В подвешенном состоянии

В подвешенном состоянии Пассивность учредителей, непрофессионализм и неоправданный риск менеджмента поставили некогда успешный региональный пенсионный фонд на грань выживания.

Светлана ШамановаB начале августа в СМИ просочилась информация: на счета участников НПФ «Семейный», получающих дополнительную пенсию, перестали поступать средства. Как выяснилось, еще в августе 2010 года в ходе плановой проверки региональное отделение ФСФР выявило многочисленные нарушения в управлении пенсионными резервами со стороны управляющей компании «Урал-континент»: более 50% резервов размещены в недвижимость и векселя, что запрещено законодательством. На этом основании ФСФР отозвала у УК «Урал-континент» лицензию. Позднее сам фонд сменил юридический адрес, не сообщив об этом ни в ФСФР, ни в налоговую службу. Как говорят в региональном отделении ФСФР, фонд несколько месяцев не предоставлял отчетность, закрыл доступ к сайту. Его бессменный президент Светлана Шаманова, депутат Екатеринбургской городской думы, передала полномочия Шолому Кацу (здесь у ФСФР возникла новая претензия: по закону, решение совета о смене президента фонда должно быть направлено регулятору, что не сделано). Шолом Кац, проживающий в Уфе экс-руководитель НПФ «Уфа-гарант», присоединенного к «Семейному» в 2004 году, объясняет возникшие перебои с начислением пенсий и подачей отчетности в ФСФР внутрикорпоративным конфликтом. По его словам, руководство управляющей компании просто не пустило сотрудников НПФ в здание, в результате фонд вынужден был срочно искать новое помещение...

Словом, проблемы некогда успешного регионального фонда налицо. И накапливались они давно.

Удар по ликвидности

НПФ «Семейный» - один из старейших фондов Урала. Создан в 1994 году крупными предприятиями региона: Качканарским ГОКом, комбинатом «Электрохимприбор», «Маяк Урала» и другими (всего 31 организация). Возглавляет совет фонда генеральный директор ЗАО «Маяк Урала» Алексей Чемоданов, он же руководил УК. Фонд разрабатывал программы добровольного пенсионного обеспечения в основном для сотрудников этих предприятий (на данный момент в фонде 20 тыс. человек). УК «Урал-континент», созданная в 1994 году теми же учредителями, по сути, не занималась ничем другим, кроме как управлением пенсионными средствами: кроме «Семейного» в ее руках находились резервы Екатеринбургского муниципального фонда (присоединен к НПФ «Семейный» в 2009 году) и Уральского дорожного фонда (в 2008 году присоединен к НПФ «Образование»). С началом пенсионной реформы «Семейный» подключился к программе обязательного пенсионного страхования. Однако это направление нельзя назвать ключевым: накопительную часть пенсии фонду передали 5 тыс. человек и, как утверждает Шолом Кац, эти средства находились в управлении двух московских УК - «Тринфико» и «Паллады».

До начала пенсионной реформы в 2002 году частные фонды в России практически не имели ограничений в инвестировании средств будущих пенсионеров. Мало того, что они могли покупать на них векселя, так еще и до 30% резервов разрешалось вкладывать в активы собственных учредителей, что позволяло учредителям НПФ реинвестировать свои отчисления в собственный же бизнес. Регулятор исключил эти направления из инвестиционной декларации только в 2005 году. Однако к тому моменту многие фонды уже вложились в недвижимость, вый­ти из которой оказалось непросто. Положение «Семейного» осложнялось тем, что значительная часть резервов была вложена в объекты, расположенные в закрытом городе Лесном, где находится один из его учредителей. Пока фондовый рынок был на подъеме, НПФ более-менее справлялся с обязательствами. Провал в кризис 2008 - 2009 годов подкосил его ликвидность. Как видно из официальной отчетности, за 2009 год пенсионные резервы снизились почти на 20%, за первый квартал 2011 года по сравнению с тем же периодом 2010 года - на 28%, а число участников - на четверть.

