом фоне не столь значимы.