Не по-семейному

НПФ «Семейный» никогда не относился к числу прозрачных и открытых для широкой публики: информация на сайте была скудной, фонд не имел рейтинга. Чтобы оценить степень проблем, мы попросили коллег из рейтингового агентства «Эксперт РА» проанализировать его отчетность по методике проведения рейтингов (см. «Основные факторы, характеризующие финансовое положение НПФ "Семейный"»). Резюме: с 2009 года клиентская база фонда сокращается, все основные показатели ниже среднерыночных. При этом учредители не принимают участия в решении проблем собственными ресурсами.

Таблица. Показатели деятельности НПФ «Семейный»

В 2010 году договоренность о продаже «Семейного» была достигнута с группой «Русские фонды», которая уже несколько лет делает ставку на развитие через слияния и поглощения. В рамках этой программы в 2009 году на Урале группа приобрела НПФ «Северная казна» и благополучно завершила его присоединение. В 2010 году президент Первого национального пенсионного фонда (входит в «Русские фонды») Виталий Плотников и глава совета фонда «Семейный» Алексей Чемоданов ударили по рукам. Уже был выбран новый состав совета, внесены изменения в устав. Согласно требованиям нового собственника, президент фонда не должен был входить в состав совета. Именно тогда и пошли организационные изменения, о которых не знала ФСФР. Светлана Шаманова, будучи и президентом, и членом совета, осталась на первой должности, а исполнительный орган предложили возглавить Шолому Кацу. Однако детально ознакомившись с положением «Семейного» и увидев структуру активов, «Русские фонды» отказались от сделки. С тех пор «Семейный» и находится в подвешенном состоянии.

Процесс сокращения НПФ на Урале и в Западной Сибири идет давно. В 2005 году, по данным АЦ «Эксперт-Урал», на этой территории действовало 29 частных фондов, сейчас - только 19. Однако все уходили с рынка без скандалов, через процедуру цивилизованного присоединения к более сильным игрокам. Мы знаем только два факта аннулирования лицензии у очень мелких фондов: в 2006 году ее лишен пермский НПФ «Социальный резерв», в 2007-м - пермский же НПФ «Выбор».

4 августа отделение ФСФР вновь начало проверку в «Семейном». По ее результатам может быть вынесено два предписания: либо об административной ответственности и устранении нарушений, либо об аннулировании лицензии. Во втором случае если средств на балансе будет достаточно, счета клиентов НПФ будут переданы другому фонду, если нет - начнется процедура банкротства. Для рынка Урала это составит весьма неприятный прецедент.

Дополнительные материалы:

Основные факторы, характеризующие финансовое положение НПФ «Семейный»

Экстремально низкое (на грани законодательного минимума) значение ИОУД. Среднее по рынку значение ИОУД на 31.03.11 - 595 млн рублей, у НПФ «Семейный» - 62 млн рублей. При этом если среднерыночное значение ИОУД с 31.12.09 по 31.03.11 увеличилось на 59%, то у фонда оно выросло за этот период всего на 6,5%. Таким образом, размер ИОУД соответствует законодательным требованиям, но на протяжении двух лет находится на их пределе.

Динамика ИОУД НПФ "Семейный" 

Соотношение страхового резерва и РППО на крайне низком уровне - 4,8% при среднерыночном показателе на соответствующую дату 7,04%.

Объем собственного имущества фонда - 501 млн рублей при среднерыночном показателе 1,1 млрд рублей. Причем на 30.06.10 собственное имущество составляло 622 млн рублей.Размер совокупного вклада учредителей: учредителями фонда являются крупные предприятия Свердловской области, но размер СВУ с 30.09.09 по 31.03.11 не менялся (62 млн рублей).

Клиентская база по НПО на 31.03.11 насчитывала 21 088 человек при среднем значении на рынке 43 336 человек. При этом с 31.12.09 клиентская база фонда сократилась на 26%, тогда как среднее количество клиентов по НПО на рынке выросло за это время на 5,8%.

Клиентская база по ОПС на 31.03.11 года насчитывала 3474 человека при среднем значении на рынке 69 118 человек. Причем с 31.12.09 среднее количество клиентов по ОПС на рынке выросло на 34%, а у фонда сократилось на 15,6%.

Источник: «Эксперт РА»


Материалы по теме

Основатель финансовой пирамиды взят под стражу

О пенсиях всерьез

Найден автор крупной аферы

Флюгер инвестора